Страстная седмица посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни, Крестных страданий и смерти по человечеству Иисуса Христа. В богослужении Великого Понедельника Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы потом и жить с Ним.
В Великий Понедельник, 10 апреля утром, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил уставные богослужения: часы, изобразительны, вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров в храме благоверного великого князя Михаила Тверского на острове Памяти в Твери. Владыке сослужили: благочинный I Тверского церковного округа протоиерей Павел Сорочинский, священники Александр Горячев, Сергий Губский-Борисов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).
Архипастырь с духовенством в центре храма совершили третий, шестой и девятый час. На каждом часе было прочитано Евангелие.
На Литургии читался Евангельский отрывок о последних временах. После чтения митрополит Амвросий обратился с проповедью к молящимся в храме:
Берем ли мы от смоковницы подобие, видим ли эти знаки конца времен в своей жизни, в жизни современного мира? Внимательны ли мы и бдительны ли настолько, чтобы сравнивать происходящее в мире с тем, о чём говорил Господь? Если обратить внимание на происходящие сейчас в мире события, то можно найти много подтверждений пророчества Господа о мире последних дней. Но из истории мы знаем, что всё это уже было в мире. И Бог, по Своему великому милосердию, дарил человечеству еще время. Время на исправление и покаяние, время на осознание собственных ошибок, время на жизнь. Дарует ли Он еще времени нашему миру, мы не знаем.
Одно только знаем мы твердо: надлежит быть готовыми ко встрече со Христом всегда. Для нас нет большой разницы, доживем ли мы до последних времен либо наши последние времена наступят для каждого частным образом, впереди — ответ перед Богом. Я слышал о пожилой бабушке, которая читала свою Библию дни напролет. Кто-то спросил ее внучку, что она делает, и она ответила: «Она зубрит к экзаменам». Многие люди ждут, пока не окажутся почти на смертном одре, чтобы подумать о подобных вещах. Но пора уже начинать, ведь наш «финал» может наступить раньше, чем мы можем представить.
На сугубой ектении возносились особые прошения о единстве Святой Руси, а также о гонимых архипастырях, арестованном в Киеве борющейся с Церковью украинской властью наместнике Киево-Печерской лавры, братии обители, монашествующих, пастырях и православных христианах Украинской Православной Церкви, жестоко преследуемых безбожной властью и адептами парасинагоги под названием ПЦУ на Украине за принадлежность к канонической Церкви.
Архипастырь прочитал молитву о мире и о восстановлении Спасо-Преображенского собора на Соборной площади Твери, об Отечестве и восстановлении мира.
По окончании богослужения митрополит Амвросий поздравил всех с началом Страстной седмицы:
Мы вступили в Страстную Седмицу — тот небольшой период, который очень очевидно, ярко и однозначно готовит нас к встрече Воскресшего Спасителя. Вместе с Ним мы пройдем через Сионскую горницу, через предательство учеником, суд Пилата, поругание, заушение, оплевание, Крестную смерть и Его преславное Воскресение.
Я желаю, чтобы в эти дни Страстной седмицы как только возможно максимально был уменьшен в наших сердцах, да и физически тоже, шум мира сего. Постарайтесь сохранить себя для молитвы, для Бога, для всего того, что предлагает нам атмосфера Святой Церкви. Постарайтесь по возможности ежедневно, особенно если вы не связаны работой или какими-то особыми обязанностями перед обществом и семьей, быть утром и вечером в эти дни в святом храме. Ну и, конечно же, в день установления Тайной Вечери, величайшего Таинства — Святой Евхаристии, в Великий Четверг; в этот же день вечером на чтении Страстных Евангелий.
Конечно же, верные Христу обязательно будут с Ним в момент Его распятия и погребения, снятия со Креста, которые мы свидетельствуем служением вечерни с изнесением Святой Плащаницы, а затем утрени с чином погребения этой Плащаницы.
Христианин не может оставаться христианином, если он не будет в храме в ночь Светлого Христова Воскресения и не причастится Святых Христовых Таин. Все те, кто соблюдал пост, исповедовался, старался очистить душу свою и привести себя к Богу и Отцу в дни Святой Четыредесятницы и последней, Страстной седмицы, без всякого сомнения приступайте к Таинству Святой Евхаристии. Даже если вы исповедовались несколькими днями раньше — на Благовещение или в Вербное воскресенье, обязательно причащайтесь в Великий Четверг и, конечно же, на Пасху.
Страстная седмица — это особое время, когда человек призван отложить всякое житейское попечение, и даже личное. Я был воспитан в Троице-Сергиевой лавре и очень хорошо знаю традиции этой святой обители и отношение монашествующих к каким-то своим, личным праздникам в дни Страстной седмицы. Они всегда переносились на время после Святой Пасхи. Так же наш устав даже в отношении святых поступает. Мы не празднуем дни памяти святых в Страстную седмицу. Мы эти праздники празднуем до нее либо после. Поэтому я думаю, что в связи с тем, что, по крайней мере, два человека, которые есть в этом храме, отмечают особые дни в своей жизни, обязательно позовут нас после Пасхи и мы отметим их личные даты. И не будем сейчас распыляться на всё это, потому что главный Лик, который мы должны видеть перед собой в эти Страстные дни, — это, конечно же, Лик Христа. И пусть ничто, даже самое личное и дорогое, и никто не будут нас от этого отвлекать.
В Евангельском чтении на Литургии Церковь напоминает нам о судьбе богоотступного иудейского народа и о кончине мира так, как их предрек Иисус Христос. Верующие призываются к великодушию и беспристрастию. Об этом идет речь в притче о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына господина. Здесь изображается ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю Сына Божия, распявших и Его Самого. Так и христиане, нарушающие заповеди, продолжают распинать Сына Божия своими прегрешениями.
***
С апостольских времен дни Страстной седмицы глубоко почитались христианами. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.
Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и Евангельских чтениях утрени и Литургии. В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный характер.
Пресс-служба Тверской епархии