03.06.2023 | Епархия

В Троицкую родительскую субботу освящен Спасо-Преображенский храм в поселке Славный Торжокского благочиния

3 июня, в день Троицкой родительской субботы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил приход Преображенской церкви в поселке Славный Торжокского благочиния.

В исторических документах датой основания и окончания постройки каменной церкви считается 1755–1792 годы К основанию Спасо-Преображенского храма причастен прихожанин — полковник С.Н. Шишков, в чье поместье входил погост Новый Спас.

В нескольких километрах от Торжка на территории поселка Славный расположены Спасо-Преображенская церковь и остатки липового парка с прудами бывшей усадьбы Новоспасское-Выставка. В XIX веке усадьба принадлежала Н.П. Оленину — внуку президента Академии художеств А.Н. Оленину. Активный участник Тверского земства, Н.П. Оленин регулярно проводил в своем имении выставки народных промыслов, отсюда второе название усадьбы — «Выставка».

Каменная церковь Преображения Господня с двумя престолами: холодный — Преображения Господня и теплый — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С годами церковь перестраивалась. Во времена советской власти, в 1928 году, Спасо-Преображенский храм был закрыт, а село Новоспасское-Выставка переименовано в совхоз имени Ленина. Полностью были разрушены четырехколонные портики, осыпались фрески, утрачены церковная ограда, витражи из цветного стекла, исчезла деревянная сторожка, приходское кладбище сравняли с землей. Перестроечные времена принесли храму долгожданное возрождение. В 1994 году зарегистрирован приход, начались регулярные богослужения.

В день Троицкой родительской субботы митрополит Амвросий совершил Великое освящение Преображенской церкви и первую Божественную литургию архиерейским чином на освященном престоле. Ему сослужили: благочинный Торжокского церковного округа протоиерей Николай Алексеев, настоятель храма, насельник Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря игумен Силуан (Шальнев), руководитель административного секретариата священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).

За богослужением пели певчие клироса под управлением Елены Кутилкиной.

На богослужении молились прихожане и паломники, глава Торжокского района Е.В. Хохлова.

После Евангельского чтения, положенного в день родительской субботы, митрополит Амвросий произнес проповедь:

Воспоминание умерших и сугубая молитва о них — это наше свидетельство веры в воскресение, в вечную жизнь. Это не просто традиция или обряд, это выражение нашего упования на Бога в том, что Он нам уготовал за порогом жизни, наша вера в то, что смерть не является конечной точкой существования сотворенного Богом человека. Это лишь временное отделение, после которого последует вечное воссоединение в Царствии Небесном, жить в котором мы учимся уже здесь и сейчас.

Мы продолжаем молиться за усопших не потому, что Богу нужны наши молитвы, чтобы помнить о наших умерших. Бог не забывает и не оставляет тех, кого Он создал. Но мы молимся, чтобы напомнить себе, что мы все связаны любовью и верой, что смерть не может разорвать эту связь и что у нас есть надежда на вечную жизнь благодаря спасительному подвигу Господа Иисуса.

На сугубой ектении возносились молитвы о восстановлении мира, об Отечестве. 

Была совершена заупокойная ектения обо всех от века усопших православных христианах. Архипастырь сугубо молился об упокоении души усопшего своего одноклассника по Московской духовной семинарии, выпускника регентского отделения СПбДА, многолетнего преподавателя и регента Киевской духовной академии — новопреставленного архимандрита Романа (Подлубняка), отпевание которого совершалось в это время в Киево-Печерской лавре. 

На Херувимской песни архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии.

По заамвонной молитве архипастырь совершил панихиду по всем усопшим православным христианам. В этот день поминаются все от века почившие. Поминовение всех умерших христиан установлено в субботу пред Пятидесятницей ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения людей, в котором участвуют и усопшие. Поэтому накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них.

Глава митрополии поздравил всех молящихся со знаменательным событием — освящением храма, которому уже более двух веков:

Храм вместил сегодня в себя множество событий. Это его Великое освящение, которого он ожидал достаточно долгое количество лет; это Божественная литургия, которая всегда неповторима и которая вновь отправляет нас не просто мысленно, а совершенно реально в Сионскую горницу, для того чтобы вкусить от Тела и Крови Господа и Спасителя нашего. И наша сегодняшняя сугубая молитва в Троицкую родительскую субботу — о наших усопших сродниках, о тех, кого мы знали, кого любили, и о всех прежде почивших, за которых некому молиться. 

Любите храм Божий, любите Церковь и старайтесь жить по Евангелию, старайтесь учить жить по Евангелию других, своих близких, детей, внуков, тех, кого вы знаете. Но словами сегодня ничему не научишь, потому что слова обесценились. Нужно подавать всегда пример. Говорить легче, а вот быть примером тяжелее всего. Без примера не будет никакой передачи должной жизни. Поэтому каждый раз, даже когда вы приносите младенцев в храм или приводите детей, вы, родители, подавайте им сами пример участия в Божественной Евхаристии. Не детей только нужно причащать, а родителям должно самим показывать пример участия в церковной жизни своим детям. 

Архиерей благословил всех прихожан, раздал антидор и подарил каждому молящемуся Евангелие и книгу «Добро пожаловать в Церковь».

Справочная информация:

***

Церковь Спаса Преображения выстроена в стиле барокко. Барокко (дословно «жемчужина с пороком») — художественный и архитектурный стиль, направление в европейском искусстве XVII–XVIII веков. Этот стиль был выбран не случайно, именно в XVII–XVIII веках в Российской империи это был самый популярный стиль в строительстве. Многие храмы того времени были построены в этом итальянском стиле.

Ядром церкви являются четырехгранные окна, несущий массивный световой восьмигранник, композицию завершает купол с декоративной главкой, выполненный мастерами провинциального зодчества из красного кирпича. Снаружи церковь оштукатурена и окрашена. Каким был первоначальный цвет окраски, в летописях не упомянуто. К четырехграннику примыкают пятигранная алтарная апсида, небольшая трапезная и трехъярусная нарядная колокольня с высоким шпилем. 

С годами храм видоизменялся. И в 1799 году по проекту губернского архитектора Андрея Трофимова завершилась его кардинальная перестройка. Только в XIX веке ремонт церкви производился 6 раз. Возведение церкви завершило формирование дворянской усадьбы, ознаменовав рождение поселка — Новоспасское (Выставка) (первое историческое название — пгт Славный).

С XVIII века в храме находился образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с дарственной надписью от цесаревича Великого князя Алексея Петровича всея России гласившая: «Преосвященному Парфению Митрополиту Лаодикийскому».

Этот чудотворный образ особо почитался в народе и привлекал в храм верующих со всей округи.

Церковь в достатке была обеспечена утварью, содержала принадлежащие ей дома и постройки, владела усадебными, пахотными, покосными и лесными угодьями; ежегодно перечисляла средства на обучение наставников семинарии, духовного училища и епархиального женского училища. Капиталы храма хранились в Тверском отделении государственного банка, в Новоторжской сберкассе и уездном казначействе. Приходом Спасо-Преображенской церкви в разные годы были: село Ново-Спасское, деревни Орехово, Яковлевское, Матеево, Зенцово.

В 1928 году Спасо-Преображенский храм был закрыт. Так окончилась славная история церкви периода 1894–1928 годов. 

Во времена советской власти в 1928 году Спасо-Преображенский храм был закрыт, а село Новоспасское (Выставка) переименовано в совхоз имени Ленина. Идеология того времени отрицала веру и стремилась уничтожить или разрушить всё, что было связано с христианством на Руси. Не обошла эта участь и поселковую церковь. Полностью разрушены четыре колонных портика, осыпались фрески, утрачены церковная ограда, витражи из цветного стекла, исчезла деревянная сторожка, приходское кладбище сравняли с землей, не пощадив даже надгробных камней. 

За годы советской власти все духовные реликвии, церковная утварь и библиотека храма были безвозвратно утеряны. К счастью, сам храм устоял и не подвергся уничтожению.

За долгие годы СССР в стенах храма располагалось: жилье для рабочих, столовая, молокозавод, клуб, сапожная мастерская, инкубатор, склад, торговая лавка и спортивная база. С приходом к руководству ОПХ ВНИИЛ им. Ленина нового директора — кандидата экономических наук Н.П. Новожилова здание церкви полностью освободили и поставили на реставрацию. Перестроечные времена принесли храму долгожданное возрождение. При поддержке администрации хозяйства было получено разрешение у Тверской епархии на открытие прихода в Спасо-Преображенском храме. Так началось долгое и тяжелое восстановление святыни.

В 1994 году зарегистрирован приход, начались регулярные богослужения.

С лета 1995 года настоятелем храма был назначен иеромонах Силуан (Шальнев).

За годы его служения проделана огромная работа по восстановлению и развитию храма. Проведены ремонтные работы: подведена вода, проведено внутреннее отопление, поставлен котел и печи. Силами прихожан и спонсоров построены хозпостройки (трапезная, сарай). Ежегодно проводится текущий ремонт наружной и внутренней частей храма. Полностью заменены алтарные иконостасы, стены храма украшаются резьбой. Благоустроена территория храма.

При храме проводятся мероприятия по православной культуре с учащимися МБОУ Славнинской СОШ. Заключен договор о сотрудничестве с МБОУ Славнинская СОШ. Ежемесячно настоятель проводит беседы в школе или в храме для учащихся. Организована благотворительная помощь нуждающимся. Настоятель посещает дом-интернат для инвалидов и престарелых. Проводится молитвенная и духовная поддержка родственников воинов, участвующих в СВО.

Проводятся миссионерские собрания. Один раз в неделю изучается Священное Писание, церковные традиции. В воскресные дни после Литургии формируется общий стол из продуктов, принесенных прихожанами, во время которого настоятель рассказывает о содержании праздника, о святых и др.

Проводятся совместные субботники по уборке территории, заготовке дров, уборке урожая. Организуются паломнические поездки.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.