В среду третьей седмицы Великого поста митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Христорождественский женский монастырь г. Твери. В этом году исполняется 25 лет возобновления монашеской жизни после долгих лет запустения. 1 апреля 1999 г. на заседании Священного Синода было принято решение о возобновлении монашеской жизни в этой древней обители.
Глава Тверской митрополии совершил в главном, Христорождественском соборе монастыря вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров. Архиерею сослужили клирики обители протоиерей Роман Ожерельев, священники Олег Руденко и Роман Альгашов, а также диакон Иоанн Зорин, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов.
На богослужении пел хор сестер Вознесенского Оршина женского монастыря под управлением монахини Фамари (Акинфиновой).
На богослужении молились настоятельница обители игумения Лариса (Лобанова) с сестрами, прихожане монастырского храма и гости, среди которых были настоятельница Свято-Екатерининского женского монастыря г. Твери игумения Иулиания (Ритониеми) и настоятельница Вознесенского Оршина монастыря игумения Евпраксия (Инбер).
По запричастном стихе протоиерей Роман Ожерельев обратился к молящимся с проповедью.
По окончании богослужения архипастырь поздравил прихожан с днем памяти преподобного Серафима Вырицкого:
Сегодня Святая Церковь отмечает память удивительного русского святого, наследника преподобного Серафима Саровского — преподобного Серафима Вырицкого.
У них был разный жизненый путь, но их объединяет горение и святая, чистая жизнь. В разном статусе, в разном звании. Преподобный Серафим Саровский был девственником и монахом, а преподобный Серафим Вырицкий был человеком женатым, семейным. Но он стремился с самой юности к монашеству и получил этот дар на закате своей жизни.
Он, еще будучи 14-летним юношей, пришел в Александро-Невскую лавру, чтобы вверить свою жизнь монашескому пути. Но тогда он получил другое благословение. Будучи затем руководим еще одним святым нашей церкви, преподобным Варнавой Гефсиманским, он совершал путь своего спасения в том звании, в котором находился большую часть своей жизни, — купеческом.
Действительно удивительно, как обычный крестьянский сын, который очень рано осиротел, в 16 лет уже стал практически управляющим лавкой другого человека в Петербурге, а затем открыл свое дело. Но самое главное — он богател в Бога, а не для себя. Оставаясь одним из самых богатых людей того времени, он был одновременно и самым щедрым благотворителем своего времени. Щедрым не ради пиара, как бы сейчас сказали, не ради того, чтобы о нем писали в газетах или везде говорили, устраивали встречи ему, не ради каких-то его выступлений, не ради того, чтобы тешить собственное тщеславие. А потому, что он был человеком, любящим Бога и служившим Ему всю свою жизнь, благочестивым, настоящим, целомудренным, святым, молитвенным, аскетичным. Несмотря на огромные возможности материальные, которые были у него, он богател не ради себя, но богател в Бога.
Удивительно, какими зрелыми были люди раньше, не как сейчас. 14-летний отрок Михаил Тверской пришел к святителю Симеону Тверскому с проектом первого нашего кафедрального собора — Спасо-Преображенской церкви. 14-летний юноша Василий Муравьёв уже тогда определил для себя путь своего земного бытия, уже тогда хотел посвятить себя монашеству. Но было иное о нем произволение. Произволение Промысла Бога, Который провел его и через опыт семейной жизни, и через опыт жизни материальной, экономической и соделал его через это зрелым плодом для Царствия Небесного и для монашества, о котором он мечтал. Ведь он стал после этого монахом настоящим, подлинным, опытным, святым и прозорливым, несмотря на то, что большую часть своей жизни жил в миру.
Сегодня весьма немного отроков или отроковиц и молодых людей в своем возрасте определяют для себя путь земного бытия. Многие оканчивают школу, а некоторые даже университеты и не знают, кем они хотят быть. Было благословение Василию Муравьёву пройти через опыт семейной жизни, и я вспоминаю лаврского схиигумена Селафиила — многодетного отца, который в свое время и войну прошел, и семью содержал, и внуков имел очень много и правнуков, а потом, на закате своей жизни, как бы исполнив перед миром сим свой долг, пришел в Троице-Сергиеву лавру и там уже исполнял долг в течение многих лет, отведенных ему Богом, в качестве монаха.
Я хорошо помню, как многих из семинаристов, которые приходили к нему и прежде моего обучения в МДА, и в мое время за благословением на монашество, он чаще всего благословлял идти путем семейной жизни, воспитать детей, поставить их на ноги и исполнить первую заповедь Бога, данную на заре человеческой истории: «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею», а потом уже жизнь свою посвятить монашеству. Многие так и поступали: рождали детей, ставили их на ноги, радовались своему выбору, а потом принимали монашеский постриг вместе со своей супружницей. Но у каждого, конечно, свой путь. Богу нужны и свежие, ранние плоды. Увы, намерений посвятить себя служению Богу и монашескому пути всё меньше и меньше ныне в молодежной среде.
Я сегодня хотел бы напомнить и о предупреждении, которое давал грядущим жить поколениям преподобный Серафим Вырицкий. Он говорил о вещах, которые были непонятны его современникам, которые трудно было вообще даже принять и в которые было трудно поверить. Так же как трудно было поверить, когда два семинариста — два студента Петербургской, тогда еще Ленинградской духовной академии, один румынский студент, другой из Эстонии, — приехали к нему, и одному он предсказал, что тот будет архиереем Румынской Церкви, а другому сказал, что он будет патриархом. Эти студенты приехали в академию и рассказали о том, как прошла встреча с иеросхимонахом Серафимом. Особенно его прозорливости удивлялся и даже смущался от нее румынский студент. Тогда студенты Ленинградской духовной академии ему сказали: «Да не обращай внимания, мало ли чего он тебе сказал. Он и Лëшке Ридигеру сказал, что тот патриархом будет». И так и случилось. Алексей Ридигер стал Патриархом Московским и всея Руси, а этот студент стал румынским архиереем.
Так вот, преподобный Серафим Вырицкий говорил о том, что настанут такие времена, когда будут храмы открываться, купола золотиться, колокольный звон будет оглашать нашу землю. Это вообще было немыслимо в то время. Всего несколько архиереев оставалось у нас тогда в стране. И храмов-то мало совсем было. И вот тогда, говорил преподобный Серафим, Господь посетит людей очень сильным испытанием. Уже не такие будут гонения, как сейчас, а изощренные. Для многих людей мамона, материальное богатство, станет главным богом. Не будут внешне молиться золотому тельцу, но определять и поступки, и поведение человека будет именно стремление к материальному достатку и комфортной, уютной жизни. И тогда, несмотря на то, что внешне будет всё расцветать, будет очень много зла, предательства и отступление от Христа. Но вы не бойтесь ничего, говорил он, самое главное — не оставлять молитвы. Молитесь всегда, не оставляйте ее утром, вечером и днем. Как можно чаще приходите в церковь, исповедуйтесь, причащайтесь Святых Христовых Тайн, на зло отвечайте только добром и любовью. Вот такие простые, но очень важные для каждого христианина, начиная от мирянина и кончая архиереем, советы давал преподобный Серафим Вырицкий. Скорее всего, как вы видите, именно для нас с вами, для нынешнего времени.
Однажды мне рассказали про одного очень благочестивого архиерея, аскета, молитвенника, подвижника, удивительную историю. Он посещал с группой паломников несколько лет тому назад, когда это было возможно, Святую Землю, и вот они пришли в Гефсиманский сад. И упал на колени этот архиерей, и стал со слезами молиться. Священники его потом стали спрашивать: «Владыка, а о чем вы так молились именно в Гефсиманском саду? Не на Голгофе, не на Гробе Господнем, а в этом саду, в котором и деревья-то не растут те, которые были свидетелями молитвы Христа». И он сказал страшные для этих священников слова: «Я молился о том, чтобы мне не стать таким же предателем, каким стал Иуда». Священники смутились, зная этого архиерея, духовного авторитета, без всякого сомнения, святой жизни человека. Они спросили: «Вы, владыка, молитесь об этом?» И он сказал: «Да, я молюсь об этом. Потому что на самом деле наше спасение проходит как бы по очень узкой дощечке. И мы идем по ней с трепетом, а внизу пропасть. И мы не знаем, когда мы потеряем равновесие. Равновесие зависит не от нас, хотя и от нас частично конечно же, а от Бога. И пока мы с Ним, пока мы держимся за Его руку, мы можем идти по этой дощечке, не обращая внимания на страхи, искушения, которые нам предлагаются, на гонения, испытания. Но как только мы вдруг начинаем надеяться на себя, на свои таланты, возможности, способности, даже на свои духовные подвиги, мы тут же выпускаем из своей руки руку Христа и способны упасть в эту страшную пропасть и разбиться. И поэтому я молюсь о том, чтобы мне не стать таким предателем, каким стал Иуда».
Действительно, спасение всегда совершается между страхом и надеждой. И для нашего времени предупреждение преподобного Серафима Вырицкого особенно актуально. Мы все знаем, как правильно говорить. Мы знаем даже, как правильно поступать, но мы знаем одновременно и то, как легко говорить и как трудно поступать, совершать дела. Потому что спасение совершается между страхом и надеждой. И только тогда, когда мы с Богом, когда мы изо всех сил держимся за Его спасительную десницу, и не размениваемся ни на что, и смотрим только на Христа, Которого должны всю жизнь учиться любить и слушаться, мы удерживаем это равновесие.
3 апреля Церковь молитвенно вспоминает преподобного Серафима Вырицкого, духовника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Многим советовал батюшка обращаться к молитве Иисусовой: «Непрестанная молитва покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого с Духом Божиим. В то же время она есть меч духовный, истребляющий всякий грех». По причине нездоровья отец Серафим переселился в Вырицу, где повторил подвиг своего небесного покровителя преподобного Серафима Саровского — моление на камне. Скончался 3 апреля 1949 г. В 2024 г. исполняется 75 лет со дня кончины святого. В августе 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви преподобный Серафим Вырицкий был причислен к лику святых для общецерковного почитания.
Тропарь, глас 4
Яко великаго молитвенника за землю нашу / и утешителя теплаго притекающих к тебе, / ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, / вся бо яже в мире красная оставил еси, / всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа / и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: / не престай и ныне молитися за ны, // да в терпении обрящем путь покаяния / и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.
***
Христорождественский женский монастырь основан в конце XIV столетия по благословению святителя и чудотворца Арсения, епископа Тверского.
В 1920 г. монастырь закрыли. В 1925–1930 гг. разобрали колокольню. Снесли ограду с башнями. Многие годы главный храм обители использовался не по назначению. 1 апреля 1999 г. на заседании Священного Синода принято решение о возобновлении монашеской жизни в этой древней обители. 16 августа того же года состоялась передача Христорождественского собора первым сестрам монастыря.
В 2000 г. 7 января, на Рождество Христово, состоялась первая Литургия после многих лет запустения.
За эти годы были осуществлены следующие работы:
Пресс-служба Тверской епархии