Родительские субботы — дни сугубого поминовения усопших православных христиан. Всякая суббота (кроме тех случаев, когда в субботу случается праздник: полиелейный, бденный или великий) посвящена в церковном календаре поминовению усопших, но есть и особо выделенные субботние дни. Родительскими они именуются потому, что родители — самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников.
Первое заупокойное вечернее богослужение совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери накануне субботнего дня, 9 февраля. Ему сослужили иерей Сергий Будков, протоиерей Владимир Цымбал, иерей Максим Луканов, иеромонах Антоний (Шкурметов), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов.
Вечерня и утреня совершались по Октоиху. Во время богослужения при вынимании частиц из просфор, а также во время чтения 17-й кафизмы были помянуты об упокоении усопшие, записанные в архиерейский и соборный синодики, все те, о ком были поданы записки через сайт епархии, в магазине «Талант» и в соборе.
На середине храма был установлен панихидный стол и стол для приношений об упокоении усопших.
На утрене священнослужители прочитали 17-ю кафизму.
Канон Преображению Господню, мученикам и заупокойный прочел митрополит Амвросий.
Пел квартет под управлением Екатерины Чайкиной.
Каждую пятницу вечером за исключением бденных и полиелейных служб в Спасо-Преображенском соборе будет совершаться заупокойное богослужение по всем усопшим.
Парастас, или Великая панихида, в своем изначальном смысле появился в XVII веке в западнорусских (украинских и белорусских землях). Этим термином обозначалось расширенное заупокойное богослужение, которое отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на нем поются непорочны (17-я кафизма) и полный канон «Яко по суху» (помещен в Октоихе, глас 8-й, в субботу). Такая служба может быть совершена в церкви в особые дни памяти почитаемых людей; также парастас можно совершать дома мирским чином в поминальные дни (3, 9, 40‑й и проч.).
Есть последование заупокойного всенощного бдения, которое печаталось в XIX веке. «Парастас, сиречь всенощное бдение, певаемое по усопшему». Как указывает священноисповедник XX века Афанасий (Сахаров), эта служба не входит в число уставных и потому «при желании совершить непременно заупокойное всенощное бдение по означенному чину, оно может быть совершено в доме, в усыпальнице, на могиле или в храме, но только не во время, положенное для уставного богослужения».
Во-вторых, в быту парастасом часто называют заупокойные богослужения в дни особого поминовения усопших, то есть богослужения 6 суббот: мясопустной и Троицкой, суббот 2, 3, 4‑й седмиц Великого поста; Димитриевской субботы. В Типиконе такие службы особого общего названия не имеют, так что именование субботнего заупокойного богослужения парастасом в настоящее время можно считать основным значением этого слова в церковном обиходе.
Пресс-служба Тверской епархии