06.11.2021 | Епархия

В приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Твери совершено архиерейское богослужение

Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человека икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Многие на протяжении жизни проходят через лишения и трудности, скорби и печали, болезни и немощи. Уже в одном имени этой иконы заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице, Которая спешит на зов о помощи, поддерживая нас в испытаниях, утирая слезы плачущих и даря надежду.

Престольный праздник в этот день отметил  Скорбященский храм в Твери. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в церкви иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» Божественную литургию. Ему сослужили благочинный I Тверского церковного округа протоиерей Павел Сорочинский, настоятель храма протоиерей Леонид Водолазский, клирик храма протоиерей Александр Крюков, руководитель административного секретариата священник Сергий Будков. 

Настоятель храма является директором школы и преподает Священное Писание Нового Завета в 10 и 11 классах. Преподаватели и ученики школы участвуют в богослужениях, проведении праздников. На приходе осуществляется часть воспитательного процесса школы миссионерского направления.

На соборную молитву в престольный день пришли прихожане, гости храма и ученики с преподавателями Тверской епархиальной православной школы имени святителя Тихона Задонского.

Главная святыня храма — икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — принесена в храм из кафедрального Воскресенского собора 5 ноября 1996 г. С тех пор перед иконой каждую пятницу совершается водосвятный молебен с чтением акафиста. 

На сугубой ектении были помянуты поименно страждущие от различных болезней, произнесены прошения о врачах, вознесены молитвы о прекращении губительного поветрия.

На заупокойной ектении были поименно помянуты все, о ком через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о молитве об упокоении на год, полгода, сорок дней, а также имена, поданные накануне Димитриевской родительской субботы. Верующие молились также об упокоении новопреставленной игумении Рафаилы, почившей 4 ноября, настоятельницы Корецкого монастыря, отпевание и погребение которой проходило в это время в ее родной обители. 

По заамвонной молитве был совершён крестный ход вокруг храма.

Митрополит Амвросий поздравил всех пришедших на соборную молитву с престольным торжеством:

“Всех скорбящих Радость” — удивительное и трогательное название образа Пресвятой Богородицы. Очень близкое живущим на земле людям и особенно людям, которые, наверное, сердца свои особо горé возносят, потому что молитвы и песнопения, которые относятся к нынешнему дню, понятны для живущего в земной юдоли, в скорби и печали человека. Такой человек именует Божию Матерь Заступницей скорбящих и обидимых, Питательницей алчущих, Утешением странников, Пристанищем обуреваемых, Посещением больных, Покровом немощных и больных, Жезлом старости — такие трогательные наименования, с одной стороны, земные, даже слегка приземленные, но вместе с тем свидетельствующие о духовном опыте людей, которые оставили нам наследие — и эти слова, и этот дух, этот праздник и эту икону. 

Мы живем действительно в мире несовершенном, и несовершенным он будет до скончания своего существования, потому что в свое время грех, подобно вирусу и эпидемии, поразил человечество, и теперь он живет, из поколения в поколение искажая человеческую природу. Но одновременно Бог пришел в этот мир для того, чтобы этот грех потерял свою силу, подобно вирусу, с которым человечество справляется с помощью разных средств. И хотя он и живет в человечестве, но он не имеет уже своей силы. Вот так и грех. Он тоже не будет иметь своей силы, если мы сможем ухватиться за спасающую руку Божию, если мы сможем прибегнуть к покрову Божией Матери и вознести свои сердца горé, будучи обремененными, страждущими, больными. И несмотря на свое пребывание здесь, во временной юдоли, всё равно поднимать свои глаза к небу и понимать, что мы сотворены не для земли, а для неба, для жизни будущего века, для вечности. 

Об этом, наверное, легко говорить, особенно с высокого церковного амвона, но тяжелее намного и намного более значимее и благодатнее всё это переживать в своем сердце, в молитвенном предстоянии Богородице, в молитвенном предстоянии Богу, Который открывает, расширяет границы сердца и позволяет увидеть то, что не способно увидеть обычное земное человеческое зрение. Обращаясь к Божией Матери, мы надеемся на Ее заступление, и в этой надежда мы не можем быть посрамлены. Но мы, люди, живущие на земле, должны еще понимать, что только тогда мы сможем пережить это предстательство Богородицы и Ее участие в нашей жизни, когда мы сами будем делать шаги навстречу Ее Божественному Сыну, Который ожидает от нас тоже чистоты и тела и души, которые присутствуют в Богородице, Который ожидает от нас совсем не модного, поругаемого, осмеянного, попираемого, но высочайшей добродетели — целомудрия.  А целомудрие заключается не просто в хранении телесной чистоты. Целомудрие — это целостность всех сил человеческих — ума, сердца, воли, души и тела тоже. И для того, чтобы сохранить это единство, Церковь предлагает очень многие средства — пост, молитву, размышления, созерцание, чтение Священного Писания, житий святых, хранение своего сердца и ума своего от всего того, что наносит вред, разрушает и приносит грязь. 

Мы живем в такое время, когда вокруг нас очень много средств для того, чтобы поколебать наше целомудрие. И одним из таких сильнейших поражающих средств является слово. Словом, мы знаем, можно оживить человека, а можно убить. Мы знаем из Священного Писания, что никакое слово не остается без последствий, всякое слово, которое произнесут люди на земле, будет принесено на Суд. И за каждое слово необходимо будет дать ответ. Слово, произнесенное однажды, сохраняется во Вселенной. Оно никуда не уходит, оно сохраняется навсегда. И если это слово плохое, если это нецензурное слово, которое поразило наше общество от стара до млада, оно никуда не исчезает, и, будучи сказанным, оно присутствует в пространстве времени и Вселенной и производит свое разрушительное действие. 

Сегодня, к сожалению, мы живем в окружении таких слов, которые извергают из себя не только взрослые, обезумевшие люди, но и молодые люди — юноши, девушки, да и просто дети, которые берут пример со своих родителей, со своих родных, и оскверняют жизнь земную, и оскверняют тот путь, который мог бы быть для них спасительным, а становится погибельным. И в этом прежде всего виноваты взрослые; взрослые, которые подают пример, дурной пример, разрушительный пример. Мы молимся Божией Матери, и даже верующие люди произносят слова молитвы и благословения, и тут же выходят за пределы храма, и в каких-то бытовых, семейных обстоятельствах либо на работе оперируют словами, которые недостойно произносить человеку, во Христа крестившемуся и во Христа облекшемуся. Божия Матерь слагала в сердце Своем слова, сказанные Ее Божественным Сыном. И вот эти слова верующие люди должны слагать в своем сердце. Но тогда, когда наступает явление, противоречащее вере человека и тому, что он сам о себе думает, думая, что он христианин, и заражает пространство, окружающее его, гнилой нецензурной бранью, — тогда Дух Святой отходит от этого человека. В афонской традиции есть такие слова: “Это Святому Духу не нравится”. Вот в таких ситуациях Святому Духу не просто не нравятся ругательные слова, но Он просто отходит от этого человека и оставляет его уже один на один с врагом рода человеческого.

Сегодня, взирая на образ Божией Матери, мы чтим вновь и вновь Ее чистоту, благодаря которой Она стала избранницей человеческого рода, избранницей Божией, и стала способной соединить небо и землю, вместить в себя Невместимого. Но почитая Ее чистоту, мы тоже должны стремиться к этой чистоте. Если мы приняли Святое Крещение и печать Святого Духа, то ничто не должно запятнать нашу жизнь. Конечно, мы люди слабые, мы все допускаем ошибки, мы падаем, но это хотя и совершается в нашей жизни, если оно совершается по немощи естества человеческого, это Господь прощает и помогает человеку встать. Но если человек упорно коснеет в том, что он считает нормой своей жизни и что противоречит Святому Евангелию и чистоте, которой ожидает от нас Богородица, — Дух Святой отходит от этого человека, и тогда человек остается пустым, но пустым на время, потому что, мы из Священного Писания знаем, если дом остается пустым, неубранным, то приходят злейшие духи и наполняют его.

Я прошу всех вас, дорогие братья и сестры, быть очень внимательными не только к слову своему, но и к мысли своей, потому что внимательное отношение к своей внутренней жизни и есть залог наших отношений с Божией Матерью, с Ее Единородным Сыном и со святыми, которые вечно в славе Небесного Отца пребывают. Пусть Царица Небесная дарует нам стремление к чистоте, свету, святости и правде, и пусть все те наши ошибки, которые мы совершили не просто по немощи естества своего, но которые совершаем ежедневно, не задумываясь, будучи порабощенными ими и сделавшись едиными с ними, — пусть они отойдут от нас и пусть не будут средоточием и сутью нашей жизни. Пусть всякая мысль и слово освящаются благодатью Пресвятого Духа, благословляются Богородицей и являются поистине святыми. А тогда, когда наступает возражение или когда хочется взорваться из-за какого-то события, происходящего в нашей жизни, нужно просто стиснуть зубы, сомкнуть рот и замолчать, просто помолчать, помолиться внутри Господу и Богородице и попросить не изрыгнуть из себя ту грязь, которая находится внутри нас, но, напротив, освободиться от этой грязи и заполнить сердце свое и ум свой и молитвой, и благими помыслами, и благодарностью, и смирением, и прощением. И тогда Богородица поистине для нас станет настоящей, подлинной радостью в любых скорбях, даже если они не пройдут, даже если они и будут продолжаться в нашей жизни, но мы будем радоваться, потому что чистота, святость и правда будут тем мостиком, который соединит нас по духу с Богородицей, и Она сможет донести ту радость, которую Она может принести только для любящих, чистых и искренних сердец».

Архиерейской благословенной грамотой за активное участие в жизни прихода награждены: В.Л. Шарипов; главный врач православного медицинского центра во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» О.В. Яворская; М. В Зуйкина; И.И. Павлова; иконописец, член Союза художников России М.А. Пантелеев; иконописец, член Союза художников России К.Е. Федоров; социальный работник, председатель приходского клуба пожилых людей «Утверждение» В.И. Данильчук. заведующий хозяйством храма Ю.Н. Трофимов; Л.Ф. Трофимова. 

Настоятель храма протоиерей Леонид Водолазский поблагодарил митрополита за служение. Дети из воскресной школы храма пропели песнопения Богородице.   

Архипастырь поблагодарил детей за песнопения и вручил каждому ребенку сладкий подарок. Владыка митрополит  подписал антиминсы для трех престолов храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», для кладбищенского храма в честь священномученика Алексия Бенеманского и для домового храма ТЕПСОШ в честь святителя Тихона Задонского. 

Всем прихожанам, молящимся на службе, были розданы иконки Преображения Господня с молитвой о восстановлении Спасо-Преображенского собора г. Твери.

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Павел Сорочинский, протоиерей Леонид Водолазский, протоиерей Александр Крюков, священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Олег Волошин. 

Богослужебные песнопения исполнил хор храма под руководством Ирины Борисовны Ковалёвой. 

***

История строительства Живоносноисточниковской (Скорбященской) церкви состоит из ряда периодов, во время которых она меняла свой облик.

В 1747 г. на окраине г. Твери стараниями священника Петра Алексеева на возвышении была построена деревянная церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Позже это «возвышение» получило название «Скорбященский холм». 

Церковь была бесприходная и содержалась на домовом архиерейском коште.

В 1763 г., во время большого Тверского пожара, церковь сгорела и была вновь отстроена. Почитаемая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» после пожара была перенесена в уцелевший храм «Живоносного Источника». Новая деревянная церковь того же посвящения стала кладбищенской для всего города. Здесь же было устроено кладбище для убогих, богадельня, воскресная школа.

В 1782–1792 гг. по архиерейской храмоздательной грамоте 1780 г. была возведена однопрестольная каменная церковь с трапезным храмом и стоящей рядом каменной колокольней. Каменная церковь состояла из холодного двухсветного храма, а с запада примыкал теплый придел во имя всех святых, отапливаемый из подвала. Церковь была обнесена каменной оградой с деревянным палисадом.

В 1854 г. «вчерне построена и покрыта» новая трапезная с приделами. В 1855 г. окончательно закончено строительство приделов по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова, которые дошли до настоящего времени без значительных изменений.

Кирпичное, оштукатуренное, с белокаменными деталями декорации, здание выстроено в стиле раннего классицизма с элементами барокко в конфигурации плана. В 1895 г. был изготовлен новый иконостас на средства прихожан. В 1897 г. прихожане выразили желание на свои средства, не касаясь церковных сумм, позолотить главу на церкви.

В конце 30-х гг. нашего века была застроена площадь, на которой свободно стояла церковь, и кирпичные 4-этажные жилые постройки были вплотную поставлены к памятнику так, что теперь он оказался закрыт для обозрения. Эта градостроительная ошибка привела к потере доминанты, замыкающей перспективу улицы Скорбященской (Володарского), которая раскрывалась от самой набережной реки Волги.

В 50-х гг., при прокладке теплотрассы был ослаблен грунт рядом с папертью, стены которого дали трещину и крыльцо с папертью было разобрано. В таком виде, тесно застроенная, без паперти и без завершений на храме и колокольне, она и простояла до настоящего времени.

С 1961 г. храм использовался как склад учебников оптово-розничной фирмы «Тверькнига», которая за время эксплуатации нанесла зданию значительные повреждения и разрушения. Внутри здания были сооружены санитарно-бытовые помещения с возведением перегородок, перекрытия, установлены санитарно-технические устройства с выпуском канализации, что привело к разрушению капитальных стен, сооружена стальная эстакада для разгрузки книг.

Реставрационные работы, проведенные в 1975–1977 гг. по проекту А.В. Соколова воссоздали разобранные конструкции и вернули зданию облик, близкий к первоначальному.

Последним настоятелем храма, перед его закрытием, был протоиерей Алексий Бенеманский. Во время жестоких гонений на церковь, обновленческого раскола отец Алексий мужественно поддерживал позицию иерархов Православной Церкви — патриарха Тихона и Тверского архиепископа Фаддея. За самоотверженное пастырское служение и борьбу за чистоту православия протоиерей Алексий Бенеманский после многочисленных арестов и ссылок был расстрелян 4 декабря 1937 г. В 1999 г. в г. Вышний Волочёк состоялось прославление протоиерея Алексия в лике новомучеников (память его празднуется 5 декабря). После открытия для служб в 1999 г. придела «Всех святых» к названию придела было добавлено имя священномученика Алексия Бенеманского.

Приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» возобновил свою деятельность в 1994 г. Первая служба в храме состоялась Великим постом 1995 г. Первая Литургия после длительного перерыва состоялась весной, на праздник Входа Господня в Иерусалим. Приход многочисленный, в основном состоит из преподавателей, сотрудников и семей учащихся ТЕПСОШ во имя святителя Тихона Задонского. Все восстановительные работы в храме проводятся исключительно на средства прихожан.

Приход оказывает помощь государственным учреждениям медицинской и социальной направленности.

На постоянной основе осуществляется взаимодействие с государственными и общественными учреждениями: ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Твери; специализированным домом ребенка «Теремок» г. Твери; Тверской городской общественной организацией инвалидов — Клубом «Надежда»; Тверской общественной организацией родителей детей-инвалидов г. Твери; Тверской общероссийской общественной организацией Союза пенсионеров России. Настоятель храма является членом попечительских советов дома ребенка «Теремок» и ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

Образовательная деятельность прихода сосредоточена в основном в епархиальной православной школе. По субботам проходят занятия приходского евангельского кружка «Беседы у купели», после воскресной службы директор школы И.А. Малютина проводит внутренние экскурсии по храму.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.