06.11.2022 | Епархия

В престольный день на приходе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Твери совершено архиерейское богослужение

Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человека икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Многие на протяжении жизни проходят через лишения и трудности, скорби и печали, болезни и немощи. Уже в одном имени этой иконы заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице, Которая спешит на зов о помощи, поддерживая нас в испытаниях, утирая слезы плачущих и даря надежду.

Престольный праздник в этот день отметил Скорбященский храм в Твери. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в церкви иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» Божественную литургию. Ему сослужили благочинный I Тверского церковного округа протоиерей Павел Сорочинский, настоятель храма протоиерей Леонид Водолазский, протоиерей Сергий Дмитриев, председатель Социального отдела священник Александр Горячев, ключарь Спасо-Преображенского собора священник Сергий Будков.

Настоятель храма является директором школы имени святителя Тихона Задонского и преподает Священное Писание Нового Завета в 10 и 11 классах. Преподаватели и ученики школы участвуют в богослужениях, проведении праздников. На приходе осуществляется часть воспитательного процесса школы миссионерского направления.

На соборную молитву в престольный день пришли прихожане, гости храма, преподаватели и ученики Тверской епархиальной православной школы имени святителя Тихона Задонского. На службе молились студенты 3 курса бакалавриата Московской духовной академии, которые приехали в Тверскую епархию для прохождения миссионерской практики. 

Главная святыня храма — икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — принесена в храм из кафедрального Воскресенского собора 5 ноября 1996 г. С тех пор перед иконой каждую пятницу совершается водосвятный молебен с чтением акафиста. 

После Евангелия митрополит Амвросий обратился с проповедью:

Каждый из нас склонен оправдывать себя и судить других. Думать о себе лучше, чем о другом. Мы знаем, что в мире после грехопадения наше мировосприятие сильно искажено. Мы видим мир и людей не такими, какими их видит Бог. Так, например, существует такое искажение восприятия, которое в мире ученых называется «фундаментальная ошибка атрибуции». Это склонность человека объяснять поведение других их индивидуальными особенностями, а свое поведение объяснять давлением внешних обстоятельств. Проще говоря — когда я о себе думаю, что поступаю так из-за обстоятельств, которые так или иначе на меня влияют, а другой человек поступает так, потому что он такой. Именно это искажение порождает между нами серьезное непонимание друг друга, ведь получается так, что мои чувства, желания, эмоции и действия всегда настоящие, а чувства и действия другого человека всегда неправильные, недостойные меня. А непонимание и отчужденность заставляют нас игнорировать других людей, не замечать их.

И лишь попав иногда в ситуацию, в которой находится тот, другой, мы вдруг начинаем понимать, что всё не так, как нам казалось. Богач, умерев, попадает в ситуацию, в которой Лазарь жил всю жизнь. До смерти у богача не было даже повода, даже малой мысли задуматься о том, что чувствует Лазарь. Он был для него не как человек, не как равный, а как вещь в ряду прочих вещей. Но для Лазаря адом была вся жизнь: он родился в таких условиях, попал в такую среду, где другие создавали для него поистине адские условия, игнорируя его болезнь и бедность. И только после смерти богач почувствовал это, но было уже поздно, ибо за жизнь он выстроил такую стену между собой и Лазарем, что преодолеть ее не смог и после смерти. 

На сугубой ектении были вознесены особые прошения о единстве Святой Руси, а также молитва об Отечестве нашем и о мире. 

На богослужении были поименно помянуты все, о ком через сайт епархии и в епархиальном магазине «Талант» были поданы онлайн-просьбы о молитве и записки.

После Евхаристического канона архипастырь совершил диаконскую хиротонию члена общины прихода иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» иподиакона Александра Яворского.

По заамвонной молитве было совершено славление перед праздничной иконой.

Митрополит Амвросий поздравил всех пришедших на соборную молитву с престольным торжеством:

Сегодня мы вновь вспоминали о трагической судьбе этого храма в XX веке. Всё это, конечно, нас побуждает к тому, чтобы вновь и вновь благодарить Господа за то, что мы живем в то время, когда храмы не закрываются, не разрушаются, не поругаются, а восстанавливаются. Конечно, восстанавливать намного сложнее, чем разрушать. Разрушительное действие всегда легче и быстрее, а вот созидать всегда трудно и долго.

Для меня сегодня было новостью, что диаконская хиротония в этом храме за всю историю совершается впервые. Это милость Божия, и всё, что было сказано сегодня мной за Божественной литургией, конечно, говорилось не от своего разума, а от Евангелия. И мы, священнослужители, должны стремиться к тому, чтобы говорить именно от Евангелия; не смешивать церковную проповедь с посылами мира сего. Мы, священнослужители, тоже иногда захватываемся стихиями мира сего, это никогда не служит во благо. Нам иногда кажется, что мы говорим правильные и справедливые слова, но на самом деле слова правильные и справедливые только тогда, когда они говорятся от Евангелия, когда мы вновь и вновь вспоминаем, повторяем и передаем слова Христовы. Вот это самые правильные и нужные слова во всякое время, на всякий час, в любых обстоятельствах, в любых ситуациях. А тогда, когда мы примешиваем, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), «кипение крови своей», тогда мы примешиваем страсти, а страсти всегда разрушительны. И именно из-за страстности людей происходило и безумие разрушений наших храмов.

Благодарю Вас, отец Леонид, и всех прихожан и священнослужителей Ваших за те труды, которые Вы совершаете в этом храме, восстанавливая его, благоукрашая его, и делаете всё это своими руками. Это действительно очень дорогого стоит, когда каждый из прихожан чувствует себя сопричастным общему делу.

На самом деле наша скорбь и недостаток наш заключается в том, что во многих приходах у нас нет деятельных прихожан, нет настоящих общин. Есть захожане храмов, и если эти храмы находятся в таких хороших районах, где проходимость хорошая, вроде как и результаты видимые неплохие. Но нужна община, нужно, чтобы община была одной семьей, такой разной, такой, может быть даже, противоречивой, но одной семьей во Христе. Задача каждого настоятеля сегодня в городе или в деревне созидать именно такие общины. Я знаю, что в нашем городе у некоторых священнослужителей это действительно очень хорошо получается. У каждого есть свои дары, и каждый своим даром пытается служить людям: кто-то заботится об одном, кто-то о другом, кто-то особые акценты расставляет на делании добрых дел и на том, чтобы отвлечь людей, обезопасить их от тех стихий, которые сегодня особенно разрушительны. Нужно находить по сердцу своему, по данным Богом дарам какую-то точку отсчета, с которой и возможно вполне священнослужителю, возглавляющему приход, создать настоящую общину; не просто по уставу или по документам о приходском собрании, а настоящую общину как семью во Христе. И тогда мы действительно сможем передать Евангелие и слово Христово людям, находящимся за пределами наших храмов.

Митрополит Амвросий поздравил новорукоположенного диакона Александра и пожелал духовных сил на выбранном пути:

У меня сегодня двести восемьдесят третья диаконская хиротония, которую я, Богу содействующу, совершил, и я благодарю Бога за то, что Он сподобил меня служить Ему и рождать для Церкви священнослужителей.

Я хочу особое слово обратить к отцу диакону Александру, который является членом общины храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дорогой отец Александр, сердечно поздравляю Вас с принятием священного сана. Цените этот дар. Если служить Господу достойно, благоговейно и праведно, служение будет благим и спасительным. В прошлом столетии враг рода человеческого особенно ополчился на священнослужителей, которых гнали, принуждали отречься от священного сана и служения, а при отказе отправляли в ссылки, лагеря и расстреливали. Как страшно, неприятно дьяволу священнослужение и как ценно и велико оно в глазах Бога. Помните слова, данные при присяге перед хиротонией, перечитывайте те обещания, которые Вы дали перед Крестом и Евангелием, и никогда, ни при каких обстоятельствах не разменивайтесь ни на что другое. Сколько хватит сил и времени, старайтесь благовествовать Христа, исправляя наследие кровавых гонений на Церковь Христову, так жестоко и со страшными разрушениями прокатившихся по Тверской земле в богоборческие годы, последствия которых до сих пор зияют ранами в душах современных нам людей. Бог мира и любви да укрепит Вас. Благодать Святого Духа да пребывает всегда с Вами.

Архиерейской благословенной грамотой за активное участие в жизни прихода награждены помощники настоятеля по приходской деятельности.

Затем глава митрополии встретился со студентами Московской духовной академии, прибывшими в Тверскую епархию для прохождения практики. 

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Павел Сорочинский, протоиерей Леонид Водолазский, протоиерей Сергий Дмитриев, священник Александр Горячев, священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов). 

Богослужебные песнопения исполнил хор храма под руководством Ирины Ковалёвой. 

***

«Всех скорбящих Радость» — удивительное и трогательное название образа Пресвятой Богородицы. Очень близкое живущим на земле людям и особенно людям, которые, наверное, сердца свои особо горé возносят, потому что молитвы и песнопения, которые относятся к нынешнему дню, понятны для живущего в земной юдоли, в скорби и печали человека. Такой человек именует Божию Матерь Заступницей скорбящих и обидимых, Питательницей алчущих, Утешением странников, Пристанищем обуреваемых, Посещением больных, Покровом немощных и больных, Жезлом старости — такие трогательные наименования, с одной стороны, земные, даже слегка приземленные, но вместе с тем свидетельствующие о духовном опыте людей, которые оставили нам наследие — и эти слова, и этот дух, этот праздник и эту икону.

***

История строительства Живоносноисточниковской (Скорбященской) церкви состоит из ряда периодов, во время которых она меняла свой облик.

В 1747 г. на окраине г. Твери стараниями священника Петра Алексеева на возвышении была построена деревянная церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Позже это «возвышение» получило название «Скорбященский холм». 

Церковь была бесприходная и содержалась на домовом архиерейском коште.

В 1763 г., во время большого Тверского пожара, церковь сгорела и была вновь отстроена. Почитаемая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» после пожара была перенесена в уцелевший храм «Живоносного Источника». Новая деревянная церковь того же посвящения стала кладбищенской для всего города. Здесь же было устроено кладбище для убогих, богадельня, воскресная школа.

В 1782–1792 гг. по архиерейской храмоздательной грамоте 1780 г. была возведена однопрестольная каменная церковь с трапезным храмом и стоящей рядом каменной колокольней. Каменная церковь состояла из холодного двухсветного храма, а с запада примыкал теплый придел во имя всех святых, отапливаемый из подвала. Церковь была обнесена каменной оградой с деревянным палисадом.

В 1854 г. «вчерне построена и покрыта» новая трапезная с приделами. В 1855 г. окончательно закончено строительство приделов по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова, которые дошли до настоящего времени без значительных изменений.

Кирпичное, оштукатуренное, с белокаменными деталями декорации, здание выстроено в стиле раннего классицизма с элементами барокко в конфигурации плана. В 1895 г. был изготовлен новый иконостас на средства прихожан. В 1897 г. прихожане выразили желание на свои средства, не касаясь церковных сумм, позолотить главу на церкви.

В конце 30-х гг. нашего века была застроена площадь, на которой свободно стояла церковь, и кирпичные 4-этажные жилые постройки были вплотную поставлены к памятнику, так что теперь он оказался закрыт для обозрения. Эта градостроительная ошибка привела к потере доминанты, замыкающей перспективу улицы Скорбященской (Володарского), которая раскрывалась от самой набережной реки Волги.

В 50-х гг. при прокладке теплотрассы был ослаблен грунт рядом с папертью, стены дали трещину, и крыльцо с папертью было разобрано. В таком виде, тесно застроенная, без паперти и без завершений на храме и колокольне, она и простояла до настоящего времени.

С 1961 г. храм использовался как склад учебников оптово-розничной фирмы «Тверькнига», которая за время эксплуатации нанесла зданию значительные повреждения и разрушения. Внутри здания были сооружены санитарно-бытовые помещения с возведением перегородок, перекрытия, установлены санитарно-технические устройства с выпуском канализации, что привело к разрушению капитальных стен, сооружена стальная эстакада для разгрузки книг.

Реставрационные работы, проведенные в 1975–1977 гг. по проекту А.В. Соколова, воссоздали разобранные конструкции и вернули зданию облик, близкий к первоначальному.

Последним настоятелем храма, перед его закрытием, был протоиерей Алексий Бенеманский. Во время жестоких гонений на Церковь, обновленческого раскола отец Алексий мужественно поддерживал позицию иерархов Православной Церкви — патриарха Тихона и Тверского архиепископа Фаддея. За самоотверженное пастырское служение и борьбу за чистоту Православия протоиерей Алексий Бенеманский после многочисленных арестов и ссылок был расстрелян 4 декабря 1937 г. В 1999 г. в г. Вышний Волочёк состоялось прославление протоиерея Алексия в лике новомучеников (память его празднуется 5 декабря). После открытия для служб в 1999 г. придела всех святых к названию придела было добавлено имя священномученика Алексия Бенеманского.

Приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» возобновил свою деятельность в 1994 г. Первая служба в храме состоялась Великим постом 1995 г. Первая Литургия после длительного перерыва состоялась весной, на праздник Входа Господня в Иерусалим. Приход многочисленный, в основном состоит из преподавателей, сотрудников и семей учащихся ТЕПСОШ во имя святителя Тихона Задонского. Все восстановительные работы в храме проводятся исключительно на средства прихожан.

Приход оказывает помощь государственным учреждениям медицинской и социальной направленности.

На постоянной основе осуществляется взаимодействие с государственными и общественными учреждениями: ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Твери; специализированным домом ребенка «Теремок» г. Твери; Тверской городской общественной организацией инвалидов — Клубом «Надежда»; Тверской общественной организацией родителей детей-инвалидов г. Твери; Тверской общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России». Настоятель храма является членом попечительских советов дома ребенка «Теремок» и ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

Образовательная деятельность прихода сосредоточена в основном в епархиальной православной школе. По субботам проходят занятия приходского евангельского кружка «Беседы у купели», после воскресной службы директор школы И.А. Малютина проводит внутренние экскурсии по храму.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.