1 июля митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил храм в честь Преображения Господня с. Сукромля Торжокского района.
Преображенская церковь с. Сукромля стала последним местом служения священномученика Константина Колпецкого, пострадавшего за Христа и невинно убиенного в 1937 году. После этого богослужения в церкви прекратились, она была закрыта и отдана под хозяйственные помещения, мастерские и склад удобрений. В начале 2000-х годов храм обрел новую жизнь. В храме продолжаются восстановительные работы. Южный придел храма посвящен Успению Пресвятой Богородицы, северный — святителю Николаю Чудотворцу. Со времени закрытия храма и после его открытия в начале 2000-х годов архиерейских богослужений в храме не совершалось.
Правящий архиерей Тверской епархии совершил Божественную литургию практически впервые за последние 100 лет. Ему сослужили: благочинный Торжокского церковного округа протоиерей Николай Алексеев, настоятель храма в честь Преображения Господня с. Сукромля священник Александр Рабцун, протоиерей Сергий Шибалов, протоиерей Сергий Бабак, руководитель административного секретариата священник Сергий Будков, священник Олег Волошин, диакон Иоанн Зорин, иеродиакон Антоний (Шкурметов).
За богослужением пел сводный молодежный хор Северо-Восточного викариатства Москвы совместно с молодежным хором Тверской епархии под руководством Ярослава Коновалова.
На Литургии молились прихожане и гости, среди которых были глава Торжокского района Е.В Хохлова, глава администрации Сукромленского сельского поселения С.В. Васильев, директор МБОУ «Сукромленская средняя общеобразовательная школа» Т.А. Вьюнова, благотворители и волонтеры прихода.
Во время чтения часов архипастырь помянул всех тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии.
После Евангельского чтения владыка обратился с проповедью к молящимся:
Вокруг нас, возможно, есть люди, которые представляют себя как ревностно верующие, следующие всем правилам Православной Церкви. Они громко называют себя христианами и активно провозглашают и даже навязывают другим свою веру. Но вскоре они своими действиями и словами отвергают идею следования за Христом, к Которому они, как они утверждают, стремятся. Порой случается так, и такое было множество раз в человеческой истории, что быть приверженцем Церкви, быть христианином становится общественно поощряемым статусом и, может быть, даже выгодным способом существования. И тогда появляется много новых христиан, желающих примкнуть к такой моде, но по плодам их становится видно истинное устремление: они навязывают другим свое мировоззрение, осуждают других за неправедность, желают подчинить весь мир своей вере или тому, что они считают верой.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения о болящих, о восстановлении мира, владыка прочитал молитву.
Многие стали причастниками Святых Христовых Таин.
По окончании богослужения архипастырь поздравил прихожан с праздником Боголюбской иконы Божией Матери и обратился со словом:
Досточтимые отец благочинный, отец настоятель, отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником иконы Божией Матери, именуемой «Боголюбская», и благодарю за совместную нашу молитву, служение, а регента и хор за прекрасное молитвенное пение.
Сегодня мы совершили Божественную литургию в Преображенском храме Сукромли, который некогда был очень красивым и величественным. Даже оставшиеся от него стены и своды, которые сохранили лишь какие-то малые следы прежней росписи, свидетельствуют о величии этого храма, о его красоте. А самое главное, о вере тех людей, которые некогда здесь жили и возводили такие церкви.
Прошедшие несколько дней наша епархия собирала разные вещи для богослужений, прежде всего, для храмов, которые пострадали в результате прорыва дамбы и наводнения в Херсонской области. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла сейчас проводится исследование, в каком состоянии находятся эти храмы и какая помощь нужна каждому из них.
И вот один мой собрат, который выполнял это благословение, совсем недавно рассказал мне о том, что увидел, на примере одного храма. В течение нескольких дней шла волна, которая захватила всё: дома, скот, автомобили, которые там были. Практически полностью вода всё уничтожила. И от храма остались только стены, внутри многое пришло в негодность. Сидит священник на пороге храма в светской одежде, потому что нет больше риз, нет даже подризника или подрясника, в совершенной беспомощности, так же как и остальные оставшиеся там люди, без воды и электричества. Поднимает голову и видит перед собой прибывшего архиерея. И удивляется, потому что не видел архиерея своей епархии уже 15 лет. А затем, когда тот начинает его спрашивать: «Батюшка, что вам нужно? Чем вам помочь?» — он еще больше удивляется и произносит то, что прежде всего лежит у него на сердце: «Мы потихонечку, конечно, придем в себя, хотя всё потеряли, но, самое главное, Владыка, нам нужно вновь начать служить Божественную литургию, а у меня нет для этого ни вина, ни свечей, ни масла, ни облачений. Всё погибло, ничего не осталось. Помогите нам прежде всего начать богослужение».
На нашей Тверской земле тоже немало руинированных храмов либо таких, которые сохранились, как, например, Преображенский храм Сукромли. И при каком-то приложении усилий он уже вполне способен, как сегодня, вмещать в себя молящихся. Но мы подчас не ценим данную нам Богом возможность служить Божественную литургию. На последнем заседании Священного Синода Святейший Патриарх и члены Священного Синода определили задачу для всей Церкви выявлять во всех епархиях даже самые разрушенные храмы, даже если остались одни только основания или хотя бы одна стена. И непременно хотя бы раз в год, а лучше несколько раз в году, служить либо подле них, если они совсем в аварийном состоянии и в них небезопасно входить, либо в них самих Божественную литургию.
Этот храм нуждается в молитве и в более частом служении. А мы должны ценить те возможности, которые нам даны. Слава Богу, мы не терпим бедствий, которые терпят многие наши братья, мы способны помогать им, хотя и сами, возможно, нуждаемся в том, чтобы восстанавливать дальше историческую справедливость на нашей родной земле и воссоздавать от силы в силу всё то, что безумием человеческим и по злой человеческой воле разрушено и утрачено в двадцатом столетии. Но, самое главное, что нужно делать — это служить. Потому что только Божественная литургия способна в нашей жизни изменить то, что мы не можем сделать собственными усилиями.
Я знаю несколько священников, которые получали храмы в абсолютно непригодном состоянии. Намного более худшем, чем храм в Сукромле. И многие из них начинали ежедневно служить Божественную литургию. Не было людей, некому даже было петь. Может быть, только один человек, священник и какой-то певчий. Но каждый день священник истово служил Литургию, понимая, что если он не будет молиться, то не будет благословения Божия и не придет помощь. Я видел это не раз на примере Ленинградской области, ведь 10 лет я служил в Петербурге и потом, через несколько лет, священники мне присылали фотографии полностью воссозданных в красоте своей храмов. Невозможно было поверить глазам своим, потому что не раз с этими священниками я тоже вместе в первые дни приходил на развалины, служил Божественную литургию, а затем получал свидетельство о том, что помощь приходила по воле Божией не оттуда, откуда ожидали ее получить, а оттуда, откуда совершенно ее не ожидали.
Поэтому нам, священнослужителям, нужно, несмотря на все наши немощи, быть верными своему призванию. Самое первое, что священники должны исполнять, — это служить, приносить Бескровную жертву. И самое первое, чем должна община жить, — это Евхаристическая жизнь. Мне очень радостно, что многие причастились Святых Христовых Тайн, так и должно быть. Вся община соединяется друг с другом во Христе, когда приобщается Святых Тела и Крови Христовых.
Я некоторое время назад посещал этот храм, но не служил в нём. Несколько позабыл о его величии. У меня была немного другая ассоциация, когда я сегодня направлялся сюда, я перепутал его с другим храмом, в котором мы служили вместе с хором из Солнцева. Но теперь, совершив здесь Божественную литургию, я почту для себя за правило ежегодно сюда приезжать в те дни, в которые позволит мне мой график, и обязательно здесь молиться. Это место святое, благодатное. И хотя роспись практически утрачена, даже сама кирпичная кладка говорит, во-первых, о вере и, во-вторых, о мастерстве тех людей, которые этот храм возводили.
Сегодня нередко приходится видеть ухмылки, особенно в молодежной среде, в отношении Церкви. Некоторые, не получив сами достаточного образования, будучи людьми плохо образованными и плохо воспитанными, начинают смеяться над верующими людьми, почитая их за каких-то отсталых. Но, наверное, мало кто среди тех, кто смеется над отсталостью прежних поколений, а даже и среди нас, находящихся здесь, способен понять, как возводился этот храм. Как создавались эти своды, как всё без компьютера рассчитывалось, и рассчитывалось так, что строилось на века. И богоборцы, подчас желая уничтожить творение рук человеческих, созданное во имя Бога, не раз терпели фиаско. Потому что качество этих храмов было настолько великолепным и здания настолько прочными, что не всегда с первого раза даже самая мощная взрывчатка брала стены. Это еще раз свидетельствует о том, что те, кто жили прежде нас и не владели компьютерной грамотностью, были намного мудрее и умнее, нежели мы с вами. И когда мы кичимся и пытаемся из себя строить какое-то очень развитое общество, мы должны смириться, глядя на то, что в свое время разрушили, но что до сих пор является визитной карточкой и подлинным лицом России, нашего Отечества.
Убери с лица нашей земли храмы, чем мы можем похвалиться? Ничем. В них красота, величие и дух нашего народа. И поэтому на наше время выпало такое благословенное дело, как «камни собирать, а не разбрасывать». Мы должны делать это истово, до последнего своего издыхания.
Во внимание к трудам на благо Преображенской церкви с. Сукромля глава митрополии вручил Архиерейские грамоты III степени:
Строительство каменной Преображенской церкви в с. Сукромля было начато в 1823 году по проекту губернского архитектора Н.Н. Легранда на средства помещика Михаила Шишмарева. Церковь строилась по соседству с деревянной церковью 1718 года. Строительство завершилось около 1836 года. Стены нового каменного храма были расписаны. Стилистически архитектура храма близка к «россиевским» постройкам Торжка и Твери. От ранних росписей остались небольшие фрагменты. Позднее храм несколько раз ремонтировался для нужд быстро растущего прихода. В 1900 году были сооружены печи (храм стал теплым), а в 1903 году вся постройка была значительно расширена к западу (на три оси) и построена новая колокольня «на средства причта и старосты храма». Эти пристройки хорошо различимы на здании и сейчас. Сохранились остатки ограды начала ХХ века.
В начале 2000-х годов стараниями приснопоминаемого протоиерея Леонида Новикова, настоятеля храма «Дальняя Троица» в Торжке, был зарегистрирован православный приход Преображенской церкви с. Сукромля. В храме возобновились богослужения. В это время внутреннее пространство храма представляло собой свалку минеральных удобрений и строительного мусора, а крыша поросла деревьями, уже не защищала от снега и дождя и была на грани разрушения. После перерегистрации прихода начались противоаварийные работы:
К восстановлению храма в различные периоды привлекались волонтеры из общественных организаций ДОМ «Реставросъ», «Милосердие», Торжокского мотоклуба, православных молодежных сборов «Друзья Миколы Селянинова», «Святыни нашей Родины», «Содружество» и др.
Силами волонтеров при содействии местных жителей обнаружено место захоронения и установлен крест на могиле священника Александра, который служил в храме непосредственно перед священномучеником Константином Колпецким.
Постоянную поддержку оказывает глава сельского поселения С.В. Васильев, который безвозмездно выполняет работы по скашиванию травы на земельном участке вокруг храма, вывозу мусора на своем личном транспорте и др.
Работники Сукромленского клуба оказывают поддержку по проведению совместных мероприятий, в клубе часто проводились молебны и утренники на Рождество и Пасху.
7 августа 2021 года митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил восстанавливающийся храм Преображения Господня с. Сукромля и подписал для него антиминс.