Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.
По Своем Вознесении на Небо Спаситель не оставил землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, стал не видим телесными очами, но всегда пребывает среди нас. Он обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
В праздник Вознесения Господня митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил раннюю Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери. Архипастырю сослужило духовенство собора.
На богослужении пел соборный хор под руководством Татьяны Дмитришиной.
Главная икона праздника Вознесения Господня была украшена живыми цветами. Белое убранство церкви и облачение священнослужителей в этот день символизировали Божественный нетварный свет, подчеркивали красоту и особую торжественность.
После Евангельского чтения митрополит Амвросий обратился к молящимся с проповедью о смысле праздника Вознесения Господня:
Уходя от учеников, Христос обещал: «Я вас сиротами не оставлю. Я пошлю вам Духа Утешителя, Который исходит от Отца». И в день Пятидесятницы Святой Дух наполнил Церковь, открыв перед ней бездонные глубины нового ведения Христа. Теперь мы знаем Христа не просто как Учителя или Друга, не просто как Проповедника или Пророка, но как Господа и Бога. Святой Дух дает нам возможность приобщиться тому, что принадлежит Сыну Божию, ставшему Сыном человеческим. Его Воскресение было чудом, но наша приобщенность Ему даром Святого Духа делает всё то, чем был Христос, возможным для нас.
На сугубой ектении возносились прошения благодарственные, о болящих, о путешествующих, об Отечестве.
По заамвонной молитве у иконы праздника были пропеты тропарь, кондак и величание празднику. Ключарь Спасо-Преображенского собора священник Сергий Будков окропил молящихся святой водой.
По окончании богослужения митрополит Амвросий поздравил всех с двунадесятым праздником:
Мы не видели Господа своими телесными очами, но мы познаем Его в Таинстве Святой Евхаристии. Мы общаемся с Ним и видим Его в своем внутреннем мире, когда соединяемся с Ним в Таинстве Святого Причащения и вкушаем Его Тело и Кровь. Господь приходит на дорогу жизни разных людей по-разному, но Святая Церковь указывает тот путь, который является безошибочным. Следуя по этому пути, мы освящаемся в церковных Таинствах и идем ко спасению. Нам Господь подарил удивительную возможность быть всегда с Ним, сказав о том, что тот, кто будет вкушать Его Тело и пить Его Святую Кровь, — тот будет в Нем, и Он будет в том. Нет никаких грехов, которые бы препятствовали нам соединяться со Христом, кроме грехов нераскаянных. И всякий раз, когда мы приступаем к Телу и Крови Господа нашего, мы должны помнить о главном, о том, с чего начинается Божественная литургия, — миром Господу помолимся. То есть с миром в сердце, в мире с другими людьми, в мире со своими ближними, в мире с самими собой и с Богом мы начинаем служение Божественной литургии. И если нет внутри этого мира, если остается в сердце вражда, непрощение, зложелательство, клевета, а иногда даже и проклятия, то тогда человек, даже внешне находясь на Литургии, не участвует в ней, потому что он далек от того Царства, которое приходит в наш мир, когда мы совершаем Святую Евхаристию. «Да испытывает человек себя. И таким образом пусть ест от Тела и пьет от Крови. Тот, кто ест и пьет недостойно, в немирном состоянии, тот ест и пьет во осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого, — говорит святой апостол, — многие из вас болеют и немало даже умирают». Да не будет этого с нами. Будем помнить о том, с чем пришел Господь в этот мир. Мир воспели ангелы, миром мы благословляем много раз за своими богослужениями людей. К миру друг с другом призвал нас Господь, сказав: «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь мир и любовь между собой». Вот это самое главное условие для причастия Святых Тела и Крови Христовых. Не формальная и фальшивая исповедь, не нахождение под епитерахилью, не перечисление одного и того же с холодным сердцем. А мир и любовь по отношению к Богу, по отношению к ближнему. И всякий раз, каждую минуту, каждую секунду исправление себя. Ведь мы люди несовершенные, пораженные вирусом греха. Мы постоянно меняемся, мы постоянно боремся с самими с собой, с нашим ветхим Адамом. Но в этой борьбе вместе со Христом, воскресшим и вознесшимся, пославшим нам Духа Святого, мы должны всегда выходить победителями.
На сороковой день по Пасхе Церковь установила двунадесятый праздник Вознесения Господня на небо. Вознесение Иисуса Христа открывает для всех верующих в Него путь к небу, к вечной жизни, в Царство Небесное, подобно тому как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Главный смысл великого события — исполнение Промысла Божия о нас, т.е. последнее действие Иисуса Христа в совершении нашего спасения, через которое земное соединилось с небесным.
Пресс-служба Тверской епархии