12.02.2024 | Епархия

В праздник трех святителей митрополит Амвросий пожелал всем верующим быть выше мирских разделений

Трех Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста молитвенно чтит Церковь в один день — 12 февраля. Так она отмечает их равное достоинство и заслуги. Великие отцы Церкви трудились и просияли в IV и начале V века. В то время общество одолевали религиозные сомнения и споры вокруг исповедания истин веры. Эти святые учители и святители объяснили, насколько это доступно человеческому разуму, как соединена в единую природу Божественная Троица, а также преподали это учение людям. Среди их трудов выделяются не только догматические произведения, но и нравственные, аскетические творения, толкования на Священное Писание, беседы, проповеди и письма.

12 февраля, в день памяти трех великий учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери. Архиерею сослужили клирики собора. 

На сугубой ектении возносились молитвы о воссоздателях собора, о восстановлении мира, об Отечестве, о болящих, путешествующих, заключенных, о в гонениях пребывающих, о скором завершении строительства Спасо-Преображенского собора г. Твери и о единстве Святой Руси. 

Накануне праздничного дня митрополит Амвросий помянул о здравии и об упокоении всех тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии и через епархиальный магазин «Талант».

По запричастном стихе клирик собора протоиерей Владимир Цымбал обратился к молящимся с проповедью.

По окончании богослужения архипастырь поблагодарил за молитвы и рассказал, почему праздник трех святителей — это праздник единства: 

Сегодняшний праздник — это праздник единства. Нам, людям, свойственно уклоняться в разделения. И разделение, к сожалению, затрагивает все сферы человеческой жизни. Это происходит, к сожалению, и в Церкви. Так было, так есть и ныне. В то время, когда были сторонники у святителей Василия, Григория и Иоанна, их сторонники спорили, кто между ними больше, кто умнее, благочестивее и обладает большей святостью и влиянием на Церковь. Церковь поступила мудро, соборным разумом учредив сегодняшний день и показав на века вперед, что Бог не любит разделений Своих чад, что только Бог определяет, кто выше, а кто больше, и что святители, которые потрудились каждый на своем месте, в своем служении, в своей жизни ради прославления имени Божия на земле, у нас, людей, должны быть одинаково почитаемы. И только Бог определяет некую степень их различий. Когда мы празднуем праздник Пятидесятницы, мы тоже празднуем день единения, потому что схождением Святого Духа Творец мира «в соединение вся призва». И об этом единстве мы, люди XXI века, должны всегда тоже помнить. 

Мы склонны к разделению. Например, православные христиане часто разделяются так: одни возвеличивают какого-либо священнослужителя, а иные другого, противопоставляя их друг другу. Но ведь несмотря на то, что мы действительно очень разные, мы служим единому Богу, детьми Которого мы являемся и Который хочет видеть нас едиными, несмотря на наши особенности, различия, грехи. Он считает нас всех Своими любимыми детьми. 

Прежде чем обращаться к своему Небесному Отцу с молитвами, нам должно, предваряя молитвы, вспоминать о том, что мы едины с братьями и сестрами во Христе. Христос не разделяет нас по каким-то ныне модным признакам — вот этот либерал, тот консерватор, а этот центрист. Либералы и консерваторы, благочестивые и неблагочестивые, предпочитающие ту или иную политическую ориентацию — это наше, человеческое, греховное мировоззрение. Бог хочет, чтобы мы становились выше этих понятий, для этого Он приглашает нас в Церковь стать едиными с Ним. 

А потому всякое подобное разделение не имеет никакого значения для тех, кто верует во Христа, потому что во Христе мы призваны быть все едиными. И тот, кто производит разделение, совершает не Божие, а по-настоящему дьявольское дело. Потому что только дьявол хочет разделить людей, расщепить нашу Церковь. Справиться с каждым по отдельности ему намного проще, нежели со всей семьей, единой во Христе.

Нынешний день преподносит нам урок единства — единства, которое показала Святая Церковь, когда учредила этот праздник святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Это единство, к которому каждый из нас, вопреки всем разделениям мира сего и попыткам мира сего нас разделить, должен стремиться. У нас есть самое важное для такого единства — Христос. Он самая величайшая ценность, самая драгоценная жемчужина нашей жизни. Всё остальное — неважно, всё прочее — ничто. 

И мы, христиане, не должны ни на что размениваться. Ведь у нас есть главное — Христос — Путь, Истина и наша настоящая Жизнь.

***

В IV веке Церковь воспринимает на себя задачу христианизации, в сильнейшей борьбе отстаивая Слово Божие, способствуя воцерковлению византийского общества. В активной борьбе по отстаиванию истины в терминологических спорах ключевую роль сыграли святитель Афанасий Великий, его продолжатели — каппадокийские отцы, а также святитель Иоанн Златоуст, во многом способствовавший нравственной христианской закваске общин. 

«Великие каппадокийцы» — святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский продолжили и приумножили труды святителя Афанасия в деле служения Церкви. Они отстаивали терминологию Бога Троицы, основанную на живом опыте церковной жизни, богообщении, созерцании.

Все иерархи отличались особым Божиим избранничеством, аскетическими склонностями и любомудрием. Они являли своей пастве пример воплощенного в жизни евангельского идеала, отличались особыми делами милосердия и благотворительности, старались направить все силы на созидательную работу — перерождение от нерадения и беспечности христианского мира к соответствию евангельскому образу. 

Тринитарное богословие великих каппадокийцев имеет особое вселенское значение, поскольку оно выражает и утверждает непременную, глубоко библейскую и спасительную веру Церкви, хранимую апостольским Преданием. Святые отцы-каппадокийцы совершенствуют формулировку церковной веры, определенную I Вселенским Собором. Они отстаивали истину троичности, в связи с отсутствием твердых терминов для закрепления реальности бытия Трех Лиц Божества. Разрешая богословскую проблему современности, они объяснили возможность соединения в одном связном исповедании единства и троичности: 1. Понятия «сущности» и «ипостаси», выражаемые троичность Лиц и единство бытия Божия, принимают специфически богословский категориальный статус. 2. Создается единое исповедание таинства Пресвятой Троицы, при помощи выразительных средств человеческого языка, но насколько возможно всецело направленное к Богу-Творцу, запредельному всякой тварности. Тем самым отцам-каппадокийцам удалось создать классическое «богословие» — свидетельство о Боге в Его «собственном» бытии, вне зависимости от бытия мира. 

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.