14.01.2022 | Епархия

В праздник Обрезания Господня митрополит Амвросий совершил богослужение в Христорождественской церкви Кашина

14 января, в праздник Обрезания Господня, день памяти святителя Василия Великого, митрополит Тверской и Кашинский  Амвросий посетил приход церкви в честь Рождества Христова на горе в г. Кашине. Архипастырь совершил Литургию святителя Василия Великого. Ему сослужили благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков и настоятель храма священник Вадим Фомин.

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт 17:10–14; Лев 12:3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. Господь, прежде чем получить в Таинстве Крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон — принимает обрезание. Евангельское чтение дня сообщает об этом событии  (Лк 2:20–21, 40–52).

После Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь

Понятие обрезание — о болезненном отсечении от себя чего-то такого, что кажется естественным, что вроде бы составляет нашу суть, что всегда с нами, в чем, в общем-то, и сомневаться странно. Ведь мы настолько привыкаем к жизни в темноте, что любое попадание света в наш мрак скорее вызывает страх, нежели просвещает и освящает. Мы настолько привыкаем к своей жизни, что изменить в ней что-то ради Христа, ради спасения и жизни будущего века — уже болезненная процедура. Отсечение таких привычных нам вещей и есть духовное делание, то обрезание сердца, о котором говорится во Второзаконии: обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны (то есть — не будьте упрямы).

Когда мы отсекаем свою привязанность к мирскому, делаем это ради Бога, а не потому, что действительно уж считаем мирское плохим, — мы вступаем в близкие отношения с Богом. Потому что любовь — это и есть чаще всего отказ от чего-то привлекательного, манящего, вроде бы естественного, ради другого, ради того, кого мы любим. Любовь — это ограничение, умаление себя ради другого. И когда мы делаем это ради Бога, Которого любим, — это и есть наше обрезание сердца, о котором мы должны бы вспомнить в нынешний праздник.

На богослужении молились прихожане и гости, среди них — глава Кашинского городского округа Г.Г. Баландин.

Святитель Василий Великий, память которого отмечается в этот день, составил свод «Монашеских правил», отвечающих на запросы насельников основанных им общин. Оказал миротворческое влияние на  единомыслие с Западной Церковью, на монашескую жизнь, общественное служение и литургическую деятельность. Им составлен чин Божественной литургии.

Были помянуты о здравии и об упокоении все записанные в архиерейский синодик, а также те, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

Митрополит Амвросий сердечно поздравил приход с прошедшим престольным праздником Рождества Христова и продолжающимися святками. Архипастырь преподал молящимся благословение и вручил подарки.

По окончании Литургии для гостей был показан рождественский  концерт. Дети читали рождественские стихи и пели колядки. Перед приходской общиной и гостями выступила София Каландадзе, доброволец приходской службы помощи храма Воскресения Словущего на Успенском вражке г. Москвы, лауреат международных конкурсов, солист ансамбля Московской филармонии «Мадригал». Девушка сыграла на арфе несколько произведений из мировой классики.

После концерта митрополит Амвросий поблагодарил педагогов, детей и всех выступавших на концерте:

Митрополит Трифон (Туркестанов) написал замечательное молитвенное произведение — акафист, который называется «Слава Богу за всё». Наверное, кто-то из здесь находящихся знает, о чем я говорю, и читал этот акафист сам. Слова этого акафиста вдохновляют и побуждают к молитве и высокообразованного человека, и совсем простеца. Они очень искренние, простые и одновременно очень глубокие. И вот в этом акафисте его автор благодарит Бога за то, что Он подарил миру гармонию, в том числе музыкальную гармонию. Мы знаем о том, что Бог сотворил этот мир весьма хорошим, весьма добрым, то есть мир был абсолютно гармоничным. Но когда грех вклинился в эту гармонию, началась какофония. И с тех пор человек вынужден постоянно, подобно инструменту, настраивать самого себя, а вместе с собой — и весь мир для того, чтобы в нашей жизни и вокруг нас звучала гармония и не было бы какофонии. 

Сегодня именно об этом я размышлял, когда слушал эту замечательную музыку. Господь действительно подарил очень многое и детям, которые сегодня так замечательно выступали, и Софии, которая прибыла из Москвы для того, чтобы порадовать нас такой замечательной музыкой, слушать которую можно бесконечно, и, наверное, у каждого возникали при этом свои ассоциации; и вот все эти таланты подобны драгоценным ископаемым, которые тогда, когда они пребывают в земле под спудом, никому не видны, но они всё равно являются драгоценными, а вот когда их добывают, когда выносят наружу, когда от алмазов с помощью огранки добиваются, дабы они стали как бриллианты, — вот тогда совсем по-другому играет красками и окружающий нас мир.

Мне бы хотелось пожелать, конечно, всем, кто сегодня подарил нам замечательный концерт, того, чтобы ваши таланты не оказались под спудом, чтобы они развивались, чтобы они получали постоянно свою огранку. А для того, чтобы вот так блистать, как бриллиант, необходимо терпение, необходимо усердие, необходимо иногда даже лишение чего-то себя, потому что огранка — это всегда процесс очень сложный, жесткий, но процесс, который приводит к удивительным итогам. Я сердечно хочу поблагодарить за этот замечательный музыкальный подарок. И дай Бог, чтобы в нашей жизни тоже было всё гармонично. 

В наступившем году на второй день Рождества Христова мы в Воскресенском соборе, 8 января, служили Литургию, мы назвали ее «детской». Это была праздничная Литургия, просто за ней пели и молились дети. Детей было очень много — более 400 человек. Пели два детских подростковых хора — один из Житенного монастыря, а другой из Оршинского монастыря. И там были дети как церковных людей, верующих родителей, так и дети из разных социальных учреждений, которые не всегда являются церковными. Я смотрел в  глаза этих детей, которые вдруг увидели совершенно невиданные для них дотоле вещи. Оказывается, их сверстники умеют петь за службой, и причем прекрасно петь, они принимают участие в богослужении в качестве пономарей, они хорошо знают произведения церковные, они знают слова молитв. И это был удивительный процесс передачи опыта. Эти, условно говоря, нецерковные дети с открытыми глазами и ртами смотрели на всё, а поскольку в детстве свойственно очень многое запоминать и как-то по-своему впитывать, они совершенно другими уже ушли из храма. И даже судя по прошлому году, когда мы просто дарили подарки этим детям и они просто приходили за подарками, я вижу, что в этом году с ними произошло нечто, чего доселе не было, — они увидели другой мир, они увидели других людей и они захотели если не во всём подражать, то, по крайней мере, полюбопытствовать и хотя бы немножко проникнуть в тот мир, который им показали дети, которые пели за богослужением и которые его сопровождали своим чтением и молитвой. 

Мы решили, что на Вербное воскресенье, — а Вербное воскресенье — это детский праздник, потому что дети встречали Христа с вайями и ветвями и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне», — также в Воскресенском соборе Твери мы отслужим Литургию для детей. Там, конечно, будут и взрослые. И мы приглашаем в этой Литургии принять участие не только тех, кто живет в Твери, но и детей вместе с родителями, конечно, с воспитателями из других наших районов. И если эти замечательные дети, которые сегодня выступали, или другие прибудут к нам на эту Литургию, я думаю, что это будет очень важно, потому что они увидят других детей, они откроют еще несколько миров для себя, они познакомятся с детьми из других приходов, монастырей, может быть, даже немножко пообщаются. Это подобно тому, как если человек учит другой язык — он открывает для себя новый мир; если он едет куда-то за границу, он тоже открывает для себя новый мир, и он становится внутренне богаче, когда не зацикливается лишь в своем мире. Поэтому я приглашаю вас вместе с детьми приехать в кафедральный собор в Вербное воскресенье, помолиться, попеть. А после, если, конечно, будет благоприятствовать нынешняя эпидемиологическая обстановка, посетить, например, филармонию или драмтеатр, какую-то хорошую постановку, чтобы они тоже увидели либо концерт, либо какой-то спектакль и получили для себя что-то такое, что для них будет дополнительным импульсом в развитии талантов; и родителям тоже это будет своего рода дополнительным стимулом для того, чтобы не бояться отдавать в церковное пространство своих детей. Я хочу еще и еще поблагодарить детей и педагогов, тех, кто сегодня этот замечательный подарок устроил.

Отдельно хотел бы похвалить Софию Каландадзе, которая сегодня просто очаровала всех замечательной игрой. Арфа — это ведь своеобразный образ человека. И вот тогда, когда мы и физически, и духовно настроены правильно, — тогда человек и не болеет физически, и духовно здоров. А когда человек внутренне расстраивается, он звучит фальшиво во всех отношениях, и в физическом смысле, и в духовном тоже. Я желаю, чтобы мы были подобны этой настроенной, благополучной замечательной арфе, в первую очередь, конечно, в духовной жизни, а от духа очень многое зависит, в том числе и физическое состояние человека.

Софии Каландадзе митрополит Амвросий вручил две книги: «Расширяя границы сердца» и «Таинство прекрасных дел».

Во внимание к многолетним трудам по духовному воспитанию молодежи в учебных заведениях Кашинского городского округа глава Тверской митрополии вручил Архиерейскую благодарственную грамоту Э.Ю. Добряковой.

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков, настоятель храма священник Вадим Фомин, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов и диакон Сергий Сотов.

Богослужебные песнопения исполнял хор под управлением Елизаветы Пилюгаевой.

***

Церковь Рождества Христова на горе занимает одно из важных мест в панораме правобережья Кашина.

Деревянная церковь впервые упоминается в 1621 г. Каменный храм, построенный в 1780–1786 гг., был одноглавым, с трехъярусной колокольней, увенчанной шпилем. От него остались узкий и тесный по площади вытянутый кверху двусветный четверик в два окна и круглая апсида.

В 1868–1870 гг. храм был перестроен. К нему присоединили обширную трапезную с приделами и новую колокольню, а сам четверик получил иное завершение. В храме три престола: в холодной церкви главный — в честь Рождества Христова; в теплой один — в честь рождества Иоанна Предтечи и другой — во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

В храме достойны примечания два напрестольных Евангелия. Одно из них отпечатано при «Великом Государе, Патриархе Никоне», а другое во время междупатриаршества. На первом — на окладе, в лицевом среднике, вместо воскресения Христа изображается коронование Пресвятой Богородицы. 

После революции 1917 г. храм Рождества Христова постигла участь многих русских храмов. В нем располагался склад пункта «Заготзерно», а с 1947 г. — слесарный цех промкомбината.

В 1983 г. здание храма, частично реставрированное (без восстановления колокольни), было передано Церкви, восстановлен крест и открыто богослужение. В 1986 г. из церкви апостолов Петра и Павла, закрытой на реставрацию, перенесена рака с мощами святой благоверной княгини Анны Кашинской (сейчас находится в Вознесенском соборе г. Кашина) и внутреннее убранство.

В настоящее время службы совершаются в центральной части во имя Рождества Христова. Среди святынь храма особо чтимы Казанская и Шестоковская иконы Божией Матери, иконы святой благоверной княгини Анны Кашинской и преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) с частицами мощей. 

Настоятель храма на постоянной основе осуществляет взаимодействие с ГБУ «Маслятский дом-интернат для престарелых и инвалидов», СИЗО № 2 г. Кашина.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.