10.09.2022 | Епархия

В праздник Киево-Печерских святых митрополит Амвросий совершил Божественную литургию в храме Рождества Иоанна Предтечи в Кузьминском

10 сентября, в праздник преподобных Киево-Печерских отцов, почивающих в Дальних пещерах, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил приход церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи в Кузьминском Калининского района. Архипастырь совершил в церкви Божественную литургию в сослужении благочинного IV Тверского церковного округа протоиерея Димитрия Курдюкова, настоятеля храма иеромонаха Филарета (Воронцева), настоятеля храма в честь Рождества Богородицы в Щербинине иеромонаха Ефрема (Пилипея), руководителя административного секретариата священника Сергия Будкова. 

Раньше земли села Кузьминского относились к владениям Троице-Сергиевой лавры, и по преданию здесь стоял скит в честь святых мучеников бессребреников Косьмы и Дамиана, а также была построена деревянная церковь. Но во время секуляризации церковных земель при императрице Екатерине II малые монастыри и скиты в большинстве своем были упразднены. Скит в честь святых мучеников Косьмы и Дамиана был также упразднен. Чуть позже в селе была построена кирпичная двухпрестольная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи и Казанской иконы Божией Матери. К сожалению, она была разрушена. 

Новый храм в честь Рождества Иоанна Предтечи был построен в конце 2016 года, а постоянные богослужения здесь начались в 2017 году. 8 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, здесь было совершено первое богослужение. 

На богослужении молились строитель церкви и благодетель прихода В.П. Куприянов, прихожане и гости.

За богослужением пел хор под управлением священника Василия Бащука. 

На малом входе митрополит Амвросий наградил настоятеля храма иеромонаха Филарета (Воронцева) правом ношения наперсного креста золотого цвета за труды на благо храма.  

Вынимая частицу из просфоры на Херувимской песни, архипастырь произнес особую покаянную молитву о мире:

Господи Иисусе Христе Боже наш, приими жертву сию в оставление всех грехов и беззаконий наших, имиже раздражихом Твое человеколюбие и прогневахом Твою благость: и отврати от нас весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и ути́ши вся крамолы и нестроения, и раздоры ныне сущия, и кровопролития, и междоусобную брань утоли, и подаждь мир и тишину, любовь же и утверждение и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею искупил еси кровию, славы ради имене Твоего, утверждения же и укрепления Церкве Твоея Святыя.

Также архиерей помянул новопреставленных митрополита Каллиста, протоиерея Николая Тетерятникова, протоиерея Бориса Михайлова, воинов и всех невинно убиенных.

По окончании богослужения митрополит Амвросий поздравил молящихся с днем памяти Киево-Печерских святых и произнес слово:

С самого начала христианство на Руси было ознаменовано аскетическими подвигами тех людей, которые, почувствовав призыв Божий, стали вести такой образ жизни, который был отличен от образа жизни обычного мирского человека. Они стали копать пещеры и поселяться в них, они налагали на себя особые подвиги поста и молитвы, подчас непонятные их современникам, да и не только им, но и нашим современникам. Однако мы, христиане, должны понимать, что без аскезы, без особых упражнений в духовной жизни, нет вообще христианства. Христианство тогда улетучивается, остается лишь его видимость. И тот, кто отрекается от той или иной меры аскезы, особенно если делает это вольно, совершенно осознанно, — такой человек становится подобным тем, о которых апостол сказал: «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся».

Без аскезы нет христианства. Аскеза, безусловно, для каждого человека своя. Для того, кто избрал для пользы своей душевной особый род жизни монашеский и особенно пустынный, она одна. Для человека, живущего в миру, она другая. И нет необходимости стремиться в точности, детально, по форме, повторить подвиг другого человека. Это невозможно, потому что каждый человек уникален и у каждого свой путь. Но, безусловно, путь христианский не может быть без аскезы. И каждый человек, который наделен умом, чувствами, у которого есть опыт падений и восстаний, должен понимать, какая аскеза ему нужна для того, чтобы противостоять тем страстям, которые уже дали не только ростки, но и укоренились в жизни, а может быть, и принесли свои отравляющие плоды.

У мирянина, у семейного человека одна аскеза, у монаха — другая. Но каждый человек должен обязательно пройти опыт ограничения — ограничения себя в какой-то мере и в пище, и в посте для глаз, для чувств своих, в ограничении от тех средств комфорта, к которым мы привыкли, от лишней информации. Хотя большинство тех, кто приходит в наши храмы, не избалованы излишним комфортом. Но тем не менее у каждого есть своя мера ограничения, которая, с одной стороны, позволяет нам понять, кто мы есть на самом деле, то есть познать самих себя. Ведь когда мы хоть немножко начинаем подвизаться, мы видим, какие мы на самом деле уязвимые и слабые, что мы не способны подчас на самый малый подвиг. У нас нет желания, у нас много противления, мы даже рассуждаем как-то не благоговейно о том, что нам на пользу. И с другой стороны, когда мы проходим хотя бы отрезок этого пути, мы получаем ценный опыт, который хочется потом повторить. Лучше всего мы это понимаем, наверное, тогда, когда в Великий пост, в Святую Четыредесятницу, если мы действительно стараемся и пост соблюдать, и на богослужения ходить, и молитву творить, мы видим, какое изменение происходит в нас ровно через неделю. Мы перерождаемся, мы по-другому смотрим на мир, мы по-другому его воспринимаем, мы очищаем себя от всего наносного, ненужного, от той оболочки, которая лишает нас чувства жизни и сыновства по отношению к Небесному Отцу. Нас, конечно, на много не хватает, мы люди немощные и не можем постоянно поддерживать в себе это состояние. Но хотя бы иногда этот опыт дает нам возможность осознать, что путь аскезы не какая-то выдумка и не анахронизм. 

Путь аскезы — это реальность сегодняшнего дня, которая помогает человеку жить. Даже светские люди, далекие от христианства, но ограничивающие себя ради каких-то других своих целей, ради здоровья, ради внешнего вида, свидетельствуют о том, что такого рода ограничения в тех возможностях, которые человеку дает Господь, чаще всего идут человеку на пользу. Если мы действительно разумно питаемся, разумно двигаемся, правильно устраиваем образ своей жизни, то мы получаем пользу и телесную и духовную. Но пост и аскеза невозможны без молитвы, потому что благословение и благодать Божия, которые осиявают и наполняют нас во время молитвы и после нее, во время богослужения и после него, сообщают нам то, что невозможно приобрести никакими иными ограничениями, и всё это должно осуществляться гармонично для пользы и телесной и духовной. И вот примером или воодушевлением в этом нам служат многие преподобные отцы. Их подвиги для нас подчас кажутся действительно безмерными и даже какими-то не очень естественными в жизни человека. Повторюсь, мы не должны повторять эти подвиги ровно в той степени, в которой они их совершили, о которой мы узнаем из житий святых и патериков. Но стремление к тому, чтобы осуществить не форму, а дух этих людей и хотя бы немножко приблизиться к их устремлениям, — это то, к чему побуждает Святая Церковь в день памяти таких святых, как преподобные отцы Киево-Печерские — преподобный Иов Почаевский, преподобный Моисей Мурин, память которых мы сегодня молитвенно совершаем и у которых мы должны учиться. 

Для того чтобы учиться, необходимо узнавать об их жизни и этой жизнью воодушевляться. Повторюсь, не стремясь слепо повторить все те труды и подвиги, о которых мы узнаëм. Читайте жития святых. Источников сегодня этого чтения очень много, стоит только возбудить в себе это желание, открыть страничку интернета, набрать в поисковике житие того или иного святого и можно уже познакомиться с его жизнью. Наши предки практически ежедневно читали жития святых, и именно таким образом они поддерживали в себе огонек веры, благочестия — тот огонек, который невозможно иным способом, как только ежедневно лично поддерживая его, сохранить. Сам по себе он гореть никогда не будет. Как и в спорте, если человек один раз позанимается и думает, что после этого он будет всю жизнь сильным, ловким и здоровым, он обманывается. Так и в духовной жизни нужны постоянные духовные аскетические нагрузки и упражнения, которые позволят нам, христианам, иметь личную, но так необходимую духовную форму, которая поможет нам совершать свой земной путь и свое личное спасение. 

Во внимание к трудам на благо храма Рождества Иоанна Предтечи в селе Кузьминском и в связи с 75-летием со дня рождения глава митрополии вручил награду В.П. Куприянову, благотворителю и строителю храма. Валерий Петрович Куприянов, руководитель АО НИИ «Центрпрограммсистем», награжден медалью преподобного Нила Столобенского III степени.

После службы митрополит Амвросий в сопровождении благочинного и настоятеля осмотрел территорию храма и хозяйственный двор, который поддерживается иеромонахом Филаретом. 

Справочная информация

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Димитрий Курдюков, иеромонах Филарет (Воронцев), иеромонах Ефрем (Пилипей), священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов. 

За богослужением пел хор под управлением священника Василия Бащука. 

***

Первое упоминание о селе Кузьминском относится к XVI веку, оно находилось во владении Троице-Сергиевой лавры, название села (первоначально Косьминское) связано со скитом Троице-Сергиева монастыря в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, который находился близ села Кузьминское. В 1764 году указом Екатерины II крестьяне села были переведены из монастырских в государственные, а бревенчатый скит разобран, и вместо храма Космы и Дамиана в 1775 году выстроена новая каменная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи с приделом Казанской иконы Божией Матери. К приходу Рождества Иоанна Предтечи была приписана часовня в деревне Федосово.

Последний священник церкви иерей Николай Метлин в годы гонения на Церковь был арестован безбожной властью, дальнейшая его судьба неизвестна, храм был закрыт.

В годы Великой Отечественной войны в подвале храма немцы держали пленных солдат, при отступлении из села немецкий пулеметчик выбрал своей боевой позицией колокольню храма, так колокольня стала мишенью для огня советской артиллерии, и тем самым часть колокольни была разрушена.

После войны покалеченное здание храма использовалось под склад для пшеницы и шерсти. В 60-х годах храм был взорван, в дальнейшем на месте храма стоял магазин и местными жителями была устроена свалка.

Строительство нового храма Рождества Иоанна Предтечи началось с 2015 года, местный житель решил восстановить историческую справедливость, а побудило его к этому воспоминание из детства, ведь даже закрытый храм всегда собирал у своих стен сельчан. Курировал строительство иерей Симеон Танашкин. К концу 2016 года храм был построен, а в апреле 2017 года настоятелем храма был назначен иеромонах Филарет (Воронцев). Был создан приход из местных жителей.

Храм однокупольный, в виде креста, с колокольней, архитектура храма типичная для России. К храму приписана кладбищенская часовня, построенная родителями трагически погибших молодых людей. Стараниями настоятеля и прихожан близ села Кузьминского был выкопан и постепенно облагораживается источник в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. На его территории силами политической партии «За Правду» была установлена мини-часовня.

Главной святыней храма является восстановленная икона святого праотца Мелхиседека, которая была спасена жительницей села от уничтожения в безбожное время, после воздвижения храма икона святого Мелхиседека была отреставрирована и обрела свое место в храме.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.