27 марта Церковь молитвенно празднует Феодоровский образ Божией Матери.
Почитание Феодоровской иконы Божией Матери широко распространилось по всей России после Смутного времени (XVII век). В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора инокиня Марфа (Романова) благословила своего сына Михаила, которого Земский собор избрал на царство. В память об этом событии Церковь установила повсеместное празднование Феодоровской иконы 27 марта.
Известно много списков полюбившейся на Руси иконы Богородицы «Феодоровская». Один из чудотворных списков хранился в Вознесенском Оршине монастыре под Тверью. В июле 1996 года в обитель вернулся один из списков с чудотворного Феодоровского образа Божией Матери, пребывавший здесь до революции. Это древний список, который также находился в монастыре до его закрытия, потом оказался у жителей Лисицкого Бора. Это село было когда-то монастырской вотчиной.
27 марта в Вознесенском Оршине монастыре, в день престольного праздника, Литургию Преждеосвященных Даров совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Главе Тверской митрополии сослужили клирики обители.
За богослужением молились игумения Евпраксия (Инбер) с сестрами, настоятельница тверского Екатерининского монастыря игумения Иулиания (Ритониеми), прихожане монастырской церкви, гости и паломники. В богослужении принимали участие воспитанницы обители: девочки пели в хоре.
После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился к предстоящим людям с проповедью:
Страх Господень оберегает нас от сетей смерти, слышим мы. Но что же такое сети смерти? Из толкований мы знаем, что древнееврейское слово, употребленное здесь, переводится не столько как сеть в качестве ловушки, сколько как приманка, которую кладут в сеть, чтобы заманить животное. Ибо именно приманка и заставляет обманываться и попадать в ловушку. Иначе говоря, сети, о которых мы слышали сегодня, — это такая метафора греха, который выглядит привлекательным, но приводит к смерти. Наши желания влекут нас к вещам, которые навредят нам и в конечном итоге нас уничтожат.
Но страх Господень избавляет нас от этих ловушек греха. Каким же образом это устроено? Очевидно то, что Бог хочет нас избавить от греха и смерти. И Он довольно откровенно предупреждает нас о последствиях нарушения Его заповедей, о том, какие результаты влечет за собой грех. И выражение «страх Господень», это особенно знают люди церковные, — это некая высшая форма уважения к словам Бога, своего рода трепет перед заповеданным нам, сила, которая удерживает нас от падения в грех, как страх высоты удерживает от смертельного прыжка в пропасть.
На сугубой ектении были вознесены прошения о восстановлении мира, об игумении Евпраксии с сестрами, учащих и учащихся обители. Митрополит Амвросий прочитал молитвы о восстановлении Преображенского кафедрального собора и о скором восстановлении мира.
После богослужения митрополит Амвросий поздравил игумению, сестер обители и паломников с праздником особо чтимой Феодоровской иконы Божией Матери:
Сердечно поздравляю вас с праздником Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, которая некогда благословила эту землю, эту святую обитель своим пришествием и перед которой, молясь, очень многие люди получали действительно чудесные события в своей жизни, и исцеления, и очень многие изменения в своей личной судьбе, и многое, о чём просили Пресвятую Богородицу, Она, как Мать, видя пользу от этих прошений, тогда, когда это было полезно людям, обязательно их исполняла.
Прошло время, очень многое изменилось с тех пор в жизни и этой обители, и Отечества нашего. Обитель была закрыта, поругана, икона была удалена отсюда, и теперь она пребывает в одном из музеев нашей Тверской земли. Но список с Феодоровского образа Пресвятой Богородицы вновь присутствует под сводами этого святого храма, и Матерь Божия привлекает к Себе всех тех, кто верит в Ее материнское заступление и Покров. Сегодня каждый из нас, подходя к иконе, просил, конечно, о своем. Мы, люди, конечно, знаем о том, что и без наших прошений Господь и Пресвятая Богородица знают намного лучше всё то, что нам необходимо и что полезно, но, однако же, не для Них, а больше для нас самих мы произносим эти слова молитвы, для того, чтобы получить пользу от общения с Владычицей неба и земли и войти в диалог с Нею, дабы этот диалог стал спасительным и для нас, и для тех людей, о которых мы молимся и которые нас окружают.
Сегодня каждый произнесет, подходя к иконе Божией Матери, что-то свое, личное. Но мы должны не забывать о том, что не за этим только и не столько за этим мы приходим в святой храм, а приходим для того, чтобы переродиться самим и быть способными участвовать в перерождении тех людей к Славе Божией, которые находятся за его пределами. Чтобы быть примером любви, доброты, света, которые и свидетельствуют о нас как об учениках Христовых и как о детях Божией Матери. Если мы только зацикливаемся на себе, на каких-то наших сиюминутных просьбах, бытовых делах, семейных вопросах, то грош нам цена как христианам, потому что не этого ожидает Спаситель, не такого примитивного отношения к Евангелию, к Нему Самому, к Его Пречистой Матери Он ожидает от нас. Он ждет, что мы будем глашатаями в мире сем Его слова. А этот глас, которого Он ожидает от нас, безусловно, требует самоумаления, самоотречения, смирения и одновременно мужества ревности и верности.
Попросим у Пресвятой Богородицы прежде всего для себя веры, ведь верою и побеждаются царства. Мы знаем из Апостольского чтения примеры того, как еще даже в Ветхом Завете верою люди творили чудеса. Мы многого просим, но почти никогда не просим у Бога и Богородицы именно веры. А вера — это тот руль в корабле, который, если будет неисправен или поврежден, обязательно приведет корабль к крушению. А нам же нужно войти в тихую пристань Спасителя нашего, преодолеть бурные волны житейского моря, и для этого этот руль — вера должен быть исправен, а мы должны умело пользоваться и направлять этот руль по пути, который предназначил каждому из нас и всем нам наш Господь.
После Божественной литургии митрополит Амвросий совершил молебен пред чтимым образом Феодоровской иконы Божией и освятил шесть колоколов для звонницы обители.
Во внимание к пастырским трудам и в связи с 35-летием со дня рождения митрополит Амвросий вручил Архиерейскую благословенную грамоту иерею Антонию Курсанину — клирику Вознесенского Оршина женского монастыря Тверской епархии.
За богослужением митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Леонид Водолазский, игумен Дамаскин (Леонов), протоиерей Евгений Алексеев, священник Иоанн Казюра, священник Антоний Курсанин, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Андрей Филиппов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).
Богослужебные песнопения исполнял хор сестер и воспитанниц Оршина монастыря.
***
Пресс-служба Тверской епархии