Церковь начала готовить верующих к Великому посту. Воскресный день, 25 февраля, посвящен евангельской притче о мытаре и фарисее. С этой Недели начинаются богослужения по Постной триоди. Триодь содержит службы подготовительного периода к Великому посту, Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая служба по Постной триоди назначается в воскресный день, называемый «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи мытаря и фарисея».
Накануне Недели о мытаре и фарисее, 24 февраля, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил первое всенощное бдение подготовительного к посту периода в тверском Спасо-Преображенском соборе. Владыке сослужило соборное духовенство: священник Сергий Будков, протоиерей Владимир Цымбал, священник Максим Луканов, священник Никита Савин, иеромонах Антоний (Шкурметов), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, диакон Максим Желябовский.
На богослужении пел архиерейский хор под управлением Татьяны Дмитришиной.
Хор соборного духовенства исполнил на «Господи, воззвах» и на стиховне стихиры Недели о мытаре и фарисее из Постной триоди, а также несколько стихир из воскресной службы 5-го гласа. На утрене — воскресный тропарь на «Бог Господь» и «Взбранной Воеводе».
На воскресной утрене (вечер субботы) исполнялось песнопение, которое звучит только в подготовительный период и во время Великого поста: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».
В храме погасили все светильники, и верующие, преклонив колени, в полумраке слушали слова молитвы, настраивающей душу на покаяние.
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но, яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих. Но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго. Но, надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».
Во время чтения канона на утрене митрополит помянул о здравии всех, о ком подавались записки в соборе, через сайт епархии и епархиальный магазин «Талант».
В конце бдения архиерей обратился к прихожанам со словом:
«Не помолимся фарисейски, братие, ибо возносяяй себя, смирится». Этими словами Святая Православная Церковь в нынешний вечер начала период пения Постной триоди — того самого времени, которое мы именуем весной духовной. Вместе с наступающим новым временем года наступает в нашей жизни христианской особый период, когда мы призваны вновь оживить свои сердца после очередной спячки, лени и всего того, что отвернуло нас от Бога. Нам дается это время для того, чтобы мы ожили, для того, чтобы мы не были мертвы, для того, чтобы те ошибки, которые мы допустили, обязательно испепелились в огне Божиего милосердия, в нашем сердце и в наших горячих покаянных слезах.
Подобно весеннему ветру, который врывается в окна и распахивает ставни, чтобы сделать более чистым и свежим воздух в доме, песнопения Постной триоди тоже распахнули наше сердце, чтобы привнести в него новизну и обновление. Мы все стоим перед будущим Великим постом — временем глубокого покаяния. И неслучайно сегодня Христова Церковь всем нам напомнила о грядущем светлом и очень радостном периоде, когда мы освобождаемся от уз греха через покаяние и изменение. Святая Церковь сегодня нам напомнила это словами, обращенными ко Христу: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче».
Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед говорил о покаянии. И он рассказал о случае, который произошел в первой половине XX века. Один офицер пришел на исповедь к известному тогда, да и сейчас, священнику Александру Ельчанинову, книги которого были изданы не только на Западе, но и у нас в России. Это замечательные книги с пастырскими наставлениями и с тем опытом, который должны бы воспринимать и молодые священнослужители, и вообще христиане. Этот офицер пришел к нему и сказал: «Я знаю обо всех своих грехах, я готов обо всех них рассказать. Я знаю, что многие из них страшные, и я понимаю, что это я, а не кто-то другой их совершил. Я на словах могу это рассказать, но у меня нет никаких чувств. У меня сердце каменное. У меня нет никакого внутреннего стенания и сожаления. Я просто холодным рассудком понимаю, что всё это я сделал, но дальше этого я пойти не могу, только перечислю всё это, рационально понимая, что всё то, о чем я расскажу, — это мое». И тогда этот опытный священник сказал: «Я не буду сегодня принимать у тебя исповедь. Приходи завтра в церковь, будет Божественная литургия, на которую соберутся люди. И среди них будет много молодых людей. Потому что эта Литургия соберет съезд русского молодежного движения на Западе. И множество христианской молодежи придет в этот день в храм». Офицер согласился.
Он пришел на следующий день в храм. И священник, перед тем как начать Божественную литургию, по окончании шестого часа поставил его перед амвоном, а затем, обратившись ко всем людям, сказал: «Дорогие братья, дорогие сестры, этому человеку есть что сказать. Он будет перед вами каяться во всех тех грехах, которые он совершил в своей жизни». Офицер этот, хотя был человеком мужественным и многое в жизни видел и его вряд ли чем-то можно было испугать, перед тем как встать перед амвоном, несколько колебался. Ему стало страшно говорить обо всём перед огромной толпой людей, среди которых были его знакомые, возможно, его почитатели, потому что человек этот был достаточно известный. Он какое-то время молчал и смотрел не на людей, а в землю. И потом он почувствовал какой-то огромный прилив тепла и любви со стороны тех, кто на него смотрит. Эти люди не осуждали его, а наоборот, стали ему как будто помогать, несмотря на то, что он еще не произнес ни слова. Они смотрели на него и уже дарили ему любовь и прощение. Они смотрели на него и пытались поддержать его в том непростом покаянии всенародном, к которому призвал этого человека священник. И он почувствовал любовь, тепло со стороны людей, которые хотели всеми силами своей души помочь человеку покаяться. И он начал говорить. И разрыдался перед ними. И с сердца его упали окаменение, нечувствие и тот холод, который сопровождал его на протяжении многих-многих лет и не давал ему по-настоящему покаяться. Вот какое удивительное свойство являет смирение. Смирение этого человека, который смирился перед всей Церковью и стал перед всеми каяться. И смирение людей, которые еще не услышали этого человека, но уже приняли его в объятия своей любви и своего сердца.
Но есть и другие случаи. Однажды один архиерей направил в одно селение очень согрешившего священника, о его падении знали многие. Направил не служить, он был в запрете, а просто трудиться и исправляться. И люди, которые находились в том месте, куда направил его архиерей для того, чтобы он понес покаянные труды, исправился и изменил там свою жизнь в особых условиях, запротестовали и сказали, что этого человека не примут. А если он и придет туда, они будут его всячески унижать. Или же сами покинут это место и перестанут ходить в свою церковь. Потому что из-за грехов этого человека они не хотят ему не то что руки подать, но и даже видеть его. И сказали: «Пусть не приходит он сюда, пусть его сюда не направляют». Архиерей поступил в соответствии с волей этих людей. Но эти люди в какой-то степени, в каком-то смысле отреклись от того, что им предложил Сам Христос, — явить любовь к человеку, явить терпение к человеку, смириться, а не возвысить себя перед ним.
Мы завтра будем слушать пронзительную историю о мытаре и фарисее. Мы хорошо ее знаем. Мы знаем, как молился фарисей: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как прочие люди: блудники, прелюбодеи, воры. Я пощусь, я даю милостыню, я всё делаю». И другая молитва как пример всем нам преподносится Христом — молитва мытаря. Подобным мытарем, налогосборщиком, был Закхей, о котором мы говорили в прошлое воскресенье. Мы вспоминали, как он обижал людей. Мытарь, подобный ему грешный человек, в смирении и слезах бил себя в грудь и восклицал: «Боже, милостив буди мне грешному».
Из Священного Писания мы знаем, Господь нас учит: того, кто возносит себя, обязательно Бог смирит через обстоятельства, через людей, ведомыми Ему способами. Но того, кто унижает себя, смиряет себя, Бог возвышает. Люди, которые помогли покаяться офицеру, смирились, и Бог их возвысил, подарил им благодать в ответ на их смирение, прощение и любовь. Люди, которые отказались принять согрешившего священника, вознеслись, возомнили себя лучше и выше его и остались без благодати.
Будем помнить начальные слова стихиры, с которой началось пение Постной триоди: «Не помолимся фарисейски, братие, ибо, вознося себя, смирится». Смирим себя перед Богом и, как и мытарь, будем молиться: «Очисти мя, Боже, грешного».
Если мы обратимся к богослужебным текстам Недели о мытаре и фарисее, то будем поражены однообразием их содержания. Эта тема бесконечно обыгрывается с разных сторон, никаких новых «сюжетов» здесь нет, всё время говорится только об одном: «Мытаря и фарисея различие разумевши, душе моя, онаго убо возненавиждь гордынный глас, оваго же ревнуй благоумиленной молитве и возопий: “Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя”». «Фарисеева убежим высокоглаголания и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: “Спасе мира, очисти рабы Твоя”». Все тексты посвящены только одной теме. С одной стороны, можно поражаться искусству гимнографов, сумевших так много раз и так по-разному сказать об одном и том же. А можно подумать о том, что Святая Церковь стремится всё глубже и твёрже запечатлеть в нашем сознании, в нашем сердце смысл этой притчи, бесконечно повторяя и повторяя его.
Пресс-служба Тверской епархии