Первая седмица Великого поста посвящена началу пути покаяния человеческой души. По вечерам в понедельник, вторник, среду и четверг прочитывается по частям Великий канон преподобного Андрея Критского.
«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний», — размышляет преподобный Андрей и начинает с грехопадения Адама — первого падения в роде человеческом, с которым в жизнь людей вошли грех, тление и смерть. Перед нами проходит вереница лиц и событий — великих грешников и великих праведников, имена которых стали нарицательными. Разворачиваются события ветхозаветной истории, вспоминаются новозаветные примеры. Задача одна: показать злосмрадие греха и бесконечное милосердие Божие к кающемуся грешнику, призвать душу человека к покаянию.
В понедельник первой седмицы Великого поста, 18 марта, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил чтение Великого канона преподобного Андрея Критского в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери. Великое повечерие совершили иеромонах Антоний (Шкурметов) и диакон Максим Желябовский.
На первое вечернее великопостное богослужение в кафедральный храм пришли верующие горожане, чтобы помолиться вместе словами канона святого Андрея Критского.
Великий канон не просто перечисляет примеры греховных поступков, но соотносит их с душой кающегося, который в себе самом обнаруживает родство в греховном устроении с известными лицами ветхозаветной истории и при внимательном рассмотрении убеждается в том, что в своем ежедневном падении превосходит этих грешников.
Под руководством диакона Иоанна Зорина каждый ирмос канона пел хор духовенста. После 6-й песни канона хор духовенства исполнил кондак «Душе моя». Песнопения после канона хор духовенства исполнил под руководством митрополита Амвросия.
После Великого канона правящий архиерей обратился к верующим с проповедью.
Великий покаянный канон прочитывается за вечерним богослужением в первые четыре дня Великого поста по частям и полностью будет прочитан в четверг пятой седмицы.
Автор канона — архиепископ Критский Андрей, византийский ритор и гимнограф, «покаяния учитель и преподобных слава», «вселенныя молитвенник» и «отеческая похвала». Родился творец канона в семье благочестивых родителей в середине VII века, четырнадцатилетним отроком ушел в монастырь преподобного Саввы Освященного в Палестине, где многие годы подвизался, проводя строгую подвижническую жизнь. Преподобный Андрей был участником VI Вселенского Собора, вложив изрядный вклад в дело борьбы с ересью монофелитства. К концу жизни монах-подвижник был призван к епископскому служению на острове Крит. Церковь именует его «преизряднейшим таинником покаяния». Действительно, творение преподобного Андрея являет нам такие глубины покаянного духа, которые свидетельствуют о несомненном личном опыте и духовном подвиге самого автора.
Канон этот назван великим не только по объему (в нем 250 тропарей) и грандиозности разворачивающейся перед нами панорамы, охватывающей множество событий и лиц ветхозаветной и новозаветной истории. Великим канон назван по глубине воздействия на душу человека и по силе покаянного чувства, которое внимательное чтение или слышание слов святого пастыря воскрешает в сокрушенной душе кающегося.
Пресс-служба Тверской епархии