10.06.2024 | Епархия

В Нило-Столобенской пустыни освятили икону преподобномучеников Столобенских 

9 июня в Нило-Столобенской пустыни прошли торжества по случаю празднования обретения мощей преподобного Нила Столобенского, чудотворца. 

Божественную литургию в Богоявленском соборе Нило-Столобенской пустыни совершили митрополит Будапештский и Венгерский Иларион, иерарх Сербской Православной Церкви митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

По заамвонной молитве вокруг обители был совершен крестный ход с мощами преподобного Нила Столобенского. В завершение была освящена написанная к праздничному дню икона преподобномучеников Столобенских: Виталия (Кокорева) (1890–1937), Павла (Козлова) (1879–1938), Дионисия (Петушкова) (1866–1931), Владимира (Загребы) (1877–1938), Сергия (Зайцева) (1863–1918). Митрополит Амвросий прочитал молитву на освящение нового образа, митрополиты Иларион, Иоанникий и Аристарх окропили икону святой водой. 

Икона писалась 2 года ко дню памяти преподобного Нила Столобенского.


Преподобномученик Виталий родился 10 августа 1890 года в деревне Дьяково Федосеевской волости Старицкого уезда Тверской губернии в семье крестьянина Ивана Кокорева. Среди крестьян в то время еще сохранялось высокое представление о служении Богу; среди возвышенейших форм этого служения считалось монашество. И поэтому сын крестьянина, окончив сельскую школу, направил свой путь в Валаамский монастырь, известный в то время своими схимниками и старцами. Здесь юноша прожил полгода, а затем, устоявшись в своей решимости избрать монашеский путь, вернулся на родину и поступил в 1912 году в число послушников Ниловой пустыни. Через некоторое время он был принят в число братии и пострижен в монашество с именем Виталий.

В Ниловой пустыни монах Виталий подвизался до ее закрытия в 1928 году. Монахи, несмотря на закрытие монастырей и их разрушение, и вне их стен старались вести молитвенный образ жизни и жить по монастырскому уставу. Для этой цели они организовывали монашеские общины. В одной из таких общин, которая называлась «Божье дело», и продолжал подвизаться монах Виталий. Но власти не собирались оставлять и тени христианства на русской земле, и через год община была закрыта, а монахи арестованы по обвинению в неуплате налогов. Монах Виталий был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и сослан в город Николаевск-на-Амуре на Дальний Восток.

В Тверскую область и родные места он вернулся только в 1935 году. Один из знавших его священников посоветовал ему устроиться на свободное место сторожа в храм села Хвошня Пеновского района и заодно нести в храме при богослужениях послушание пономаря. Он так и сделал: устроился на работу в храм сторожем, а жил в деревне Пустошка, снимая комнату у крестьян.

В январе 1937 года начальник Пеновского районного отделения НКВД стал вызывать на допросы жителей района, членов сельсовета, бригадира колхоза и колхозников, выбирая тех, кто был враждебно настроен к Церкви и желал скорейшего закрытия храма.

Они показали, что дьячок хвошнянской церкви монах Виталий ходит по домам крестьян-единоличников и в самый день Всесоюзной переписи, 1 января 1937 года, он посещал некоторых крестьян; что верующие, и в частности монах Виталий, собирались вместе и читали вслух Евангелие, а также пели церковные песнопения, что происходило это в рабочее время, и представитель местных властей потребовал от них, чтобы они разошлись.

«Свидетели» — бригадир колхоза и председатель сельсовета — перечислили всех крестьян-единоличников, ходивших в храм, предполагая, что НКВД их арестует, а храм закроет, и таким образом религиозный вопрос в селе будет решен.

В самый день праздника Рождества Христова, 7 января, начальник Пеновского отделения НКВД допросил монаха Виталия.

— Следствие располагает данными о том, что вы проводили нелегальные сборища верующих в деревне Пустошка Слаутинского сельсовета, где обрабатывали в антисоветском направлении верующих, особенно из единоличников.

— Нелегальных сборищ верующих я не организовывал, в деревне Пустошка очень часто посещал верующих… в октябре 1936 года я один молился по молитвеннику… было это часов в десять вечера, и, как видно, многие узнали об этом молении…

Сведений этих было недостаточно для ареста — указа об аресте всех священнослужителей тогда еще не было, и монах Виталий после допроса был освобожден. Только в конце июля и начале августа последовали указы об уничтожении Русской Православной Церкви, и тогда уже 4 августа монах Виталий был арестован и заключен в Осташковскую тюрьму и 6 августа допрошен.

— Скажите, признаете ли вы себя виновным в антисоветской деятельности?

— Нет, виновным себя не признаю.

— Следствием установлено, что вы группировали вокруг себя единоличников, среди которых вели антисоветскую агитацию. Скажите, признаете ли себя в этом виновным?

— Я посещал квартиры единоличников… и сам живу у единоличницы… Посещая квартиры единоличников, я никогда не вел с ними антисоветских разговоров, так что виновным себя в антисоветской агитации не признаю.

— Скажите, какую цель вы преследовали, посещая единоличников?

— Посещая единоличников, я никакой корыстной цели не преследовал.

— Посещая единоличников, какие разговоры или беседы вы с ними вели?

— Сейчас припомнить этих разговоров не могу.

Снова НКВД допросил «дежурных свидетелей». В частности, был вызван такой противник церкви в селе, как председатель колхоза «Путь Ленина». Он рассказал, что церковники просили его продать старый сарай для починки крыльца в церкви, но он отказал им. Также он показал, что заходил в церковную сторожку, где в это время были единоличники. Он потребовал от них, чтобы они разошлись. Но и в следующий раз, когда по доносу одного из колхозников он зашел в церковную сторожку, он застал крестьян читающими Священное Писание и сказал:

— Как вам не стыдно собираться в рабочее время!

Один из присутствующих ответил:

— А вам какое дело, что мы здесь собрались, вы работаете в колхозе, а мы работаем на стороне и покупаем хлеб в кооперации. Он стал настаивать, чтобы все разошлись.

— По-моему, — заключил председатель свои показания, — у них организована антисоветская группировка…

После этого снова был допрошен монах Виталий.

— Чем вызван ваш уход из Ниловой пустыни?

— Я ушел из Ниловой пустыни потому, что монастырь со всеми монахами разогнали и вместо монастыря организовали детскую колонию.

— Как вы устроились дьячком и одновременно церковным сторожем хвошнянской церкви, кто вас туда рекомендовал?

— По прибытии из ссылки мне кто-то из служителей церковных сказал, что в хвошнянской церкви требуется сторож, и я пошел и был принят на работу.

— Сколько раз вы присутствовали на заседании церковной двадцатки в течение 1936 и 1937 годов и какие там вопросы обсуждались?

— Я был на заседании церковной двадцатки один раз, когда меня нанимали. От других собраний я отходил и, когда был еще, не помню.

— Проживая у гражданки Марии Вишняковой, куда часто собирались единоличники и верующие колхозники, что вы им рассказывали и внушали?

— Собирались или нет у Марии Вишняковой верующие, я не знаю, сам же я избегал собраний. С отдельными лицами встречался.

— Какие у вас, церковников, были разговоры о конституции, займе и о положении в колхозах?

— О конституции я слышал, что люди довольны конституцией. О займе я разговаривал лишь с уполномоченным при подписке на заем. О колхозах велся разговор, что нынче хороший урожай и колхозники этим довольны.

Чтобы склонить обвиняемого к самооговору, следователь устроил очную ставку монаха Виталия с председателем колхоза, который сказал, что в марте 1936 года, зайдя в здание церковной сторожки, он застал здесь заседание двадцатки.

— Обвиняемый Кокорев, вы признаете, что в марте 1936 года в сторожке хвошнянской церкви было нелегальное сборище церковников, на котором вы присутствовали и вели антисоветскую пропаганду? — спросил следователь.

— В марте 1936 года никакого нелегального сборища в сторожке церкви не было, на собраниях я не присутствовал и антисоветской агитацией там не занимался.

— Свидетель, скажите, — обратился следователь к председателю колхоза, — в августе 1936 года на нелегальном сборище был Кокорев или нет, что там обсуждали?

— В августе 1936 года я зашел в сторожку и в повышенном тоне сказал: «Зачем собрались в рабочее время?» Александров, бывший кулак, заявил: «А какое вам дело до нас, нечего здесь ходить, вы работаете за трудодни, но ничего не получаете, а мы, где хотим, там и работаем, и купим себе хлеба, торговля свободная». Я предложил им разойтись, так как они собрались в рабочее время и отвлекают колхозников; через несколько минут они разошлись.

— Вы, обвиняемый Кокорев, были на сборище в сторожке церкви в августе 1936 года, где Александров выступал с антисоветскими выражениями, споря с вошедшим председателем колхоза?

— В августе 1936 года на нелегальном сборище в сторожке церкви я не был ни разу и не помню, было ли такое собрание, где бы Александров и другие присутствовали и их разогнал председатель колхоза.

Были вызваны и другие свидетели, среди них староста храма, но они обвинений, выставленных следователем, не подтвердили. 9 сентября следствие было закончено, и 3 октября Тройка НКВД приговорила монаха Виталия к расстрелу. Он был расстрелян 7 октября 1937 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Преподобномученик Павел родился 24 июня 1879 года в деревне Зуево Зубцовского уезда Тверской губернии в семье крестьян Федора и Марии Козловых и в крещении был наречен Петром. Петр с детства мечтал стать монахом, и 15 января 1906 года поступил послушником в Валаамский монастырь. 14 декабря 1908 года он был перемещен в Кременецкий Вознесенский монастырь в качестве келейника игумена Аполлинария и 18 августа 1910 года был зачислен в число послушников этого монастыря. 28 февраля 1911 года послушник Петр был пострижен в монашество с именем Павел и 30 октября того же года был рукоположен во иеродиакона. 24 октября 1913 года иеродиакон Павел перешел в Валаамский монастырь, а 31 декабря 1916 года он был зачислен в число братии Нило-Столобенской пустыни Тверской губернии. 9 мая 1917 года иеродиакон Павел был рукоположен во иеромонаха.

В середине двадцатых годов власти закрыли Нило-Столобенскую пустынь, и иеромонах Павел стал служить в приходском храме. В 1930 году, воспользовавшись тем, что он не смог вовремя уплатить налоги, власти приговорили его к пяти годам ссылки, которую отец Павел был отправлен отбывать в город Енисейск. Наученный в монастыре всякому делу, он зарабатывал на жизнь починкой сапог, пилкой и колкой дров. Чувствуя, что слабеет здоровьем, он подал властям заявление о сокращении срока ссылки по состоянию здоровья и по прошествии четырех лет получил разрешение вернуться на родину.

В 1935 году архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) направил его служить в храм села Борки Зубцовского района; здесь отец Павел прослужил до 19 февраля 1938 года, когда был арестован и заключен в тюрьму города Зубцова.

В день ареста следователь допросил иеромонаха Павла и секретаря сельсовета.

Последний показал, что священник рассказывал ему, каковы были условия заключения, что в лагере процветает воровство и что кормят заключенных очистками от картофеля. В 1937 году при уплате налогов за церковь священник будто бы говорил, что большевики берут налоги и с колхозников, и с церкви, хотя говорят, что Церковь отделена от государства. Говорят одно, а делают другое. Говорил, что раньше крестьяне работали на барина, а сейчас хуже чем барщина: колхознику не дают отдохнуть, он работает целый день, а получать ничего не получает. На допросе следователь спросил иеромонаха Павла:

– Следствию известно, что вы систематически занимались контрреволюционной антисоветской агитацией среди населения, направленной на подрыв экономической мощи колхозов и советской власти. Говорили, что жить теперь тяжело, все большевики забрали, налогами задавили и так далее. Признаете себя в этом виновным?

– Я виновным себя в этом не признаю, так как антисоветской агитацией не занимался и данных слов никому не говорил.

– Следствию известно, что летом 1937 года вы говорили, что вот, при советской власти ничего не стало. Что вы можете на это сказать?

– Я данных слов не говорил и виновным себя в этом не признаю.

– Следствию известно, что в декабре 1937 года, во время выборов в Верховный Совет СССР, вы говорили: «А что нам выбирать, мы их не знаем…»

– Действительно, я был на предвыборном собрании и говорил, что не знаю, за кого голосовать, так как газет я не читал, а больше ничего я не говорил.

– Следствию известно, что во время подписки на заем укрепления обороны страны вы говорили, что, сколько ни подписывайся, у большевиков ничего не будет.

– Я таких слов не говорил.

На этом допрос был закончен, закончено и само следствие. 26 февраля тройка НКВД приговорила иеромонаха Павла к расстрелу. Он был расстрелян через день – 28 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле. Дата памяти 15.02 (28.02).

Денис Осипович Петушков родился 26 сентября 1866 года в деревне Сомино Савцинской волости Кашинского уезда Тверской губернии в семье крестьянина Иосифа Иоакимовича и Матроны Ивановны Петушковых.

С 24 сентября 1905 года по 10 января 1910 года являлся послушником Нило-Столобенской пустыни, где нес послушание свечника. 10 января   1910 года пострижен в мантию с именем Евфимий, был рукоположен во иеродиакона, иеромонаха и вскоре принял великую схиму с именем Дионисий.

Подвизался в обители до ее закрытия безбожниками в 1927 г. На следующий день после закрытия пустыни благочестивый богатый   крестьянин Осташковского уезда Сергей Федорович Комаров, давний благотворитель Нило-Столобенской пустыни, приехал в монастырь и   пригласил отца Дионисия переехать к себе. Много лет он почитал старца. Сергей Федорович выделил о. Дионисию на своем хуторе     Черенчиха   избу из двух комнат. В одной комнате старец ночевал, а другая было отведена под моленную, где схимник поставил свой гроб.

Местному населению стало известно, что на хуторе поселился схимонах из Нило-Столобенской пустыни, и люди потянулись к нему, кто за   благословением на то или иное дело, кто за советом, а иные просили молиться об исцелении от недуга. Отец Дионисий всех принимал, и     слух   о нем быстро распространился по дальним селениям, и к старцу стало стекаться все больше людей. Все это стало известно ОГПУ.

В начале января 1930 г. в доме, где жил схимник, был произведен обыск, но старца пока не тронули. О. Дионисий покинул дом и так поначалу избежал ареста. Старца приютили на глухом хуторе верующие люди, и, поскольку таких людей было немало, отец Дионисий смог перемещаться в течение некоторого времени с одного хутора на другой. В ночь на 6 февраля 1931 г. на хутор Черенчиха прибыли сотрудники ОГПУ с целью арестовать старца. Не обнаружив его, они угрозами принудили супругу Сергея Федоровича указать место нахождения схимника.

Отец Дионисий был арестован и сначала привезен в Черенчиху, а оттуда отправлен в Тверское отделение ОГПУ, а затем 18 февраля перевезен в Бутырскую тюрьму в Москве, и его дело было присоединено к общему делу монахов и мирян.

Коллегия ОГПУ СССР 06 июня 1931 года обвиненила отца Дионисия в «антисоветской агитации и принадлежности к контрреволюционной церковной организации» по статье ст.58-10,58-11 УК РСФСР и приговорила его к высшей мере наказания – расстрелу по групповому делу «Дело Инюшина И.И. и др. Москва. 1931г.»

На допросах отец Дионисий говорил: «Лично я считаю, что настало последнее время перед Страшным Судом, то есть время антихристово, и существующая советская власть есть власть антихриста. Советскую власть признаю лишь постольку, поскольку эта власть послана Богом, и считаю, что она послана нам за наши грехи в наказание. Колхозы я считаю богопротивными, антихристовыми организациями, и, как верующий человек, сам в него не пойду, и обязан удерживать других, так как в колхозах верующему нельзя быть, потому что там молиться нельзя, значит надо отрешиться от Бога. Приходившим ко мне я говорил свои мнения, но не навязывал им, а кто хочет, слушает, и как хочет, так и поступает».

10 июня 1931 года приговор был приведен в исполнение. Захоронен в Москве на Ваганьковском кладбище в общей безвестной могиле. Реабилитирован 12 декабря 1958 года по году репрессий 1931.

Преподобномученик иеросхимонах Дионисий (Петушков) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 г. Определением Священного Синода, от 27 декабря 2005г. по представлению Московской епархии.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Загреба) ро­дил­ся в 1870 го­ду в сло­бо­де Ку­тей­ни­ко­во Ам­вро­си­ев­ско­го уез­да Дон­ской гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой се­мье кре­стья­ни­на Филип­па За­гре­бы и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ва­си­ли­ем. В 1888 го­ду Ва­си­лий по­сту­пил в Ни­ло­во-Сто­ло­бен­скую пу­стынь в Осташ­ков­ском уез­де Твер­ской гу­бер­нии, где был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Вла­ди­мир и в 1914 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. С это­го вре­ме­ни по 1919 год он под­ви­зал­ся в Но­во­со­ло­вец­кой пу­сты­ни, рас­по­ло­жен­ной на ост­ро­ве озе­ра Все­луц­ко­го, при­пи­сан­ной к Ни­ло­во-Сто­ло­бен­ской пу­сты­ни.

В 1919 го­ду иеро­мо­нах Вла­ди­мир пе­ре­шел в Но­во­торж­ский Бо­ри­со­глеб­ский мо­на­стырь в го­ро­де Торж­ке, где под­ви­зал­ся до его за­кры­тия в 1931 го­ду. 6 июня 1931 го­да все мо­на­хи Бо­ри­со­глеб­ско­го мо­на­сты­ря, жив­шие в Торж­ке, бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в тюрь­му в го­ро­де Тве­ри, и сре­ди них иеро­мо­нах Вла­ди­мир. Со­труд­ник ОГПУ, объ­яс­няя при­чи­ны аре­ста мо­на­хов, пи­сал: «Де­ло воз­ник­ло из по­сту­пив­ших в рай­он­ный ап­па­рат Но­во­торж­ско­го упол­но­мо­чен­но­го ОГПУ све­де­ний, что мо­на­хи, про­жи­ва­ю­щие в го­ро­де Торж­ке, ве­дут сре­ди ве­ру­ю­щих злост­ную ан­ти­со­вет­скую и ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию. Про­из­ве­ден­ным по де­лу след­стви­ем уста­нов­ле­но, что, дей­стви­тель­но, мо­на­хи го­ро­да Торж­ка ча­сто со­би­ра­лись в цер­ков­ной сто­рож­ке быв­ше­го муж­ско­го мо­на­сты­ря и за­ни­ма­лись об­суж­де­ни­ем про­во­ди­мых со­вет­ской вла­стью ме­ро­при­я­тий, в осо­бен­но­сти кол­лек­ти­ви­за­ции, и сре­ди при­сут­ству­ю­щих ве­ру­ю­щих ве­ли аги­та­цию». 9 июня сле­до­ва­тель до­про­сил иеро­мо­на­ха Вла­ди­ми­ра. От­ве­чая на во­про­сы, отец Вла­ди­мир ска­зал: «В мо­на­стырь я по­шел с во­сем­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та, по про­из­во­ле­нию. В мо­на­сты­ре го­ро­да Торж­ка на­хо­дил­ся с 1919 го­да. В Торж­ке я слу­жу в быв­шей мо­на­стыр­ской церк­ви. В цер­ков­ную сто­рож­ку хо­дил. Ни­ка­кой аги­та­ции про­тив вла­сти не вел». 18 июня 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла аре­сто­ван­ных мо­на­хов к раз­лич­ным сро­кам ссыл­ки. Иеро­мо­нах Вла­ди­мир был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки и от­прав­лен эта­пом в Ка­зах­стан, где про­был до 1934 го­да.

По воз­вра­ще­нии из ссыл­ки он был на­зна­чен ар­хи­епи­ско­пом Твер­ским Фад­де­ем (Успен­ским) в храм се­ла Слав­ко­во Ка­шин­ско­го рай­о­на. С 8 сен­тяб­ря 1937 го­да он стал слу­жить в хра­ме в се­ле Лоб­ко­во то­го же рай­о­на, а за­тем был пе­ре­ве­ден в храм в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ло Гу­щи­но Ке­со­во-Гор­ско­го рай­о­на.

Иеро­мо­нах Вла­ди­мир был аре­сто­ван 8 фев­ра­ля 1938 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ка­шине. На сле­ду­ю­щий день со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли лже­сви­де­те­лей. Один из них по­ка­зал, что «он слы­шал, что За­гре­ба сре­ди ве­ру­ю­ще­го на­се­ле­ния ве­дет ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, до­ка­зы­вая, что со­вет­ская власть аре­сто­вы­ва­ет и рас­стре­ли­ва­ет невин­ных лю­дей, од­новре­мен­но с этим при­зы­ва­ет на­се­ле­ние от­ста­и­вать ре­ли­гию, за­щи­щать слу­жи­те­лей ре­ли­ги­оз­но­го куль­та».

Вы­зван­ный на до­прос пред­се­да­тель сель­со­ве­та по­ка­зал, что «За­гре­ба… ско­ло­тил во­круг се­бя ак­тив из ве­ру­ю­щих лю­дей, сре­ди ко­то­рых за­ни­мал­ся ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей, при­зы­вал ве­ру­ю­щих спло­тить­ся во­круг церк­ви и от­ста­и­вать ре­ли­гию, про­из­но­сил про­по­ве­ди, про­тас­ки­вал ан­ти­со­вет­ские вы­ска­зы­ва­ния, до­ка­зы­вая, что со­вет­ская власть аре­сто­вы­ва­ет и рас­стре­ли­ва­ет невин­ных лю­дей, как, на­при­мер, нас, слу­жи­те­лей ре­ли­ги­оз­но­го куль­та».

На сле­ду­ю­щий день сле­до­ва­тель до­про­сил иеро­мо­на­ха Вла­ди­ми­ра.

— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в том, что сре­ди на­се­ле­ния за­ни­ма­лись ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей, вос­хва­ля­ли жизнь при ста­ром строе? — спро­сил он.

— Ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю, — от­ве­тил отец Вла­ди­мир.

— След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, ко­то­рые изоб­ли­ча­ют вас в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. Пред­ла­гаю рас­ска­зать прав­ду.

— Свои по­ка­за­ния я счи­таю прав­ди­вы­ми.

— След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми о том, что вы сре­ди ве­ру­ю­щих дис­кре­ди­ти­ро­ва­ли кол­хоз­ное стро­и­тель­ство и при­зы­ва­ли их не ра­бо­тать в ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки. При­зна­е­те ли се­бя в этом ви­нов­ным?

— Ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю, но до­бав­ляю, что ве­ру­ю­щим я го­во­рил, что Бо­га не на­до за­бы­вать и на­до все­гда о Нем пом­нить.

На этом след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 13 фев­ра­ля трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Вла­ди­ми­ра к рас­стре­лу. Иеро­мо­нах Вла­ди­мир (За­гре­ба) был рас­стре­лян 15 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

В миру Зайцев Иван, родился в 1863 году в г. Гатчина Санкт-Петербургской губ. в семье чиновника.

Окончил Гатчинский Императорский Николаевский институт.

В сентябре 1891 года поступил послушником в Нилову пустынь Тверской губ. Был помощником учителя церковно-приходской школы при монастыре.

25 сентября 1893 года принял монашество, в июне 1894 рукоположен в сан иеродиакона, а 24 мая 1896 года — в сан иеромонаха.

14 марта 1900 года назначен казначеем Новоторжского Борисоглебского монастыря, 1 июля того же года — экономом Архиерейского дома, с 13 августа 1904 года — благочинный монастырей I округа.

11 мая 1905 года возведен в сан игумена.

С 8 августа 1905 — эконом Казанского архиерейского дома.

С 1 сентября 1906 года — настоятель Свияжской Макарьевской пустыни

Указом Казанской духовной консистории от 17 января 1908 г. игумен Сергий был назначен благочинным монастырей III округа Казанской епархии и эту обязанность нес до самой своей мученической кончины.

28 мая 1908 года возведен в сан архимандрита.

7 января 1909 года назначен настоятелем Казанского Успенского Зилантова монастыря.

Обитель была с весьма расстроенным хозяйством и о.Сергию пришлось заниматься строительством, заботами по восстановлению благополучного существования монастыря и приведением храмов обители в благолепный вид. К середине 1918 г. число братии Зилантова монастыря состояло из 11 человек.

Когда в августе 1918 г. Казань была занята белочехами, то на Зилантовой (Змеиной) горе, которая была господствующей высотой, почти перед входом в обитель, белочехами были установлены два орудия, из которых обстреливались миноносцы Раскольникова, бомбардировавшие древний город. В связи с этим, по просьбе о.Сергия братию монастыря разместили по Казанским монастырям. Накануне ухода белочехов некоторые насельники монастыря вернулись.

В ночь на 10 сентября 1918 г. белочехи оставили Казань, вместе с ними ушло 60 тысяч горожан, напуганных слухами о красном терроре. Ушло едва ли не все приходское духовенство.

Рано утром 10 сентября 1918 года, в день памяти прп. Моисея Мурина, насельники монастыря собрались в трапезной после последней в своей земной жизни литургии. Наступавшие красноармейцы ворвались в обитель и начали мародерствовать и искать белочехов. Никого не найдя, они решили отомстить беззащитным инокам обители. Они вытолкали насельников из трапезной, выстроили всю братию у стены монастырского двора и залпами из винтовок расстреляли всех иноков во главе с архимандритом Сергием.

Вступивший в управление Казанской епархией 32-летний архимандрит Преображенского монастыря Иоасаф (Удалов), узнав о трагедии, сам произвел чин отпевания и погребения убиенного о. Сергия и убиенных с ним иноков: иеромонахов Лаврентия (Никитина), Серафима (Кузьмина), иеродиакона Феодосия (Александрова), монахов Леонтия (Карягина), Стефана, послушников Георгия (Тимофеева), Илариона (Правдина), Иоанна (Сретенского), Сергия (Галина).

После расстрела Зилантовских монахов обитель опустела.

4 октября 1999 года был канонизирован как местночтимый святой Казанской ерархии.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.