01.05.2022 | Епархия

В Николо-Малицком монастыре совершено Великое освящение Покровского храма

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой Недели. Название «Антипасха» означает «вместо Пасхи» или «Пасха напротив Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, его повторение. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, празднуется особо. Фоминой Неделей этот день называется в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы (Ин 20:24–28). 

1 мая митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Великое освящение Покровской церкви и Божественную литургию в Николаевском Малицком мужском монастыре, который называют тверским Афоном. Ему сослужили настоятель монастыря, секретарь Тверской епархии игумен Борис (Тулупов), братия обители в священном сане, гости и клирики епархии. 

Нынешний Малицкий монастырь, восстановленный после полного разрушения в годы советской власти, придерживается афонского устава, который был составлен древними отцами-святогорцами. По своим внешним правилам он более всего соответствует уставам двух афонских обителей — сербского монастыря Хиландар и Свято-Пантелеимонова Русского монастыря. Можно с достоверностью сказать, что в России едва ли найдется хотя бы несколько монастырей, следующих такому уставу, где соединяется русская и греческая богослужебные традиции. Сохраняя русскую дореволюционную практику, монастырь в основном следует святогорскому чину богослужения, который является неотъемлемой частью афонского устава.

У врат монастырского храма архипастыря встретил настоятель монастыря игумен Борис (Тулупов). Правящий архиерей приложился к храмовым чтимым иконам.

За богослужением в монастыре не используется электричество, и вся служба совершается только при свечах. Чем торжественнее церковный праздник, тем больше свечей возжигается на светильниках. Всего в храме 190 свечей и 7 видов светильников, каждый из которых бывает задействован за богослужением в свое время. На праздник в храме развешиваются богатые бархатные пелены, устанавливаются праздничные лампады. Богослужебные предметы дополняют украшения в виде пасхальных яиц.

После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился с проповедью:

В нынешние пасхальные дни рассказ об апостоле Фоме — хороший урок для всех нас. Ведь мы и сейчас довольно часто ожидаем худшего исхода событий и практически не верим в лучшее. Словно забывая о том, что Господь есть и Он обещал до скончания века быть рядом с нами. Мы слышим ежедневно плохие известия и кажется, что лучше уже никогда не будет. Но христианское отношение к жизни не таково, ведь если Господь нас любит, то Он готовит для нас только самое хорошее, как приготовил радость потерявшему веру в хорошее апостолу Фоме. А обратное мироощущение, вера в плохой исход приносят апатию, бездеятельность и страх. Ведь неслучайно в Евангелии в период до Пятидесятницы мы видим боящихся учеников, прячущихся за закрытыми дверями: они сомневались в хорошем исходе, а потому боялись. 

Господь воскрес из мертвых в том числе и для того, чтобы и нас, как некогда апостолов, освободить от страхов. Как от самого серьезного и обоснованного — страха смерти, которой теперь не нужно бояться, — так и от множества других страхов, которые одолевают нас каждый день, портят жизнь, заставляют сомневаться и не видеть хорошего исхода. Конечно, остались вещи, которых мы боимся. Вещи, которые вызывают страх, не исчезли. Просто страх больше не доминирует в нашей жизни. Ведь есть Тот, Кто показал Себя более могущественным, чем любые вещи, которые нас пугают. И Его мы признаём своим Господом и Богом.

На богослужении возносились особые молитвы о болящих и пострадавших в пожаре в НИИ-2 Твери, о скорейшем восстановлении мира. 

Архипастырь помянул о здравии тех, за кого через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении. Поименно были помянуты об упокоении жизнь свою окончившие при пожаре в НИИ Твери, новопреставленные православные воины и мирные люди, в нынешней брани убиенные. Также была вынута частица из просфоры с особой молитвой о скорейшем восстановлении мира. 

В важнейшие моменты Литургии, такие как Херувимская песнь, церковнослужители  вручную приводили в движение паникадила, подвесные лампады и хорос — главное украшение Покровского храма. Греческий хорос — огромный десятигранный латунный обруч, скрепленный двуглавыми орлами, свисающий на длинных цепях из-под купола — уставлен свечами, которые возжигаются только по воскресным дням и праздникам. Вращение церковных светильников имеет глубокий духовный смысл, связывающий их с движением звезд в космосе, славящих своего Создателя.

Главным украшением монастырских служб в Николо-Малице является византийское пение.

По заамвонной молитве прошел пасхальный крестных ход по территории монастыря с пасхальными возгласами, чтением Евангелия и окроплением святой водой верующих.

Настоятель обители игумен Борис (Тулупов) поблагодарил архипастыря за совместное богослужение и за освящение храма в праздничный день.

Митрополит Амвросий поздравил насельников и прихожан с торжеством:

Этот храм отображает жизнь Святой Горы Афон, и подобно тому как мы в чистой воде или в зеркале видим себя, здесь, в этой Николо-Малицкий обители на тверской земле, которая называется тверским Афоном, мы видим отображение Святой Горы. Для нас это великое благословение, огромная честь и милость Божия. Никакие внешние знаки не могут быть убедительными, если не будет внутреннего содержания. Здесь, в Николо-Малицкой обители, есть это подлинное содержание — святоотеческое и монашеское, потому что сюда тянутся ниточки с благословенного удела Богородицы. И не просто храм построен по образу и по подобию храма Положения пояса Пресвятой Богородицы Ватопедской обители, и не просто замечательное византийское пение звучит здесь, а дух, который создавал всё это. И сегодня, конечно же, с благодарностью Богу, игумену, братии святой обители сей, всем, кто положил свои средства, время, таланты и возможности для того, чтобы возобновить на этом месте жизнь святой обители совершенно уже в ином ее бытии, мы молились об освящении Дома Божия. Я вспоминал также и Михаила, который создал проект этого храма, но, к сожалению, покинул наш земной удел некоторое время тому назад. Обо всех живых и ушедших в мир иной Церковь всегда помнит, и особенно о тех мы сегодня молились, кто сотворил и воссоздал эту святую обитель, ну и, конечно, о самих себе, немножко прикоснувшихся к этой чести, недостойных служителях ее освящения. Я желаю, чтобы в этой святой обители всегда был дух Святой Горы Афон; я желаю, чтобы люди, которые не могут в силу разных обстоятельств посетить Святую Гору, и особенно это становится всё более затруднительным в наше время, да и в последние годы, — чтобы здесь, в Николо-Малицкой обители, люди со всего нашего Отечества находили те утешение, благословение, духовный совет и духовное руководство, которые они прежде искали в монастырях Святой Горы Афон.

И, как любитель и почитатель удела Богородицы, могу сказать, что здесь нет никакого недостатка по сравнению со Святой Горой. Как только переступаешь порог этого храма и оказываешься вне нашей ежедневной и греховные суеты, ты понимаешь, что находишься не только в новом пространстве, но даже в каком-то другом измерении; в измерении, которое невозможно описать человеческим языком и сформулировать, да это и не нужно, но которое чувствует сердце молящееся, верующее и надеющееся на покров Божией Матери. Пусть Пресвятая Богородица покрывает братию святой обители сей и всех приходящих сюда помолиться и испросить Ее небесного заступления, а святитель и чудотворец Николай, чудотворная икона которого присутствует здесь, в святой обители, и которая не раз избавляла пределы нашей тверской земли от разных эпидемий, пусть и впредь не оставляет нас своими молитвами перед престолом Вседержителя. 

Справочная информация:

За богослужением пел византийский хор Малицкого монастыря «Аксион Естин» под управлением протопсалта и регента Всеволода Бабицкого.

***

История возрождения Николаевского Малицкого монастыря на рубеже второго и третьего тысячелетий от Рождества Христова являет собой пример очевидного проявления Божиего Промысла, направляющего деяния очень разных людей, зачастую не ведавших, какому именно делу они служат. Братия монастыря пока еще немногочисленна, но трудников и паломников в монастыре становится всё больше.

Избранный монастырем устав максимально, насколько это возможно в российских условиях и с учетом близости большого города, приближается к уставу афонских монастырей. Здесь регулярно совершается весь суточный круг богослужений: начиная с 6 часов утра последовательно служатся полунощница, утреня и Литургия, а с 17 часов — вечерня и повечерие. Перед большими праздниками совершаются ночные бдения, длящиеся с 22 часов до 4 часов утра.

Нельзя не отметить, что продолжительность и суровость монастырских служб не только не отталкивает прихожан, но, напротив, привлекает многих верующих.

Особое значение придается пению. В 2006 году при возрождающемся монастыре был создан кружок византийского пения. Древние византийские распевы исполнены сурового аскетического духа и заметно отличаются от более чувственного партесного пения. Пение осуществляется не по обычным нотам, а по старинным крюкам или невмам.

Византийский хор при монастыре получил название «Аксион Естин». Миссия хора — нести афонскую традицию византийского пения, дополняя тем самым общий устав Николо-Малицкого монастыря. Поскольку богослужения в обители совершаются по святогорскому чину, песнопения исполняются на славянском и древнегреческом языках. Хоровой коллектив сложился по инициативе игумена Бориса, который собрал немало певчих, в том числе проживших на Святой Горе и впитавших в себя традицию византийского афонского богослужения. Русский византийский хор Малицкого монастыря своим служением вносит малую лепту в укрепление единства мирового Православия.

Возродившийся Николаевский Малицкий монастырь становится весьма заметным духовным центром Тверской епархии, возрождающим древний дух благочестия и строгого монастырского служения.

В монастыре действуют столярная и иконописная мастерские. Круглогодично   проводятся экскурсии для паломников по территории монастыря. Работает благотворительная столовая, которая кормит до 150 человек по воскресным и праздничным дням.

Также обитель помогает зависимым людям вернуться к здоровой жизни, здесь осуществляет работу общество трезвости — социально-реабилитационная  группа доверия и помощи «Трезвичи». Проводятся еженедельно молебны, беседы с алко- и наркозависимыми и их родственниками, совершаются выезды на благотворительные мероприятия в Тверь, паломнические поездки.

В рамках послушаний Николаевский Малицкий монастырь подготавливает к изданию книги, чтобы помочь современному человеку лучше узнать свои традиции, историю Церкви и величие Православия. Издательская программа обители включает в себя духовные, исторические, научные и художественные издания.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.