И пойдут сии (грешники) в муку вечную,
а праведники в жизнь вечную (Мф 25:46)
Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как на Литургии читается соответствующее Евангелие (Мф 25:31–46). Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Его суд — праведным и неподкупным испытанием. Все будут равны перед праведным судом Божиим.
10 марта глава Тверской митрополии совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери у мощей святителя Николая Чудотворца, которые прибыли в Тверскую епархию для поклонения верующих 7 марта.
Главе Тверской митрополии сослужили: священник Сергий Будков, протоиерей Владимир Цымбал, священник Максим Луканов, священник Дионисий Харин, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов.
На богослужении молилась настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София (Силина), горожане и паломники.
На литургии пел архиерейский хор под управлением Татьяны Дмитришиной.
В этот день в Церкви читался Евангельский текст о Страшном суде, который ожидает все народы, всех когда-либо живших людей, в конце времен (Мф 25:31–46). После Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь, посвященную Неделе о Страшном суде:
Бог не судит нас за грехи. Он пришел на землю не для того, чтобы осудить, но чтобы спасти. Вспомним, сколько раз Христос давал прощение грешникам во время Своей земной жизни. Бог судит нас за нашу внутреннюю пустоту, за бездействие, за неспособность или нежелание помочь, за равнодушие и нежелание выйти из зоны собственного комфорта. Всё остальное для Него как будто бы не важно.
Но вот что еще мы можем почерпнуть из Евангелия, и эти мысли могут быть еще более страшными и обличающими. Нам не нужно ждать того последнего суда. Мы ведь всегда перед лицом Того Самого Царя Царствующих, о Котором мы слышали только что. И суд Его происходит не однажды, он внутри нас, точно так же, как и Царствие Небесное внутри нас есть, — как Он учил. Когда мы не делаем добра ближним, мы сами себя лишаем Его Царствия и любви, мы сами добровольно переходим на левую сторону. Когда мы делаем добрые дела, мы несем в себе рай, когда — и тут самое важное — не делаем добра, то несем в себе суд. Не тогда, когда совершаем грех. Не тогда, когда нарушаем правила. А тогда, когда перестаем творить добро и наполнять мир любовью.
За богослужением возносились молитвы о мире и любви среди людей.
Во время пения Херувимской песни архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.
В конце богослужения митрополит обратился к прихожанам и тем, кто пришел поклониться мощам святителя Николая, с архипастырским словом:
Осталось совсем немного, одна неделя, до начала Святого Великого поста. И в эти подготовительные недели мы готовим себя к этому периоду особыми песнопениями, которые настраивают нас на предстоящую Святую Четыредесятницу.
В эти дни в нашем соборе особое торжество, которое свершается милостью и благословением Божиим. У нас пребывают мощи святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, самого почитаемого и узнаваемого святого у русских людей. Наверное, вряд ли есть такой дом, где не было бы изображения, хотя бы маленькой иконки святителя Николая, и такого человека, который хотя бы имени его не знал. Его имя стало славным благодаря делам любви и добра. И именно этому чуду каждый из нас призывается в эти дни, прикасаясь к ковчегу, к части святых мощей святителя Николая, у него научиться.
У нас еще не было никогда столько людей в этом соборе. В прежней истории, в том прежнем соборе, который был разрушен богоборцами, было намного больше людей, нежели вчера и сегодня. В один только праздник святого благоверного великого князя Михаила Тверского по окончании Божественной литургии, при обнесении его святых мощей вокруг собора, присутствовали несколько тысяч человек. Мы очень сильно оскудели в жизни духовной. В XX веке на Тверской земле, наверное как и везде, но мне кажется, что как нигде, вытравливалась вера у людей. И сегодня огонек этой веры у людей, живущих на нашей земле, едва мерцает, как лампадка. Если мы посмотрим на то, что было до ужасных событий 1917 года и следующих за ними событий у нас, в Твери, то увидим, какая огромная разница, даже внешняя, между тем, что было, и тем, что есть сейчас. И мы еще даже не встали с колен, на которые опустились не перед Богом, а перед богоборцем. Но сегодня, когда вновь начинает течь маленький ручеек к святителю и чудотворцу Николаю, мне хотелось бы пожелать всем нам, чтобы мы наполняли наши храмы не только в те дни, когда привозятся великие святыни, но во всякий воскресный день, Великий пост, двунадесятые праздники. Любите Бога, будьте всегда с Богом, и Он никогда не покинет нас. Нам ничего сегодня не мешает, как это было десятилетия назад, ни молодежи, ни тем, кто занимает ответственные посты в нашем регионе и во всей стране, приходить в Церковь. Никто не препятствует этому. Только наша лень, наш скептицизм, наше неверие и отсутствие любви к Богу и ближним являются такими препятствиями. Давайте разрушим в своей жизни эти препятствия и восстановим свои отношения с Богом. И пусть святитель и чудотворец Николай, который своими мощами пребывает в эти дни в нашем соборе на Тверской земле, своим примером, своим небесным предстательством поможет нам в этом.
Во внимание к трудам по принесению в пределы Тверской епархии ковчега с мощами святителя Николая Чудотворца 7–15 марта 2024 года митрополит Амвросий наградил игумению Софию (Силину), настоятельницу Воскресенского Новодевичьего монастыря, медалью преподобного Нила Столобенского II степени и священника Дионисия Харина, старшего клирика Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербургской епархии, Архиерейской благословенной грамотой.
После богослужения митрополит Амвросий благословил присутствующих и пообщался с паломниками на улице.
Пресс-служба Тверской епархии