27.02.2022 | Епархия

В Неделю о Страшном Суде Церковь указывает истинный смысл надежды на милосердие Божие

И пойдут сии (грешники) в муку вечную,
а праведники в жизнь вечную (Мф 25:46).

Среди церковных памятей есть те, что повествуют о заре человечества и о том, что ждет его в конце времен. Первая из этих памятей — воспоминание грехопадения Адамова, совершаемое в Прощеное воскресенье. Другая же — Неделя (воскресенье) о Страшном Суде.

Накануне Недели о Страшном Суде, 26 февраля, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери в сослужении соборного клира.

Стихиры Триоди на «Господи, воззвах», «Сподоби, Господи», «Богородице Дево, радуйся», псалом 136 «На реках Вавилонских» и катавасию канона «Помощник и Покровитель…» исполнили священнослужители под управлением митрополита Амвросия. 

Помазание освященным елеем во время чтения канона совершил архимандрит Сергий (Швырков).

Канон прочитали протоиерей Даниил Алыев и диакон Иоанн Зорин. На воскресной утрене, на каноне, пелась катавасия «Помощник и Покровитель…». Это ирмосы Великого канона преподобного Андрея Критского. Церковь движется по подготовительному пути к Великому посту, и можно почувствовать не только премудрость его установления, но и постепенное, неуклонное приближение дней Святой Четыредесятницы.

По 6-й песни канона, после кондака и икоса, священник Сергий Будков прочитал синаксарь Недели о Страшном Суде. 

По окончании всенощного бдения митрополит Амвросий поздравил молящихся с наступающим воскресным днем:

Завтра наша Святая Русская Православная Церковь будет молитвенно поминать тех людей, которые защищали Церковь сто лет назад, в 1922 году, когда был начат процесс по изъятию церковных ценностей. И очень часто в разных местах это изъятие сопровождалось кровопролитием и даже убийствами людей, защищавших свои храмы. Так было в Москве, так было в Петербурге, так было в Шуе Ивановской области и других местах. По милости Божией, хотя и были изъяты ценности и у Тверской епархии, и в первую очередь драгоценная рака преподобного Нила Столобенского, но благодаря викарию правящего архиерея Тверской епархии того времени — будущего священномученика Петра (Зверева), тогда епископа Старицкого, впоследствии архиепископа Воронежского, это изъятие здесь, на Тверской земле, прошло достаточно спокойно, без кровопролития и жертв. Он сумел договориться с власть предержащими так, что этот процесс прошел болезненно, но без жертв. Священномученик Пётр жил в то время в Жёлтиковом Успенском монастыре, а правящий архиерей находился в Москве, рядом с Патриархом Тихоном, работал в Священном Синоде. И завтра мы вспомним мудрость и большие заслуги священномученика Петра (Зверева), который сохранил жизнь многих чад церковных на Тверской земле. Мы будем совершать Божественную литургию в Успенском Жёлтиковом монастыре — там, где жил этот святитель и где принимал свои решения, и, конечно же, молитвенно обращаться к нему, и поминать об упокоении тех людей, имена которых ведает только Господь, но которые были верными чадами Святой Православной Церкви и очень тяжело, но с доверием Богу переживали непростые времена, которые выпали на их долю.

27 февраля, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, митрополит Амвросий совершил Божественную литургию в храме Киево-Печерских святых в восстанавливающемся Успенском Жёлтиковом монастыре Твери. На проскомидии архипастырь помянул о здравии и об упокоении имена тех, о ком через сайт епархии были поданы просьбы о молитвах, а также прочитал молитву о мире и любви между людьми:

Господи Иисусе Христе Боже наш, приими жертву сию в оставление всех грехов и беззаконий наших, имиже раздражихом Твое человеколюбие и прогневахом Твою благость: и отврати от нас весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и ути́ши вся крамолы и нестроения, и раздоры ныне сущия, и кровопролития, и междоусобную брань утоли, и подаждь мир и тишину, любовь же и утверждение и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею искупил еси кровию, славы ради имене Твоего, утверждения же и укрепления Церкве Твоея Святыя.

Архипастырю сослужили: настоятель Архиерейского подворья — храма Успения Божией Матери иеромонах Агапит (Евдокимов), благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков, клирик Воскресенского кафедрального собора г. Твери протоиерей Михаил Королёв, протоиерей Даниил Алыев, настоятель Никольского храма г. Твери священник Иоанн Березюк,  руководитель административного секретариата священник Сергий Будков. 

После Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь, посвященную Неделе о Страшном Суде:

Эта притча не столько о суде Спасителя, не о Его решениях, сколько о решениях наших. Да, выбор на Страшном Суде будет делать Христос, но Его выбор будет продолжением нашей жизни и станет отражением нашего собственного выбора. То есть мы всегда сами решаем, по какую сторону от Него стать — по левую или по правую. А Он закрепит этот наш свободный выбор в вечности. 

Но этот наш выбор не того типа, когда мы выбираем ту или иную вещь, тот или иной поступок, ту или иную дорогу осознанно и с расчетом на результат. Это тот выбор, который мы делаем чаще вопреки расчетам, целям, вопреки разуму. Потому, если обратить внимание на притчу, и те, кто стали по правую сторону Христа, и те, кто оказался по левую руку, — одинаково недоумевают: «Да разве мы таковы? Господи, да когда же мы видели Тебя голодным, жаждущим, томящимся, больным?» Праведники не знают о своей праведности, грешники — о своем грехе. Потому что и то, и другое не целенаправленные поступки, а нечто, являющееся их сутью. Сутью, которая велела им поступать хорошо либо равнодушно. Обе стороны удивлены принятым решением.

Господь, с одной стороны, предупреждает, каков будет суд и что именно будет решающим на нем. Но, с другой стороны, это пророчество, в котором мы можем увидеть, что, несмотря на все предупреждения, не все его поймут и не все воспримут всерьез: будет кого судить. И, возможно, и те, и другие удивлены как раз именно потому, что относили себя к противоположному лагерю: праведники мыслили себя недостойными, а грешники как раз и думали, что они окажутся вместе с Богом за свои дела. Мы можем понять это, если зададим сейчас вопрос самому себе: «Если этой ночью я умру — где окажусь?».

На сугубой ектении были произнесены прошения из молебного пения об умножении любви и искоренении всякой ненависти: 

Господи Боже наш, милостивно яко Благ призри на изсохшую в любви землю сердца нашего, тернием ненависти, самолюбия и неисчетных беззаконий люте оляденевшую, и каплю благодати Пресвятаго Твоего Духа испустив, богатно ороси сию, да будет плодоносна и возрастит от горящей к Тебе любви корень всех добродетелей, страх Твой, и о спасении ближняго неленостное попечение, всех же страстей и многообразных лукавств и лицемерия искоренение, прилежно яко всех благ Дателя молим, скоро услыши и человеколюбно помилуй.

Заповедь Твою любити друг друга давый Твоим ученикам, Владыко, обнови сию благодатию Пресвятаго Твоего Духа действительно в душах и в сердцах наших, да николиже о своей токмо пользе, но всегда о благоугождении Тебе и о спасении и пользе ближних наших попечение творити потщимся, молимся Тебе, Благодателю Милостивый, услыши и помилуй.

Первую и большую заповедь, любити Тебя, Бога и Творца нашего, от всея души, от всея мысли и крепости нашей, и вторую, подобную ей, любити ближних наших, яко самих себя даровавый нам, Владыко. Сам подвигни нас делом сия исполняти, да Тебе Спасу нашему угождающе и о спасении ближних наших ревнующе, обетованная Твоя получим благая, яко Владыце и Спасу нашему, прилежно припадающе, молимся, скоро услыши и помилуй.

Да совершени в любви к Тебе, Боже наш, будем, к ближним нелицемерную любовь иметь подвигни нас Твоего Духа благодатию, Владыко. К Тебе бо любовь имети мняйся, брата же своего ненавидяй, ложь есть и во тьме ходит. Тем же, Милостиве, любовию к Тебе и к братии распали души и сердца наши молимся, яко Милостив скоро услыши и яко Щедр помилуй.

Сице в нас Твою любовь силою благодати Пресвятаго Твоего Духа, всели, Всещедрый Господи, да не точию братию и друзей, но и врагов наших по Твоему Божественному повелению истинно любити и ненавидящим нас благотворити будет, и о спасении их искренно тщатися, молимся Тебе, благости Источниче в человеколюбия Пучино, скоро услыши и яко Благосерд помилуй.

Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе Бога нашего и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды, мздоимства, кровопролития и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в людех народов православных, молим Ти ся, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй.

Митрополит Амвросий прочитал молитву ко Господу Иисусу Христу: 

Господи Иисусе Христе Боже наш, давый ученикам Твоим заповедь новую любити друг друга, приими молитву сию во оставление грехов всех нас, смиренных рабов Твоих, и иссякшую в нас к Тебе и к братиям любовь Духом Твоим Святым обнови и крепко сию водрузи в сердца наши, да тою заповеди Твои исполняюще, не своей пользы на земле искати, но о Твоей славе и о созидании и спасении ближних ревновати будем, да тако в любви и мире со всеми в веке сем поживше, сподобимся, вкупе с угодившими Тебе, в горних обителях славити Тя и Безначального Твоего Отца и Святаго Духа в бесконечные веки веков.

На заупокойной ектении были помянуты положившие жизнь свою за веру Христову и Церковь Божию в годину лютых гонений на Русскую Церковь. 

Во время причастия духовенства протоиерей Александр Рычков произнес проповедь, посвященную событиям столетней давности — гонениям на Церковь Русскую и подвигу новомучеников, а также священномученику Петру (Звереву), который в 1922 году, когда начался процесс разграбления Церкви большевистской властью, будучи викарным епископом Старицким, проживавшим в Жёлтиковом монастыре, на Тверской земле сделал всё, чтобы при изъятии церковных ценностей избежать человеческих жертв. 

После заамвонной молитвы священник Сергий Будков огласил Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, посвященное 100-летию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при изъятии церковных ценностей. 

Затем перед иконой священномученика Петра, архиепископа Воронежского, были пропеты тропарь и кондак святому. Митрополит Амвросий прочитал молитву святителю, мудро управлявшему Тверской епархией в годы гонений и испытаний. 

По окончании богослужения митрополит Амвросий поблагодарил духовенство и прихожан за молитвы, певчих — за прекрасное пение и призвал всех «блюсти единение духа в союзе мира» (Еф 4:3), а затем прошел в монастырскую часовню-реликварий и приложился к святым мощам. 

Справочная информация:

На всенощном бдении митрополиту Амвросию сослужили: иеромонах Агапит (Евдокимов), архимандрит Сергий (Швырков), протоиерей Михаил Королёв, протоиерей Даниил Алыев, священник Сергий Будков, священник Антоний Пласичук, священник Сергий Дроздов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

На бдении пел смешанный хор собора под управлением игумена Иова (Тараканова) и хор духовенства под руководством митрополита Тверского и Кашинского Амвросия. 

На Литургии владыке сослужили: иеромонах Агапит (Евдокимов), протоиерей Александр Рычков, протоиерей Михаил Королёв, протоиерей Даниил Алыев, священник Иоанн Березюк, священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, иеродиакон Геласий (Чистяков). 

Песнопения исполнил мужской хор под управлением Ильи Капреллянца.

***

https://tvereparhia.ru/news/izjatie-cerkovnyh-cennostej-v-tverskoj-gubernii/.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.