07.11.2021 | Епархия

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице митрополит Амвросий совершил богослужения в Воскресенском кафедральном соборе

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Церковь назидает верующих Евангельской притчей о богаче и Лазаре. Притча побуждает нас задуматься о смысле и цели жизни, о суде Божием и суде человеческом, о вере и праздном любопытстве. Притча показывает, что за порогом смерти у всех откроются глаза и они ясно будут видеть, в чем истина. И те, которые жили не как должно, поймут свое заблуждение, но уже не будут иметь возможности исправить положение. Притча ясно сообщает о невозможности покаяния после смерти и о посмертных страданиях.

6 и 7 ноября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, день памяти мучеников Маркиана и Мартирия, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил богослужения в Воскресенском кафедральном соборе Твери. Архипастырю сослужило духовенство собора.

Вечером 6 ноября митрополит Амвросий совершил в кафедральном соборе всенощное бдение и на кафизмах помянул о здравии и об упокоении тех, за кого через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении. На утрене глава митрополии прочитал канон праздника. По окончании всенощного бдения митрополит Амвросий поздравил всех с воскресным днем:

Сегодня, на утрене воскресного бдения, мы читали Евангелие о том, как Фома не поверил вести о воскресении Христовом, поскольку он не был вместе с теми учениками, которые увидели Воскресшего Господа. И очень часто этот евангельский отрывок звучит для нас несколько даже соблазнительно, потому что мы думаем, что Фома не имел по-настоящему веры, что он был каким-то маловерующим или даже совсем неверующим. В человеческом обществе даже стало бытовать такое выражение: “Что ты как Фома неверующий?”. Но вот это “не буду иметь веры, пока сам не увижу своими глазами и не прикоснусь своими руками” — не есть свидетельство неверия или какого-то маловерия; это есть свидетельство того, что человек не хочет ту или иную информацию принимать, не проверив ее. Это есть пример трезвого отношения к жизни. 

Из Предания церковного мы знаем действительно о многих чудесах; чудесах, которые происходили прежде и происходят сегодня, — чудесах исцеления, каких-то совершенно сверхъестественных событиях в жизни людей. Весть об этом часто передается от человека к человеку, и очень часто эта весть искажается, а иногда обрастает и такими фактами, которые на самом деле не были, не состоялись, и такие рассказы становятся мифами; мифами, которые подчас не только не способны укрепить веру в людях, но и, напротив, будучи развенчанными, по-настоящему колеблют эту веру и подвергают ее сомнению. Таких рассказов и в нашей церковной среде тоже немало, в том числе и благочестивых, красивых, хороших рассказов о том, что могло бы быть естественно в нашей жизни вполне, но на самом деле не было. Очень часто это связано с какими-то рассказами о временах Великой Отечественной войны, по которым даже сегодня и фильмы снимают и которые распространяются даже в самых серьезных книгах, не подвергаясь никакой научной критике или опытной проверке. 

Когда случается какое-то чудо в Церкви, например, начинает мироточить икона, или тогда, когда комиссия по канонизации рассматривает тот или иной вопрос, связанный с грядущей канонизацией действительно благочестивого человека, и рассматривается то или иное чудо или другие чудеса, — всё это подвергается тщательной проверке. Создается комиссия из людей опытных, которые могли бы критически подойти к тому или иному явлению. И вот тогда, когда эти опытные люди исследуют со всех сторон эти явления или чудеса, нередко бывает так, что чудеса чудесами не являются, что это есть какие-то обычные текущие в жизни события, и они вовсе не являются предлогом к тому, чтобы канонизировать того или иного человека. Или, напротив, когда такого рода опытные люди подвергают тщательному исследованию мироточивую икону и видят, что это действительно чудо, и они свидетельствуют об этом чуде, и тогда весть об этом становится известной всей Церкви, и нет уже никакого сомнения в том, что это действительно Богом посланное знамение или явление людям для укрепления веры, или для предупреждения в чем-то, или по иным каким-то причинам, которые впоследствии открываются для людей, являющихся свидетелями этого чуда. 

Вот такому трезвому отношению к сверхъестественным явлениям, к тем, что происходят даже с нами в молитве, учит нас Святая Церковь в том числе и через пример апостола Фомы, который требует лично убедиться в том, что Христос воскрес. В святоотеческом Предании есть разные правила, касающиеся духовной жизни человека. И мы должны знать, что среди этих правил много тех, которые предостерегают нас, верующих людей, от ошибочного духовного пути. Начиная духовный путь или только придя в Церковь, человек очень часто действительно испытывает те чувства, которые ему прежде были недоступны. И эти чувства тоже нужно проверять, потому что, с одной стороны, это может быть действительно признаком веяния благодати Божией, которая берет в руки человека, особенно на первых порах, на первых шагах его духовного пути, а с другой стороны, это могут быть обычные человеческие эмоции, которые человек вдруг принимает за явление Духа Святого и потихоньку впадает в состояние, которое Церковь называет духовной прелестью. Об этом немало предупреждает святитель Игнатий (Брянчанинов) и один из достаточно близких нам по времени старцев — игумен Никон (Воробьёв). Всё это — и Евангельское чтение, и Предание церковное — учит нас трезвомыслию, проверке собственного сердца, собственных чувств через призму Священного Писания и Священного Предания. 

А когда мы сами не можем в этом разобраться, то, конечно же, нам может помочь совет тех людей, которые способны духовно рассудить те или иные события или явления в нашей жизни, подвергнуть их тщательному исследованию и помочь нам сделать правильный выбор. 

Христианский путь — это всегда путь правды, это всегда путь, который должен оцениваться нами с точки зрения трезвого ума. Не всё, что окружает нас даже в церковной жизни, нужно принимать сразу, потому что есть вещи, которые к церковной жизни на самом деле не относятся, но иногда расцениваются людьми как что-то высокодуховное. Поэтому будем об этом помнить и знать. И проверять всякий раз сердце свое, чувства свои через призму чтения Священного Писания и святоотеческих творений, дабы и нам иметь опыт трезвомыслия, который ни в коей мере не является признаком маловерия или какого-то сомнения, а, напротив, является признаком честного отношения к вере, к Богу и к Его Святой Церкви».

7 ноября Церковь молитвенно чтит свя­тых му­че­ни­ков Мар­ки­ана и Мар­ти­рия, церковнослу­жителей в Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре. Мар­ки­ан был чте­цом, а Мар­ти­рий ипо­ди­а­ко­ном; оба они нес­ли так­же по­слу­ша­ние в ка­че­стве но­та­ри­ев, то есть сек­ре­та­рей, пат­ри­ар­ха Пав­ла Ис­по­вед­ни­ка. Ере­ти­ки-ари­ане из­гна­ли и тай­но каз­ни­ли пра­вед­но­го пат­ри­ар­ха Пав­ла, а ка­фед­ра бы­ла пе­ре­да­на ере­ти­ку Ма­ке­до­нию. Мар­ки­а­ну и Мар­ти­рию еретики пред­ла­га­ли зо­ло­то, обе­ща­ли ар­хи­ерей­ские ка­фед­ры. Но все уси­лия ари­ан бы­ли тщет­ны. Свя­тые твер­до ис­по­ве­до­ва­ли Пра­во­сла­вие, за­ве­щан­ное от­ца­ми Церк­ви, и бы­ли при­го­во­ре­ны к смер­ти. По­сле мо­лит­вы му­че­ни­ки пре­кло­ни­ли гла­ву под меч († око­ло 355 го­да). Свя­тые те­ла их бы­ли бла­го­го­вей­но по­гре­бе­ны пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми. Позд­нее по ука­за­нию свя­то­го епи­ско­па Иоан­на Зла­то­уста мо­щи му­че­ни­ков бы­ли пе­ре­не­се­ны в спе­ци­аль­но по­стро­ен­ную цер­ковь. Мученики Маркиан и Мартирий считаются покровителями нотариусов.

В этот день в соборе вместе с прихожанами молились сотрудники нотариальной палаты Тверской области во главе с президентом Денисом Ефимовым.

После чтения Евангелия о богаче и Лазаре (Лк 16:19–31) митрополит Амвросий обратился к молящимся с проповедью:

Удивительно то, что так совпало, что церковное воскресное чтение о богаче и Лазаре пришлось на такую дату календаря, в которую наша страна многие десятилетия праздновала событие государственного переворота, революции. Ведь тот переворот и то народное восстание были тоже связаны со справедливостью, справедливость была центральной идеей восстания. Дискурс справедливости и равенства был главным в риторике тех времен и послужил главным толчком к огромному кровопролитию гражданской войны, а затем — еще большему кровопролитию в первые десятилетия существования самой справедливой страны на земле. Всё это закончилось миллионами человеческих жертв, положенных на алтарь человеческой идеи о справедливости. 

И поныне некоторые говорят, что Христос был первым социалистом, потому что говорил о справедливости и поддерживал бедных, а богатых осуждал. В том числе и опираясь на нынешнюю евангельскую притчу о справедливом возмездии. И идея о справедливости и всеобщем благоденствии и равенстве так нравится людям, а особенно молодым, которые всем сердцем стремятся к правде. Идеология эта, будучи в корне своем действительно стремящейся к некому благу для людей, почему-то, реализуясь на нашей земле, породила колоссальную несправедливость ко многим, многим людям, от нее пострадавшим.

В нынешней дате мы видим исполнение всего того, что слышали в Евангелии. Богач при жизни не желает и говорить о какой-то справедливости, ведь справедливость означает базовые права и возможности для каждого, и для него, и для нищего Лазаря. Это права жить достойно, питаться достойно, иметь достойное образование и вести достойный человека образ жизни. Это ведь почти то же самое, о чем говорит и социализм в своей теории. Богач не хочет даже хоть чем-то малым поделиться ради хоть какой-то справедливости. Однако после смерти он ожидает чего-то противоположного, что ему будет предоставлена возможность реализовать себя как человека, иметь какое-то достойное место для существования».

На сугубой ектении были помянуты поименно страждущие и болящие, вознесены прошения о врачах, о прекращении губительного поветрия, о прекращении вражды и средостений среди людей, о мире и любви.  

После Литургии митрополит Амвросий освятил икону мучеников Мар­ки­ана и Мар­ти­рия. На написание иконы средства собирали все нотариусы Тверской области. Икона будет находиться в Воскресенском кафедральном соборе. Освящение иконы приурочено к 155-летию со дня основания нотариального дела в России. 

Архипастырь поздравил прихожан и гостей собора с воскресным днем, памятью чтимых мучеников и благословил всех молящихся:

Сегодня мы совершили освящение иконы святых мучеников Маркиана и Мартирия. Эта икона написана тщанием и заботами главы всех нотариусов Тверской области — Дениса Александровича, которого я сердечно рад видеть сегодня в храме, и приветствую в лице Вашем всех, кто сегодня собрался в этом храме, Ваших коллег и всех, кто не смог прийти, всех тех людей, которые являются нотариусами на нашей Тверской земле. 

В этом году исполняется 155 лет российскому нотариату. И в этот особый год освящена икона святых, живших в IV веке. Мученики Маркиан и Мартирий были тоже нотариусами, они занимались нотариальным делом при Константинопольской Церкви; они следили за тем, чтобы законы в отношении Церкви правильно исполнялись и все те грамоты, которые давались Церкви, имели законную силу; они были верными соработниками и по духу едиными христианами со святым Павлом Исповедником, Патриархом Константинопольским. Но те времена были непростые, и арианская ересь захватила Византийскую империю, и ариане сделали всё для того, чтобы и Патриарха Павла с престола сместить, и всех его помощников попытаться сначала обратить в арианство, а если они противились этому, то уничтожить, буквально физически уничтожить. И такими исповедниками за веру Христову стали блюстители закона Византийской империи и одновременно верные не только своему земному призванию, но и своей вере нотарии Маркиан и Мартирий. И они были обезглавлены; они не приняли условий, предложенных им, хотя им сулили и карьеру, и богатства и даже обещали, что они станут епископами в арианской среде, но они предпочли смерть за Христа, потому что ни в коем случае не поступились ни на йоту той правдой, которая была сутью их жизни и в земном ее измерении, и в измерении их доверия Богу и веры в Него. Церковь сохраняет память о святых людях через века. Мученики Маркиан и Мартирий жили не в России; они жили в Константинополе, то есть в современном Стамбуле, они там несли свое послушание, они там пострадали. И кто еще может вспомнить сегодня даже известных деятелей XX века? Сегодня мы знаем, что школьники даже своей истории не знают. А вот Церковь сохраняет память об этих людях, и через песнопения, через богослужение, через жития святых она переносит от поколения к поколению эту святую память о людях, которые засвидетельствовали свою веру во Христа и Спасителя нашего.

Я сердечно благодарю Вас, дорогой Денис Александрович, и всех Ваших соработников, всех, кто трудится у нас, на Тверской земле, за то, что вы сегодня преподали такой дар собору, и мы освятили икону в честь мучеников. Те, кто будет молиться перед ней, наверное, даже в какой-то степени откроют для себя этих новых в своей жизни святых и, молясь им, зная об их подвиге и зная, покровителями людей какой профессии они являются, будут в том числе возносить молитвы и за вас.

Я сердечно благодарю вас за вашу деятельность и всех нотариусов, которые трудятся на Тверской земле. Из личного опыта могу свидетельствовать, что это люди всегда очень достойные, люди правды, чести, исполнители закона. И даже невзирая на лица, на статусы, на то, что они знают человека и могут на словах доверять ему, они обязательно всё исполняют по тем правилам, по которым должны действовать. Именно таким образом и выполняется закон и исполняется добросовестно то призвание, которое осуществляют ваши соратники. Мы сегодня сугубо молились о вас, о том, чтобы Господь даровал вам мир, милость и здравие, чтобы Господь благословил ваши дальнейшие труды; и радуюсь тому, что у тех, кто является носителем вашего служения на земле Российской, есть особые покровители. У человека не каждой профессии есть такие небесные заступники. Из мира Горнего люди, которые в свое время тоже несли какие-то земные, житейские попечения, по нашим человеческим, конечно, понятиям, наверное, особенно понимают тех людей, которые продолжают их дело. Вы являетесь продолжателями дела мучеников Маркиана и Мартирия. И пусть мы живем в совсем других обстоятельствах, и дай нам Бог не оказаться в тех обстоятельствах, в которых оказались они: дай Господь, чтобы Церковь в наши земные годы жизни не испытывалась бы вновь гонениями, граничащими с рисками и угрозами потери жизни. Но вот та мера, которая была в них — быть верными правде и вере — пусть сопровождают всегда вашу профессиональную деятельность».

Всем пришедшим на богослужение нотариусам митрополит Амвросий подарил по экземпляру Священного Писания Нового Завета и по книге «Носители духа». Д.А. Ефимов преподнес архипастырю книгу «От Рима до Византии. Нотариальная деятельность и свет христианской традиции».

После Литургии митрополит Амвросий вместе с Д. Ефимовым и другими нотариусами посетил выставку, организованную в выставочном зале г. Твери и посвященную 155-летию Российского нотариата. 

Справочная информация:

На Литургии и всенощном бдении митрополиту Амвросию сослужили: архимандрит Сергий (Швырков), иеромонах Агапит (Евдокимов), священник Сергий Будков, священник Филипп Исломов, священник Сергий Дроздов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

За богослужением пел смешанный хор собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.