17 января заканчивается рождественский период, называемый Святками, и Церковь начинает готовить нас к встрече праздника Богоявления Господня.
В канун Навечерия Богоявления (Крещенского сочельника), вечером 17 января, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий молился на вечерне, малом повечерии и утрене в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Твери. Службу совершил клирик Спасо-Преображенского собора священник Максим Луканов.
За богослужением пел хор духовенства под руководством митрополита Амвросия и квартет под управлением Екатерины Чайкиной.
На малом повечерии архиерей, облачившись в мантию, совершил на кафедре чтение канона предпразднства Богоявления. На утрене канон прочитали митрополит Амвросий и диакон Иоанн Зорин.
Во время богослужения архипастырь помянул о здравии и об упокоении всех тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии и через епархиальный магазин «Талант».
Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елисеевою, вознесшуся Илии, и разделяхуся воды сюду и сюду и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие: Христос явися во Иордане, освятити воды.
Крещенский сочельник — древнейший однодневный пост, возник примерно в III веке, одновременно с появлением праздника Богоявления, который на ранней стадии представлял собой совмещенное празднование Рождества Христова и Богоявления. Этот постный день был аналогом предпасхального поста, который в конце II — начале III века длился два дня или 40 часов.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в обиход повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды, и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.
Пресс-служба Тверской епархии