29 мая, в день Преполовения Пятидесятницы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил иерейским чином Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери.
Владыке сослужили ключарь Спасо-Преображенского собора священник Сергий Будков, наместник Новоторжского мужского монастыря архимандрит Амфилохий (Желябовский), наместник Свято-Успенского Старицкого мужского монастыря игумен Дамаскин (Леонов), настоятель храма в честь Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Вадим Желябовский, клирики собора: протоиерей Владимир Цымбал, священник Никита Савин, иеромонах Антоний (Шкурметов), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов.
Во время чтения часов архипастырь помянул о здравии и об упокоении всех тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии и через епархиальный магазин «Талант».
На сугубой ектении возносились молитвы об Отечестве, о болящих, были произнесены благодарственные прошения по случаю 30-летия служения владыки в священном сане. Архипастырь прочитал молитву о скорейшем восстановлении Спасо-Преображенского собора, о болящих, о мире и об Отечестве.
По запричастном стихе священнослужители в алтаре поздравили митрополита Амвросия с 30-летием служения в священном сане. Владыка поделился своими воспоминаниями о времени начала своего служения.
Перед причащением мирян иеромонах Антоний (Шкурметов) произнес проповедь на тему праздника.
После отпуста Литургии был совершен водосвятный молебен, после которого владыка покропил духовенство, молящихся и собор.
По окончании богослужения митрополит Амвросий поблагодарил всех за молитвы и обратился со словом, в котором, в частности, сказал:
Праздник Преполовения Пятидесятницы является серединой между днем Светлого Христова Воскресения и грядущим событием Святой Пятидесятницы, его богослужение включает в себя самые основные моменты Евангелия от Иоанна, которые читаются в этот пасхальный период. Если мы обратим внимание на канон, который читается в праздник Пятидесятницы, то увидим там эти самые основные события. Нынешний день как будто вбирает в себя и все предшествующие ему дни, и все последующие, до Святой Пятидесятницы.
Затем архиерей преподал молящимся благословение.
Преполовение Пятидесятницы — середина между первым днем Пасхи и днем Святой Троицы. Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древнейших христианских праздников. Отмечая, что ни в Апостольских правилах (правило № 37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило № 20) праздник Преполовения еще не упоминается, С.В. Булгаков относит его установление ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века). Наиболее раннее на сегодня упоминание о нем в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII–VIII веков. Начиная с V столетия встречаются торжественные песни, гимны, посвященные этому празднику. Многие из гимнов используются в богослужениях и сегодня. Праздник отмечается восемь дней начиная с четвертой среды после Пасхи.
День преполовения служит своеобразным связующим звеном между двумя великими христианскими празднованиями. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня. В этот день в храмах совершается молебен с освящением воды. В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная Церковь установила в этот день традицию малого освящения воды. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освященной водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.
Пресс-служба Тверской епархии