30.10.2021 | Епархия

В день поминовения невинно убиенных в ХХ веке глава митрополии совершил богослужение в Серафимовском храме на Волынском кладбище

30 октября в храмах Русской Православной Церкви служатся заупокойные богослужения по всем православным христианам, безвинно богоборцами убиенным или безвинно пребывавшим в заключении. Дата поминовения установлена Священным Синодом Русской Православной Церкви в сентябре 2021 года. На заседании 23–24 сентября 2021 года Синод благословил в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову на территории России 30 октября совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в этот день Божественную литургию иерейским чином в храме прп. Серафима Саровского на Волынском кладбище (м/р Соминка) г. Твери. Архиерею сослужили благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, настоятель храма протоиерей Геннадий Подгорный, настоятель храма в честь свт. Николая Чудотворца в Красной Слободе священник Иоанн Березюк.

Храм прп. Серафима Саровского построен на месте массовых захоронений расстрелянных в 1930–1950-х годах. В 2005 году во время проведения восстановительных работ в пострадавшем от поджога храме прп. Серафима Саровского, под основанием сгоревшего притвора, в траншее, были обнаружены останки 79 расстрелянных. Приход занимается изучением периода массовых политических репрессий XX века, связанных с Тверской Волынью. Одно из последних изданий «Новомученики и исповедники Волынской слободы в XX веке» составил в 2018 году тверской краевед Сергей Погорелов. На западной стене храма в 2005 году была открыта мемориальная плита в память о безвинно убиенных в 30–50-х годах XX века.

В Серафимовском храме особо почитается сщмч. Илия Громогласов, он был расстрелян и погребен в общей могиле на Волынском кладбище в 1937 году. Причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

На богослужении молились прихожане храма.

На сугубой ектении были вознесены прошения о прекращении губительного поветрия, о прекращении вражды и средостений среди людей, о мире и любви. Затем архипастырь прочитал молитву о завершении восстановления Спасо-Преображенского собора Твери. 

На заупокойной ектении были помянуты расстрелянные и похороненные на Волынском кладбище Александр, Макарий, Владимир, Павел, Марфа, Пётр, а также все во дни лихолетья безвинно убиенные, страдания и истязания претерпевшие, в изгнании и заключении горькую смерть принявшие, чьи имена известны лишь Господу. 

Во время пения Херувимской песни на Литургии митрополит Амвросий помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

После Литургии глава митрополии обратился ко всем со словом памяти о жертвах политических репрессий:

Сегодня мы собрались в этом месте для того, чтобы почтить память тех, кто невинно был замучен, убит или заключен в темницу в страшные годы XX столетия. Время проходит и предает забвению многие страницы истории Церкви и Отечества. Однако Церковь — это то пространство, которое хранит память о тех, кто был прежде. Эта память сохраняется не человеческими возможностями, но в Церкви, Главой которой является Христос и которая живет и движется Духом Святым. Эта память особенная, она в молитве оживает и вдруг предстает перед нами не видимыми, но таинственными образами и переносит нас в то время, когда жили святые, совершались подвиги. 

Сегодня день, который по решению Священного Синода наша Церковь определила днем особого поминовения людей, безвинно умученных, убитых и заключенных в темницы. Мы неслучайно собрались именно на этом месте, потому что здесь, когда возводился этот храм, были обнаружены останки 79 человек с простреленными черепами, то есть это были люди, расстрелянные на этом месте. Мы не сохранили имена всех этих людей; это не просто всегда бывает восстановить, но некоторых из них мы сегодня поминаем. В молитве обращаясь к Богу о том, чтобы Он простил их все согрешения, вольные и невольные, и сотворил им Небесное Свое Царство, мы уповаем на то, что Он Сам знает их имена. Но не Богу, а нам нужна эта память, потому что это связь с людьми, которые были пусть не прямыми нашими родственниками, но родными по происхождению, потому что жили на нашей земле. Многие из них родные нам еще более, потому что они тоже верили во Христа, в Него крестились и в Него облеклись, как и мы, но в силу страшных обстоятельств XX века не имели тех возможностей церковной жизни, которые сегодня имеем мы. Мы нередко ропщем, что сегодня у нас не всё благополучно. И действительно, не всё благополучно. Но если сравнить наше мирное время, а именно мирное время является благословенным, с тем страшным, трагическим временем, в которое жили они, то мы хотя бы немного приблизимся к пониманию того, что благословил нам Господь в наши дни и чего даже в скромных условиях, в которых живет большинство наших людей, были лишены они.

Я не раз говорил и снова повторюсь. Когда я посещаю наши города и селения и вижу разрушенные храмы, то пытаюсь представить себе, какой богатой материально и духовно была только одна наша Тверская земля. А какой богатой духовно и материально была Россия! Но многое, к сожалению, было уничтожено. И если мы, молясь о воинах и о тех, кто ковал победу в Великой Отечественной войне, понимаем, что многое было уничтожено нацистами — людьми, которые здесь не родились, воевали против русских людей и против всего человечества, то насколько страшнее и позорнее являются страницы нашей истории, когда брат уничтожал брата, когда люди, родившиеся в России, выросшие в ней, воспитанные ею, уничтожали друг друга в 30-е, в послевоенные и другие годы.

Грех имеют колоссальную разрушительную силу. Грех, который проник в природу человеческую, когда начинает действовать с позволения человеческой воли, теряет всякие границы и совершает чудовищные, безумные, бесчеловечные дела. Сотни тысяч, миллионы людей были умучены и убиты практически своими же. Многие — за то, что были верующими, потому что вера и построение светлого будущего были тогда в понимании властителей мира сего несовместимы. Многие трудились на своей земле, имели свои хозяйства, зарабатывали, были небедными людьми, часть от своих средств употребляли для построения храмов, заботясь о спасении своей души. Но всё это было ненужным в понимании строителей коммунизма. И вот страшная жертва — неимоверное количество человеческих жизней было принесено на алтарь Молоха. Сегодня Церковь вновь призывает своих чад помнить об этих людях. Мы не знали их напрямую, мы не помним их имена, но мы знаем, что всё это было в истории нашего Отечества. Мы сегодня не творим суд над теми, кто совершал эти безумные, бесчеловечные, чудовищные, направленные против человека и против Творца поступки. Мы понимаем, что есть Праведный Судия и весь суд принадлежит Богу, и мы его Богу отдаем. Но мы не должны забывать тех людей, которые пострадали в результате этого колоссального массового безумия, творившегося на протяжении десятилетий XX века в истории нашего Отечества. 

В 2000 году мы с хором записывали музыкальную программу и выпускали диск, который назывался “Кто ны разлучит от любви Божией?”. Мы тогда записывали песнопение на известные слова одного из апостольских посланий и на музыку отца Сергия Трубачёва “Кто ны разлучит от любви Божией?”. Там были такие слова: “Яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день, вменихомся яко овцы заколения”. У меня был в хоре солист, который не учился в духовной семинарии или академии, он просто пел в хоре, обладал прекрасным голосом, замечательными музыкальными данными. Тогда он был студентом Московского хорового училища имени А.В. Свешникова, учился у известного и знаменитого Виктора Сергеевича Попова. Когда мы записывали это песнопение и он должен был произнести, как солист, эти слова, он произносил их красиво с музыкальной точки зрения, но абсолютно не убедительно с точки зрения содержания. Он был человеком женатым, и тогда я ему сказал: “Представь себе, ты человек женатый, у тебя дети, но каждую ночь ты ожидаешь, что к твоему дому прикатит черный “воронок”, к тебе постучатся люди, ты откроешь им дверь, они предъявят тебе какое-то обвинение, ты попрощаешься навсегда со своей семьей, со своей женой, со своими детьми; люди тебя заберут, и ты больше никогда не увидишь своей семьи, и они никогда не узнают, что с тобой произошло. Вот что сокрыто в словах “Яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день” — то есть каждый день мы готовы на смерть — “вменихомся яко овцы заколения”. И тогда этот человек заплакал и спел уже совсем по-другому эти слова. 

Нам, живущим в XXI веке, и особенно молодым людям, пожалуй, трудно себе представить, в какой обстановке жили многие наши поколения. Сегодня мы молимся о них, чтобы Господь упокоил всех тех, кто по-настоящему созидал наше Отечество, веруя в Бога и будучи достойным сыном России, но стал врагом власти и государства, когда эта власть сменилась. И не дай нам Господь повторить ту страшную историю, которая творилась в веке XX. Господь да упокоит в селениях праведных всех страдальцев, умученных и убиенных, какими бы они ни были — верующими или нет. Мы не знаем конец их жизни, мы не знаем, с какими мыслями и с каким сердцем они переступали порог между временем и вечностью, между земным бытием и пакибытием, и мы не должны судить своими человеческими мерками о людях, даже если они были, с нашей точки зрения, недостойными, грешными или неверующими. У каждого свои весы, и меру этих весов определяет только Бог. Но мы, священнослужители, имеем особый опыт отпевания и поминовения людей. И вот из своего опыта я могу засвидетельствовать, что не раз мне приходилось погребать людей, которые были невинно убиены, в том числе в наше время. И какими бы они ни были, каков бы ни был их земной путь, пролитие крови я всегда переживал как искупление ошибок всей жизни, и особое светлое чувство посещало меня и особая легкость сопровождала чин отпевания, когда я провожал в мир иной этих людей. Мы просим Бога и верим, что Господь определил им лучшую участь. Молимся и верим, что и они тоже в невечернем дне Царствия Божия услышат нашу молитву и ответят нам взаимностью».

Глава митрополии вручил награды активным прихожанам храма. Помощник настоятеля Л.Н. Карасёва и прихожанка храма с первых дней его открытия Л.И. Бабанская были удостоены архиерейских благословенных грамот.

На месте перезахоронения останков расстрелянных в годы массовых репрессий  была совершена заупокойная лития. После литии митрополит Амвросий благословил молящихся и раздал антидор и иконки Преображения Господня с молитвой о благополучном завершении строительства Спасо-Преображенского собора. 

Справочная информация

За Литургией митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Вадим Желябовский, протоиерей Геннадий Подгорный, священник Иоанн Березюк, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор церкви под управлением Елизаветы Погоролевой.

*** 

В 2003 году, когда Русская Православная Церковь отмечала столетний юбилей прославления в лике святых прп. Серафима Саровского, было получено благословение на строительство храма в честь этого святого в районе Волынского кладбища г. Твери. Волынское кладбище стало основным местом погребения усопших жителей Заволжского посада на рубеже XVII–XVIII столетий и было приписано к приходу храма Благовещения Пресвятой Богородицы (ныне не сохранившегося).

27 сентября 2003 года, в праздник Крестовоздвижения, на месте предполагаемого храма был установлен поклонный крест. Проект храма выполнил архитектор Валерий Курочкин на основе датированных 1671 годом обмерных чертежей деревянной церкви, которая стояла в погосте Нектарьево, близ Твери, на р. Тьме. 27 октября 2003 года был совершён чин закладки храма.

История строительства храма имеет немало драматических страниц: крест неоднократно ломали, были попытки поджога строящегося храма. При восстановлении храма после пожара было решено вернуться к первоначальному проекту и завершить общее возведение храма прп. Серафима Саровского со стройной колокольней в формах XVII века.

14 июня 2005 года при устройстве нового фундамента трапезной части, при работе экскаватора, на глубине 1,5–2 метров были обнаружены останки более семи десятков человек. Плотность захоронения оказалась очень велика, так как они покоились всего в 4 кубометрах земли. Хорошо сохранились не только кости, но даже фрагменты обуви (кирза, галоши кустарного производства) и одежды. Прокуратура Заволжского района Твери возбудила уголовное дело по статье 105 УК РФ (убийство). Специалистами судебно-медицинской экспертизы после исследования вещественных доказательств было дано заключение, в котором останки идентифицированы как принадлежащие людям, погибшим насильственной смертью в результате пулевого ранения в голову. Время их нахождения в земле составило 50–70 лет, что указывало на их происхождение в период массовых политических репрессий XX века.

30 октября 2005 года в храме преподобного Серафима Саровского состоялось отпевание пострадавших, а на западной стене храма была открыта мемориальная плита в память о безвинно убиенных в 30–50-х годах XX века.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.