22.05.2022 | Епархия

В день памяти святителя Николая Чудотворца митрополит Амвросий совершил освящение Никольского придела главного храма Екатерининской обители в Твери

В Неделю пятую по Пасхе, о самаряныне, день памяти святителя Николая Чудотворца, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил освящение северного, Никольского придела главного храма Екатерининского монастыря в Твери. После освящения архиерей возглавил в этом приделе Божественную литургию.

В Неделю пятую по Пасхе Церковь вспоминает беседу Иисуса Христа с женщиной-самарянкой. Евангельский текст сообщает нам, что истинные служители Истинного Бога поклоняются Ему Духом и Истиной, что Бог желает иметь только таких поклонников. Это учение возвестил Сам Сын Божий, призывая верующих подражать той готовности к принятию Истины, которую проявила женщина-самарянка. Она внимательно слушала об истинном поклонении и приняла откровение, уверовав, когда Господь открыл ей Себя. 

В проповеди митрополит Амвросий обратился к воскресному Евангельскому чтению о женщине-самарянке, которая жила ожиданием Мессии и чаянием разрешения смущений относительно веры:

Бог больше наших представлений о географии, Он, несомненно, больше, чем раса, класс, пол и религиозные традиции. И истинное поклонение Ему состоит не в том, где оно совершается, не в том, как, и не в том, когда. Истинное поклонение Ему должно быть основано на истине, любви и личной преданности Ему. Любой из людей может делать всё то же самое, что делаем мы в Церкви, — совершать крестное знамение, приходить на богослужение, участвовать в Таинствах. Но, даже при всём этом, и мы все прекрасно знаем такие случаи, — его сердце может оставаться наполненным гневом, горечью, неверием, ненавистью к ближним, похотью, жадностью, гордостью, желанием унизить человека, выбросить его на обочину жизни. И, пожалуй, главная мысль здесь состоит в том, что не форма определяет содержание, а содержание — форму. И если наше внутреннее содержание верно, то становится уже не так важно, каким именно образом мы служим Богу.

Это великий урок сегодняшнего Евангелия. Одна женщина, грешница, имеющая лишь совсем малую веру, становится проповедницей для всего своего города. Потому что она получила от Самого Бога правильное указание о том, что самое важное во взаимоотношениях с Ним — не место, не обряд, не принадлежность к чему-либо и даже не греховные препятствия. Главное — искренне желать этого общения и стремиться к нему. И такое стремление способно разрушить любые преграды, встающие на пути между нами и Отцом нашим Небесным.

Глава митрополии помянул о здравии и об упокоении тех, за кого через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении. 

На богослужении возносились особые молитвы о болящих и пострадавших в пожаре в НИИ-2 Твери, о скорейшем восстановлении мира и завершении строительства Спасо-Преображенского собора Твери. 

Во время пения Херувимской песни была вынута частица из просфоры с особой молитвой о скорейшем восстановлении мира. 

За богослужением была совершена священническая хиротония диакона Игоря Азанова.

Большинство прихожан причастились Святых Христовых Таин.

По заамвонной молитве вокруг церкви прошел крестный ход с пасхальными песнопениями. 

После богослужения митрополит Амвросий поздравил прихожан и гостей обители со знаменательным событием — освящением Никольского придела храма в день памяти всеми любимого угодника Божия. Архипастырь особо обратился к новорукоположенному отцу Игорю:

Вчера я сослужил Предстоятелю нашей Церкви Святейшему Патриарху Кириллу в академическом Иоанно-Богословском храме Санкт-Петербургской духовной академии. И Святейший Патриарх, обращаясь к студентам, учащимся в духовной школе, давал свое назидание и советы. Он говорил о том, что священник может только гореть и пламенеть, а выгорание — это уже самооправдание собственного безразличия, маловерия, неверия и оскудение личного подвига. Затем, во время трапезы, один из маститых иерархов нашей Церкви, митрополит Новгородский и Старорусский Лев, как бы продолжил слова, сказанные Святейшим Патриархом. Будучи человеком, который видел разные периоды в жизни нашей Церкви и прошел через многие рифы и препятствия, он также сказал о том, что если сегодня даже некоторые священники вдруг уходят на страну далече, а средства массовой информации подхватывают вести об их личном падении и пытаются преподнести это как некое несовершенство Церкви, то мы не должны забывать, что нет ничего нового под солнцем; что было, то и будет.

И в лютые годы советской власти многие люди, отвечавшие за идеологическую работу в нашей стране, пытались уловить в сети безбожия священников, а потом говорить о них, показывать их по телевизору, уповая тщетно и совершенно безосновательно на то, что, узнав об этих нескольких людях или услышав об их отречении, вдруг вся Церковь падет и тоже отречется, а священники оставят свое призвание. Но этого не случилось; не случится этого и ныне. Но вот удивительно, что и Патриарх, который видел другие времена в жизни нашей Церкви, и иерархи его поколения сошлись в одном — в том, что даже тогда, когда были явные гонения, было всё равно легче сохранить свою веру; была совершенно другая действительность. И находясь лицом к лицу со своими гонителями, в то же время священнослужители, монахи, миряне, выстоявшие в эти безбожные годы, имели в себе некий стержень, сердцевину и цельность, которые помогали им не поддаваться ни на какие провокации не только перед лицом угроз или клеветы, но даже перед лицом смерти. А сегодня, как сказали наши опытные святители, людям, и особенно молодым, намного труднее устоять перед напором информационным, потому что, к сожалению, нет уже того стержня, потому что сегодня враг избрал другую тактику и уже совершенно по-другому нападает на людей, буквально не давая поднять голову от того потока негативной информации, которая присутствует, и, к сожалению, информации о тех, кто не устоял, о тех, кто ушел, о тех, кто оставил и кто предал свое призвание. Но Церковь всё равно останется Церковью. И если даже еще какое-то количество соблазнится — большинство не соблазнится. Мы должны в это верить и просить Бога о том, чтобы Он помог нам устоять и не предать свое призвание. И пусть не смущается сердце никакого священнослужителя, и особенно того, кто только начинает свой путь служения у престола Божия, потому что впереди практически ежедневные открытия, удивительные, поразительные открытия общения с Богом, которое происходит особенно для священников в каждой Божественной литургии. Хотя и чиноположение одно и то же, и внешне вроде бы как мало что меняется, но каждая встреча, каждая молитва за Литургией, каждое предстояние неповторимо. И из сотен, а может быть, даже тысяч потом совершённых за всю жизнь Божественных литургий не будет ни одной похожей даже в чём-то, если человек действительно предстоит Богу, молится, общается с Ним и слышит Его неповторимый, но каждодневный ответ на свою молитву. И я желаю, дорогой отец Игорь, чтобы таковым и было Ваше служение.

Затем митрополит Амвросий подарил иерею Игорю Азанову Евангелие и служебник с памятными надписями, а также вышитые епитрахиль и поручи. 

Архипастырь вручил игумении Иулиании (Ритониеми) Патриаршую награду — орден Евфросинии Московской III степени.

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: игумен Борис (Тулупов), священник Сергий Будков, священник Димитрий Ярмолич, священник Симеон Танашкин, священник Артемий Торопов (Орловская митрополия), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Даниил Грудинский.

За богослужением пел хор Оршина монастыря под руководством монахини Фамари. 

***

Храм великомученицы Екатерины возник в 20-х гг. XVII в. Тогда он был деревянным. Рядом стоял еще один деревянный храм, в честь святителя Николая. В отличие от Никольского Екатерининский храм был «холодным», т.е. не отапливался. К 1684 г. Никольский храм обветшал, был разобран, а к Екатерининскому храму пристроили теплый Никольский придел.

В 1732 г. деревянный Екатерининский храм сгорел и был возобновлен.

В 1773 г. священнослужители и прихожане просили разрешения на строительство каменного храма. Строительство продолжалось с 1774 по 1786 г. 

В 1800 г. вокруг храма была устроена ограда. К 1813 г. был пристроен правый, Предтеченский придел в честь Рождества Пророка и Крестителя Господня Иоанна.

В 1835 г. устроена новая паперть, а в 1852 г. перестроена колокольня. В 1901 г. выполнены иконостасы в приделах храма.

В 1903 г. в правой башне ограды устроена часовня в честь преподобного Серафима Саровского.

В 1932–1933 гг. после ареста последнего настоятеля храма протоиерея Николая Вологодского храм был закрыт. Рядом с Никольским алтарем Екатерининского храма ныне устроен памятник последнему (до революции) настоятелю храма протоиерею Николаю Вологодскому. 

В 60-е гг. была разобрана колокольня, пострадавшая в годы Великой Отечественной войны. Богослужения в храме возобновлены 7 декабря 1989 г.

В 1993 году при храме святой великомученицы Екатерины в Затверечье было образовано подворье Вознесенского Оршина женского монастыря, настоятельницей последнего являлась в то время монахиня Иулиания (Ритониеми). 

В 1996 г. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 35 от 16.05.96) подворье Вознесенского Оршина женского монастыря было преобразовано в Свято-Екатерининский женский монастырь.

Свое название обитель получила в честь святой великомученицы Екатерины, которой посвящен главный престол храма.  Престольный праздник — 7 декабря н.ст. Другие престолы освящены в честь 1-го и 2-го обретения главы святого Иоанна Предтечи (праздник 8 марта) и святителя Николая (22 мая, 19 декабря). 

7 июня 2007 г. был совершён чин освящения новосозданной обители. После освящения обители было начато строительство ограды монастыря, в настоящее время возведена восточная и частично южная стороны ограды.

К 2010 г. закончена реставрация часовни преподобного Серафима Саровского. В 2007–2014 гг. возведены две новые часовни —  преподобных Иулиании и Евпраксии Московских у восточных ворот и преподобного Трифона Печенгского у западных ворот монастыря. К Екатерининскому монастырю приписаны еще два старинных храма — преподобного Сергия Радонежского и святых мучеников Мины, Виктора и Викентия.

При монастыре действуют трехгодичные богословские курсы для взрослых, детская воскресная школа, богадельня для престарелых насельниц монастыря.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.