22.03.2022 | Епархия

В день памяти сорока мучеников Севастийских в Никитском храме Твери совершено архиерейское богослужение

22 марта Православная Церковь празднует память святых 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Они веровали в Бога, исповедали Христа и прославлены в лике мучеников. 

В этот день митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в церкви великомученика Никиты Готфского г. Твери. Архипастырю сослужили: благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, настоятель церкви священник Максим Казван, руководитель административного секретариата священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Даниил Грудинский. 

За богослужением пел хор Никитской церкви под управлением Светланы Капрановой.

Глава митрополии подписал антиминс для престола южного придела в честь великомученика Димитрия Солунского Никитского храма.

За богослужением возносились молитвы о мире. 

После отпуста архипастырь с духовенством прочитал молитву сорока мученикам Севастийским. По окончании богослужения  митрополит Амвросий обратился ко всем со словом: 

Сегодняшний праздник — праздник памяти святых сорока Севастийских мучеников. Святая Церковь воспевала людей, которые много веков тому назад пожертвовали земной жизнью и комфортом ради веры во Христа, понимая и переживая всем сердцем и душою своею, что земная жизнь временная, а жизнь за гробом вечная. От того, насколько мы правильно или неправильно будем поступать в этой жизни, зависит и будущая участь каждого живущего на земле человека. Не случайно люди, умудренные жизненным опытом, через призму своей веры не раз говорили о том, что жизнь нынешнего века — это жизнь в гостях, а вот дом наш находится за чертой времени и вечности — на Небесах. И для того чтобы пройти достойно земной путь, необходимо, с одной стороны, терпение, а с другой стороны, понимание того, что ровно в той степени, в которой мы будем жить для Бога и ближнего здесь, на этой земле, мы сможем определить сами для себя то состояние, в котором, когда предстанем перед лицом Судии всех Бога, окажемся на Его нелицеприятном Суде и в вечности, — состояние, которое мы не можем описать никаким языком, кроме как языком образов из земной жизни. Но эти образы, безусловно, являются всего лишь некоторыми примерными штрихами, свидетельствующими о жизни, о которой в трехмерном нынешнем пространстве на человеческом, а не на ангельском, и тем более Божественном языке, в полноте сказать невозможно.

В службе святым сорока мученикам Севастийским есть слова, которые стали поговоркой и народной мудростью. Не раз можно было слышать от умудренных сединами, жизненным и духовным опытом людей такие слова: «Люта зима, но сладок рай». Это слова, взятые из службы святым сорока Севастийским мученикам, и звучат они в одной из стихир так: «Не бо риз совлачимся, но ветхого человека отлагаем». Когда Господь посещает нас болезнями, страданиями, испытаниями или даже ставит перед выбором, подчас очень серьезным выбором между светом и тьмой, между Собой и дьяволом, между жизнью и смертью, — тогда человек понимает, что, страдая и претерпевая, он не внешнее что-то теряет, а отлагает от себя ветхого человека. И дальше, продолжает Святая Церковь, — «люта зима, но сладок рай. Болезнен лед, но сладко восприятие. Не уклонимся убо, воини, мало претерпим, да венцы победными увяземся от Христа Бога и Спаса душ наших». Эти слова обращены и к нам, дорогие братья и сестры, к нам, живущим после жизни сорока Севастийских мучеников через много веков. 

Сегодня во время отпуста звучали имена святых, которые тоже стали мучениками и исповедниками. Но в основном это святые уже XX века. И они тоже вдохновлялись примером сорока мучеников, ведь на Руси через века ежедневным чтением и назиданием были именно жития святых, и многие из этих житий стали любимыми для поколений нашего народа. Это житие сорока мучеников, это житие великомученицы Варвары и других святых, которые вдохновляли православных людей на стояние в вере, которые воодушевляли человека не поступаться в сложных обстоятельствах и подавали ему благодатные силы претерпевать всё то, что невозможно вписать в обычные книги человеческой истории героизма, потому что святость — это не героизм, как иногда кажется; и герои не всегда святые и святые не всегда герои. Святость — это совсем другое. Мы, к сожалению, очень часто путаем героизм и святость, и от этого рождаются подчас самые нелогичные мысли канонизировать кого-то из героев нашего времени. Нужно отделять эти вещи. Святость предполагает обо́жение, святость предполагает обо́жение через целый жизненный подвиг или же даже через последнее решение человека быть со Христом, а не быть просто героем. Таким среди сорока мучеников и стал их охранник, который вместо одного из сорока человек, проявившего малодушие, заняв его место в холодном озере Севастийском, и сподобился небесного венца. Я желаю, чтобы и мы, люди XXI века, тоже вдохновлялись этими примерами веры, а вдохновляясь, в своей жизни принимали такие решения, которые были бы продолжением подвига сорока мучеников. И необязательно это выбор, по крайней мере сейчас, между жизнью и смертью, а это выбор между грехом и его не-совершением, между возможностью сказать плохое слово и промолчать, между свободой сделать какое-то зло своему ближнему и удалиться от зла, и это тоже будет своего рода маленький подвиг; подвиг во имя Христа, маленькое мученичество, потому что оно направлено будет против нашего ветхого человека, но мы, поступая таким образом, будем соотлагаться от своего ветхого человека и взращивать в себе Адама нового — Христа.

Я сердечно благодарю вас всех, дорогие отцы, братья и сестры, за сегодняшнюю молитву. Мне очень радостно, что в нынешний день очень многие стали причастниками Святых Христовых Таин. Христова община живет Причащением; Христова община живет Христом. Я наблюдаю за жизнью вашей общины, и мне очень радостно, что у вас много молодежи, детей. Очень правильно, что вы приобщаете детей в том числе и к жизни церковной, к жизни богослужебной. Дети у вас в стихарях, помогают в алтаре, сами заняты во время богослужения, и это очень правильно. Я это очень приветствую и за это сердечно благодарю отца настоятеля и всех, кто созидает этот храм.

Этот храм — тоже храм-мученик. И его раны еще далеко не зажили. Но самое главное, что здесь совершается молитва и Божественная Евхаристия, а уже внешнее восстановление, оно конечно, тоже очень важно, но это всегда дело второе, потому что самое главное — это восстановление человеческих сердец, человеческих душ, которое в полноте совершается под этими, еще полуразрушенными сводами, но жизнь жительствует. И я верю, что вашими молитвами, вашими трудами и усилиями Господь обязательно пошлет и возрождение, в том числе и внешнее возрождение, этому храму, который пострадал во время XX столетия.

В день памяти 40 мучеников Севастийских в народной традиции принято печь и дарить постные булочки в виде жаворонков. Архипастырь раздал детям жаворонков, которых испекли в Житенном монастыре, а взрослым — тех, которых испекли прихожане Никитской церкви. 

После службы митрополит Амвросий осмотрел храм и постройки на его территории, ознакомился с ходом реставрационных работ. В настоящее время на приходе открыта экспозиция, посвященная 100-летию подвига новомучеников в период изъятия церковных ценностей.

Справочная информация:

Старейшая постройка Затверечья — большой, трехпрестольный храм к моменту образования прихода, в конце 2018 года, выглядел весьма удручающе. Там, где ранее были окна, стояли двери или небольшие вентиляционные отверстия. Там, где не было стен, стояли стены. В подкупольном помещении устроено четыре этажа, соединенных чугунной лестницей и шахтой небольшого хозяйственного лифта. Лифта нет, а шахта осталась. Из правого придела в левый проложена небольшая узкоколейная железная дорога…

Никитский храм признан памятником федерального значения. Улица, где находится храм, до революции носила название Большая Никитская, а прилегающий к церкви жилой район — Никитская слобода. Первое письменное упоминание о ней в писцовых книгах датировано 1628 годом, и в те времена она была деревянной. В начале XVIII века ее разобрали, и через некоторое время она была отстроена в камне. Возможно, что деревянная церковь сгорела в Большом пожаре Твери 1763 года, когда сгорел весь город, и Екатерина II велела отстроить его заново по европейскому образцу, с регулярной планировкой и «единой фасадой». 

Церковь построена в стиле барокко: кирпичная, оштукатуренная, типа «восьмерик на четверике». С востока к основному объему примыкает пятигранная апсида. Главный престол был освящен в честь великомученика Никиты Готфского, память которого отмечается 15(28) сентября. В конце XVIII века был пристроен придел в честь другого великомученика — Димитрия Солунского, мироточивого. И наконец, уже в XIX веке был пристроен придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», идея строительства которого принадлежала местному священнику, искавшему утешения после кончины его любимой супруги. 

До 2018 года Никитский храм был подворьем Екатерининского монастыря. Обитель положила начало ремонту здания. Сейчас храм является приходским. 7 февраля 2019 года в церкви состоялась первая Божественная литургия (после периода его забвения) — на праздник храмовой иконы Богородицы «Утоли моя печали». 

Что уже сделано к настоящему времени: главный зал церкви, два придела и главная алтарная часть освобождены от мусора. Придел великомученика Димитрия Солунского оборудован под богослужения. Приобретена церковная утварь. Обустроена ризница. Обновлен купол церкви, установлен деревянный временный крест. Проведены ремонтные работы кровли придела в честь великомученика Димитрия Солунского. Открыты четыре арки внутреннего помещения храма (в два придела), заложенные кирпичом в советское время.

В настоящее время ведутся противоаварийные работы на всех кровлях храма. Работы проводятся на основании результатов проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта. Государственный заказчик работ — Министерство культуры РФ. Подрядная организация ООО «АСТМАЛ ГРУПП».

При храме открыта воскресная школа, в этом году она проходит аттестацию.

На приходе оказывается помощь малоимущим, одиноким пожилым людям и многодетным семьям продуктами, лекарствами, предметами первой необходимости из пожертвований прихожан.

Приход взаимодействует на договорной основе с коррекционным ДОУ № 100  для детей с нарушением зрения, ДОУ  № 36, МОУ СОШ № 3 г. Твери.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.