25.10.2021 | Епархия

В Белом Городке в праздник Иерусалимской иконы Богоматери прошли торжества престольного праздника

25 октября Церковь молитвенно празднует Иерусалимскую икону Пресвятой Богородицы. По Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем — святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К числу таких икон относят и Иерусалимский образ Божией Матери. Образ был написан на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

Престольный праздник отмечает в этот день Иерусалимская церковь поселка Белый Городок Кимрского благочиния Тверской епархии. 25 октября Божественную литургию здесь совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Ему сослужили: благочинный Кимрского церковного округа протоиерей Евгений Морковин, настоятель храма протоиерей Александр Крюков, духовенство Кимрского благочиния.

На богослужении молились глава администрации Кимрского района И.Н. Миронова, председатель совета депутатов городского поселения поселок Белый Городок Ю.П. Захарова, глава администрации поселка Белый Городок А.П. Федоришин, глава Приволжского сельского поселения В.И. Кулябка, прихожане и паломники.

После Евангельского чтения митрополит Амвросий обратился к молящимся с проповедью:

Марфа словно бы осуждает Марию за бездеятельность. Она не знает на самом деле, чего хочет Господь и чего хочет сама Мария. Марфа судит по себе, она желает, чтобы реальность и люди вокруг соответствовали ее представлениям о гостеприимстве, ее представлениям о действительно важном, ее пониманию о служении Господу. И при всём этом Марфа тоже любит Господа и верит в Него, она хочет угодить Ему, ее сложно упрекнуть в этих вещах. И Господь не упрекает, говоря с отеческой нежностью: “Марфа, Марфа, ну что же ты печешься не о том, что главное в твоей жизни”. Он ничего не говорил ей до того, пока она сама не высказала недовольство сестрой.

Если примерить эту ситуацию на нашу церковную жизнь, на жизнь отдельных приходов, жизнь верующих людей, желающих послужить Господу, мы часто можем увидеть подобное. Есть люди, которые внимают Богу, счастливы тем, что Он позволил быть им рядом, позволил слышать Его слова, сидеть у ног Его. И есть такие, которые словно бы ищут повод для укора, желают найти в своих собратьях что-то такое, за что можно было бы их упрекнуть, сказать о бездеятельности либо о том, что они что-то делают неправильно. Так происходит потому, что в таком случае люди думают, что они-то лучше знают, как правильно послужить Господу, хотят, чтобы всё было так, как они себе это представляют. В частности, как они себе представляют церковную жизнь, жизнь общины, прихода, монастыря, епархии или всей Церкви. Они думают, что такое отношение к другим и есть благочестие».

На сугубой ектении были помянуты страждущие от различных болезней, произнесены прошения о врачах, а после ектении — вознесены молитвы о прекращении губительного поветрия и об окончании воссоздания Спасо-Преображенского кафедрального собора Твери.

На Херувимской песни архиерей помянул о здравии и упокоении тех, за кого на сайте епархии были поданы онлайн-записки о поминовении.

По заамвонной молитве митрополит Амвросий с духовенством совершили праздничный крестный ход по случаю престольного праздника. Перед иконой праздника было пропето славление Богородице.

Настоятель храма протоиерей Александр Крюков поблагодарил главу Тверской митрополии, духовенство и прихожан за радость совместного богослужения. Отец Александр подарил архиерею образ Иерусалимской иконы Богоматери.

В ответном слове митрополит Амвросий поздравил пришедших на престольный праздник прихожан и гостей с престольным торжеством:

Иерусалим — это место, известное нам из Священного Писания; Иерусалимская Церковь — это матерь всех Церквей, как свидетельствуют древние гимнографы; и, конечно, она, Иерусалимская Церковь, несмотря на все исторические пути, пройденные Православной Церковью, в том числе и переплетенные с политическими событиями мировой истории, остается для нас Церковью-матерью. Потому что там, на этой земле, Христос воплотился. По этой земле ходил, там Он был распят, там Он был погребен, там Он воскрес и там благословил апостолов на проповедь Святого Евангелия; там впервые совершилось величайшее Таинство Евхаристии, и там была основана Церковь; и оттуда она в земном измерении имеет свои корни.

Нынешнее время непростое не только из-за того, что пандемия захватила всё человечество, но еще из-за того, что, к сожалению, в семье Поместных Православных Церквей произошел страшный разлад. Люди, которые прежде всего несли ответственность за единство Церкви, были подвержены искушению врага рода человеческого. И сегодня мы видим, как из-за того, что белое смешалось с черным и злое смешалось с добрым, границы нарушены и становятся размытыми и незримыми, мы видим, как продолжается вхождение чужого для Церкви элемента в ее жизнь.

Вы все знаете о том, что из-за признания украинских раскольников Патриархом Варфоломеем произошло огромное смущение в семье Поместных Церквей. Некоторые купились на, с одной стороны, посыл политиков, а с другой стороны, некие их провокации и угрозы, и сегодня нет того единства, которое хотел бы видеть среди нас Христос. Теперь еще, несколько дней назад, в свое время лишенный сана и анафематствованный, бывший Киевский митрополит Филарет (Денисенко) принял в свое общение греческих старостильников, раскольников, и еще больше усугубил то, что сотворил Патриарх Варфоломей, вдруг внезапно забывший об анафеме, которую он прежде признавал в отношении Филарета (Денисенко), и принявший его как законного архиерея, который сегодня продолжает совершать свои беззакония и порождать еще больший раскол. К сожалению, не так просто все это теперь исправить из-за разных обстоятельств, но прежде всего из упорства в колоссальной проблеме для мирового Православия, созданной Константинопольским Патриархом. 

Иерусалим — это то место, на которое мы обращаем свой взор. И необязательно там находиться, ведь когда в сердце Христос, тогда в сердце и Иерусалим, и Афон, и Киев, и прочие все святые места, в которые, в силу нынешних обстоятельств, мы физически не можем отправиться. Но для молитвы, для духовной жизни, для человека верующего нет никаких преград, потому что, физически пребывая в одном месте, мы можем духовно находиться и в Иерусалиме, и на Афоне, и там, где совершается или совершался подвиг многих наших предшественников.

Я очень радуюсь тому, что Господь благословил мне сегодня прибыть в этот храм, замечательный, красивый, который некогда был воссоздан трудами отца настоятеля и трудами тех людей, которые были не безразличны к этому месту. Девяностые годы были годами сложными и нищими, и в то же время люди восстанавливали порушенные храмы, монастыри, открывали новые. Двухтысячные годы были не столь бедными, сколь девяностые, и люди предложили это делать. Но вот мы столкнулись с новым явлением в нашей жизни, которое, конечно же, нас всех застало врасплох. Но это новое явление еще раз обнажило наши отрицательные черты, наши слабости и прежде всего показало, что мы не едины, что в нас недостаточно ни любви, ни веры, ни молитвы, что мы расслабились, что мы понадеялись на свои силы и возможности. И вот Господь проводит нас через тот период, когда мы должны сделать правильные уроки. И хотя мы столкнулись с угрозой, с которой, по крайней мере, наше поколение никогда не сталкивалось, мы тем не менее лучше не стали. Мы не стали более едиными, мы, к сожалению, стали более разобщенными. Много людей ушло в мир иной, некоторые люди боятся переступить порог храма, некоторые остаются в неверии, маловерии и сомнении. Но сегодня наступает тот момент истины, в который мы должны определиться и определиться очень четко и правильно: либо мы со Христом, либо мы не с Ним, и другого выбора нет. Поэтому как бы ни было трудно, какими бы мы ни искушались сомнениями, борениями и рисками, в том числе и для здоровья, мы должны помнить, что без храма, без Таинств жизни у нас нет и не будет. И ничего хорошего не будет, если верующие будут сидеть дома, смотреть только по телевизору или через интернет богослужения и забывать дорогу в храм. Безусловно, без всякого сомнения, без всякого обсуждения нужно слушать врачей-специалистов. Господь нам разум дал для того, чтобы мы думали и делали правильные выводы. Не покупались на сказки и басни, но слушали людей ученых и использовали все средства, которые позволяют нам хотя бы отчасти не подвергаться болезни или не переносить ее сложно, дабы она не заканчивалась преждевременным летальным исходом. Но в тоже время, естественно, нужно и одно делать, и другого не оставлять — и разум свой ни в коем случае не оставлять в забвении, и веру свою не предавать. И поэтому пусть эти две составляющие, необходимые составляющие нашей жизни нами руководят, потому что и то, и другое есть дар Божий, и его нужно всем нам правильно употребить. По молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Господь да даст нам разум, и подаст нам веру, и уберет из сердец наших излишний страх, который заграждает нам путь к Нему». 

Митрополит Амвросий поздравил благочинного храмов Калязинского округа иерея Георгия Иванова с днем тезоименитства и подарил святую просфору и книгу «Вглядываясь в Лик Христа». Затем глава митрополии вручил награды благодетелям и активным помощникам прихода. Медалью святителя Симеона, первого епископа Тверского, III степени награждены: Р.П. Илькевич, С.М. Мельников, А.Р. Чикаев. Архиерейская благословенная грамота вручена: Л.С. Симакиной, В.И. Костину, Т.Ю. Озеровой, А.Д. Шнайдрук, В.Н. Кривошееву, А.В. Панасюку, М.А. Павлову, Н.Н. Ивлеву, А.Н. Ивлеву, Т.И. Сараевой, М.В. Ежкову, Б.И. Егорову, В.С. Кегелю.

В церковном доме причта за трапезой для гостей состоялось выступление исполнительницы народных песен, романсов и духовных кантов Леонсии Эрденко, а также участников  фестиваля «Серебряная Псалтирь». 

Справочная информация:

За богослужением пел хор церкви под управлением Веры Чихалиной.

***

Церковь в селе Белый Городок существовала с 1629 г. Это была деревянная церковь во имя великомученика Георгия Победоносца.

В 1810 г. прихожане Георгиевской церкви направили прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому Мефодию, в котором просили благословения на строительство в Белом Городке каменной церкви во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с приделами великомученика Георгия Победоносца и Архистратига Божия Михаила.

Причиной посвятить центральную часть храма Иерусалимской иконе Божией Матери послужило то, что в семье помещиков Михаила и Любови Сысоевых, проживающих в окрестностях Белого Городка, хранился образ этой иконы, почитаемый как чудотворный.

В 1825 г. строительство храма завершилось. 14 сентября 1825 г. причт храма, прихожане обратились в Тверскому правящему архиерею Ионе с прошением освятить храм с престолом Иерусалимской иконы Божией Матери. 12 октября 1825 г., в день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери, храм был освящен игуменом Кашинского Клобукова монастыря Петром.

В 1938 г. в церкви были размещены заключенные. Во время Великой Отечественной войны в храме жили беженцы. Позднее здесь был зерносклад, в центральном алтаре — молокозавод, в трапезной (теплом храме с приделами) — клуб, где показывали кинофильмы и устраивали танцы. После того как в поселке был построен новый клуб, в церкви разместили склад стеклотары. В 1970-е гг. в церкви случился пожар. Пожарные несколько дней не могли справиться с огнем. После пожара церковь окончательно пришла в полное запустение.

Возрождение храма началось в 1989 г. Постановлением Совета по делам религий при Совете Министров СССР 27 сентября 1989 г. в поселке Белый городок было зарегистрировано религиозное общество Русской Православной Церкви. Этим же постановлением обществу передано здание церкви в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. 

Начались субботники по уборке территории и помещений храма, сбор пожертвований, восстановительные работы.

В Рождество Христово, 7 января 1990 г., состоялся первый молебен. С наступлением Великого поста начались регулярные богослужения.

С 4 сентября 1990 г. настоятелем был назначен Александр Крюков, который возглавляет приход по настоящее время. Постепенно, трудами и молитвами настоятеля, прихожан, благотворителей, храм восстанавливался и приобрел нынешний величественный облик.

В 2006 г. протоиереем Валерианом Кречетовым малым освящением был освящен отремонтированный южный придел храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

25 октября 2020 г. в поселке Белый Городок отметили 195 лет со дня строительства и освящения храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, а также 30 лет со дня его возрождения. Богослужение на приходе возглавил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

Образ Иерусалимской иконы Божией Матери

Образ Иерусалимской иконы Божией Матери в позлащенной серебряной ризе находился у правого клироса в особом киоте. Икона, прославленная своими чудотворениями, чтилась не только в Белом Городке, но и в окрестных селениях.

Первые упоминания о чудесах относятся к 1872 г. Во время эпидемии холеры в д. Ростовцы Троице-Вязниковского прихода Калязинского уезда местные жители, прослышав об иконе, обратились к ней за помощью. После молебна перед иконой холера прекратилась. В 1873 г. во время повальной болезни икону носили в д. Поречье и после моления перед ней болезнь отступила. Позже ее брали в Александро-Невскую женскую общину (затем женский монастырь), в село Кимры и другие селения. Жители села Кимры через тверское епархиальное начальство испросили Святейший Синод дать разрешение ежегодно 15 июля, когда совершается крестный ход вокруг села, приносить туда чудотворную икону.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.