15.09.2021 | Епархия

Тверская епархия торжественно отметила 750 лет со дня основания

15 сентября Тверская епархия торжественно отметила 750-летие со времени своего основания. Центром празднования юбилейной даты стала Божественная литургия в возрождающемся Спасо-Преображенском соборе на Соборной площади Твери — храме, который был основан первым Тверским епископом Симеоном и семь веков был кафедральным собором епархии.

Богослужение совершили митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, митрополит Виктор (Олейник), епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет, секретарь Тверской епархии игумен Борис (Тулупов), благочинный I Тверского округа протоиерей Павел Сорочинский, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Городня протоиерей Алексий Злобин, благочинный Кимрского церковного округа протоиерейЕвгений Морковин, секретарь епархиального совета Тверской епархии священник Виталий Симора, ключарь Спасо-Преображенского собора священник Сергий Будков, секретарь Бежецкой епархии протоиерей Ярослав Шведов, сонм духовенства Тверской и Бежецкой епархии, гости в священном сане. 

Божественную литургию транслировали в прямом эфире телеканалы «Спас» и «Союз».

Тверская епархия — одна из древнейших епархий Русской Православной Церкви. Она основана в 1271 году Полоцким епископом Симеоном, ставшим первым архиереем Тверской земли. Первый епископ Тверской, святитель Симеон прилагал много усердия к построению храмов Божиих. Епи­скоп за­сту­пал­ся за оби­жен­ных, много бла­го­тво­рил. Святитель управ­лял паст­вой как один из луч­ших пас­ты­рей Церк­ви. 

История Тверской епархии богата великими святителями и благоверными князьями, преподобными отцами и мучениками за веру Христову. Святитель и первый Патриарх всея Руси Иов, преподобные Нил Столобенский и Макарий Калязинский, благоверные Михаил Тверской и Анна Кашинская, священномученик архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) — этих и многих других святых чудотворцев подарила Тверская земля Церкви Христовой за 750 лет своего существования.

На богослужении в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в день юбилейных торжеств молились советник губернатора Тверской области В.И. Бабичев, настоятельница Оршинского монастыря игумения Евпраксия (Имбер), настоятельница Николаевского Клобукова монастыря игумения Варвара (Иванова), настоятельница Христорождественского монастыря игумения Лариса (Лобанова), настоятельница Екатерининского монастыря игумения Иулиания (Ритониеми), многочисленные жители региона и гости Твери.

В соборе для поклонения верующих были установлены украшенные цветами святыни — ковчеги с частицами мощей Тверских святых. Всё убранство Спаса Златоглавого подчеркивало великое торжество. Взорванный в 1935 году собор заново отстроен благодаря неравнодушным людям, по молитвам всех святых, в земле Тверской просиявших. Однако еще многое предстоит сделать для возвращения боголепного вида главной святыни Верхневолжья.

После чтения Евангелия, в котором Господь размышляет о разделении и единстве (Мк 3:20–27), митрополит Амвросий произнес проповедь:

Господь говорит, что единство — важный фактор устойчивости систем или сообществ: “всякий город или дом, разделившийся против себя, не устоит”. Бог учит нас, Его народ, жить в единстве друг с другом. А единство требует любви и терпения. Ведь разделения начинаются там, где любовь теряет силу, и тогда ее побеждают обиды, стресс, споры, конфликты, эгоизм. Если присмотреться к этому, то мы увидим, что именно в этом коренится ненависть, борьба, тьма, которые пытаются заглушить свет братского единства во Христе.

И эти разделения страшны всюду, но самые уродливые маски они приобретают, поселившись между христианами, членами Церкви, формально говорящими об одной вере, одном Боге и одном Крещении, но по факту ищущими поводы критиковать ради осуждения, разделять на Павловых и Аполлосовых. 

Это важно не потому, что невозможны сомнения и споры. Это важно потому, что, находясь на поле духовной брани в едином лагере, мы должны четко осознавать, что если в лагере перед лицом противника нет единства, то такое воинство будет повержено, ведь оно истратит все силы и стратегию на внутреннюю борьбу и интриги.

Только Христос нас всех, таких разных и таких зачастую слабых ко греху, может сделать едиными. И как общину, которая собирается в одном месте для молитвы. И как единый народ, живущий на одной территории. И в более глубоком, духовном смысле, который мы часто не можем до конца понять: через посредство соединения с Самим Богом в Таинстве Его Тела и Крови».

На сугубой ектении были помянуты болящие и тяжко болящие, произнесены прошения о избавлении от пагубного поветрия и о завершении строительства Спасо-Преображенского собора. После ектении была прочитана молитва о благополучном завершении воссоздания собора.

После сугубой ектении была произнесена заупокойная ектения, на которой поминались все почившие архипастыри Тверские. 

На Херувимской песни глава Тверской митрополии помянул о здравии и об упокоении тех, о ком на сайте епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

После Литургии митрополит Амвросий поблагодарил за совместное богослужение архипастырей, прибывших на юбилей епархии, и жителей Твери, внесших особый вклад в восстановление собора. Архипастырь поздравил всех пришедших на соборную молитву с особым торжеством и юбилейной датой:

Сегодня особенный день для жизни Тверской епархии. В этом году мы прошли очередной верстовой столб времени, стоящий на длинной дороге истории, которую проходила Церковь Христова на Тверской земле. Что позади на том пути — мы отчасти знаем и помним, что впереди — ведает только Бог, поскольку по этой дороге проходят только единожды и всегда только вперед. Этот верстовой столб с отметкой “750 лет” ныне проходим мы. 

Почему эти вехи так важны для нас? Ведь мы не можем ни отменить прошлого, ни как-то определить будущее. Но вместе с этим фактом для нас является несомненно ценной сама история, наполняющая эту землю великим смыслом, подобно тому как прекрасный глиняный сосуд наполняет вода, придавая его форме еще и содержание, делая его цельным, придавая смысл его существованию, реализуя замысел сотворившего его о нем. 

У всякой истории бывают подъемы, бывают спады, бывают периоды ровного пути. Мы по историческим меркам буквально только вчера прошли величайшее духовное падение нашей страны. Хотя оно было спадом для одних и духовным взлетом для других, для тех, кого сейчас десятками и сотнями Церковь причисляет к лику святых в чине новомучеников. В 2022 году, совсем скоро, будет 100-летие периода изъятия церковных ценностей, это великая и скорбная дата и для истории Русской Церкви, и для истории Православия на Тверской земле. Это событие, которое длилось всего несколько месяцев, стало испытанием для многих христиан, наших предков, на верность Христу. Оно разделило верующих на тех, кто пошел на мученическую кончину, и тех, кто стал сотрудничать с гонителями и ушел в раскол. И вот эти бесстрашные мученики, жившие здесь, ходившие в этот собор, молившиеся на этом месте совсем еще недавно, но ныне пребывающие с Богом и святыми, должны бы являться примерами веры для нас, продолжающих их дело.

Прошел тот страшный для верующих вчерашний день, и сегодня мы стоим в возрождающемся “Святом Спасе Златоверхом”, как называли его наши предки. В соборе, который был попран, уничтожен до основания, до последнего камня, но вот вновь воскрес. И вновь на святом месте пусть не так часто, как хотелось бы, но всё же совершается Литургия. 

Наша жизнь наполнена символами и они для нас безусловно важны. Так, для наших предков изъятие того, что гонители называли “церковными ценностями”, было не изъятием ценностей, но расхищением святынь. И само это действо было символом духовного упадка, татьбы, пришедшей на нашу землю. Для нас же вновь воспарившие в небеса купола Спасо-Преображенского собора становятся, постараюсь сказать это аккуратно и без лишнего пафоса, — символом возрождения той духовной цельности, которая стала движущей силой для возведения храмов по всей земле Тверской, прекрасных, уникальных и величественных. 

В первую очередь хочу сегодня искренне поблагодарить за то, что уже сделано, губернатора Тверской области Игоря Михайловича Руденю, благодаря которому собор сегодня стоит и радует смотрящих на него со стороны. Это исключительно Ваша заслуга, и если бы не Ваши усилия, способность объединять и организовывать многих людей вокруг одного, казалось бы, неподъемного дела, Ваши личные вклады, в том числе и материальные, — то ничего этого не было бы.

Все мы — и архиереи, и духовенство, и верующие Тверской земли — очень надеемся, что Вашими трудами и заботами историческая и духовная справедливость будет восстановлена полностью и Вы войдете в историю земли нашей и Церкви Русской как подлинно воссоздатель духовного сердца земли Тверской, о которой Вы так много, деятельно и плодотворно заботитесь ежедневно и ежечасно.  

Всех вас, дорогие владыки, отцы, матушки игумении, братья и сестры, благодарю за то, что вы собрались ныне в этом месте для совместных молитв и благодарности Богу за пройденный путь. Прошу всех вас молиться о том, чтобы Господь помог в восстановлении кафедрального Спасо-Преображенского собора Твери и благословил наш общий предстоящий путь».  

После слова митрополит Амвросий вручил медали священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, — новую награду Тверской епархии, учрежденную Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. В день 750-летия епархии медалями были награждены люди, несущие архипастырские труды на Тверской земле:

  • митрополит Виктор (Олейник) награжден медалью священномученика Фаддея I степени «С благодарностью за 30-летние труды по управлению Тверской епархией». Митрополит Виктор управлял Тверской епархией с 1988 по 2018 год;
  • епископ Ржевский и Торопецкий Адриан награжден медалью священномученика Фаддея I степени «С благодарностью за добрые и плодотворные архипастырские труды на благо Тверской митрополии»;
  • епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет награжден медалью священномученика Фаддея I степени «С благодарностью за добрые и плодотворные архипастырские труды на благо Тверской митрополии».

От себя митрополит Амвросий подарил архиереям иконы Преображения Господня, а Спасо-Преображенскому собору икону благоверной княгини Анны Кашинской. 

По окончании богослужения на улице в шатрах было организовано чаепитие для всех. Архипастырь благословил трапезу прихожанам. 

На трапезе сопредседатель Тверского отделения Всемирного русского народного собора А.В. Лукьянчук передал митрополиту Амвросию ключ от диаконских дверей разрушенного Спасо-Преображенского собора. 

Днем в Тверском драматическом театре состоится концерт, посвященный 750-летию Тверской епархии. 

Справочная информация:

На Литургии архипастырям сослужили благочинные церковных округов Тверской епархии, руководители структурных подразделений Епархиального управления в священном сане.

За богослужением пел молодежный хор Тверской епархии под руководством Феодоры Фаерман. 

***

Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Твери — духовная святыня Верхневолжской земли — был построен в 1290 году при святом князе-страстотерпце Михаиле Тверском. Взорван в 1935 году. Воссоздается нынешним поколением верующих.

На холме, неподалеку от места, где Тьмака впадает в Волгу, молодым тверским князем Михаилом был возведен каменный кафедральный собор. До этого здесь стоял деревянный храм, здесь молились Богу первые жители Твери.

В соборе венчались святые благоверный великий князь Михаил Тверской и благоверная великая княгиня и инокиня Анна Кашинская.

В соборе были захоронены святитель Симеон, сам святой князь Михаил, его мать, дети, убитые в Орде.

Внук Михаила Тверского Михаил Александрович построил каменную колокольню, позолотил купол собора, украсил стены и окна. С тех пор собор стал называться «Спасом Златоверхим» или «Спасом Златоглавым».

Площадь, где стоял храм, стали именовать Соборной. И на ней всегда стоял Спасо-Преображенский кафедральный собор.

В начале XVII века древний храм был разобран, а на его месте построен новый собор.

Последний храм был выстроен в 1689–1696 годах и практически в неизменном виде простоял до момента своего разрушения. Образцом для строительства этого храма послужил пятиглавый Успенский собор Московского Кремля.

В 1748–1755 годах к юго-западу от собора была воздвигнута трехъярусная колокольня.

Собор был взорван в 1935 году. Кости тверских князей вместе со щебнем были использованы для строительных нужд.

Память о «Спасе Златоглавом» сохранялась в народе, и спустя 60 лет на площади начали служить молебны, поставили Поклонный крест, памятный камень, часовню в честь всех Тверских святых (2008 год).

В 2013 году на Соборной площади начались археологические раскопки. Их проводил Институт археологии Российской академии наук. Ученые обнаружили, что в те времена Тверь была не глухой русской окраиной, а центром искусств, зодчества, ремесел.

Были найдены подлинные остатки собора, первого после нашествия Батыя каменного храма в Северо-Восточной Руси, обнаружен уникальный материал для исследований, открыты новые страницы истории собора и Твери.

В 2014 году начали копать котлован под фундамент.

В 2015 были совершены чин закладки храма, потом — Литургия на основании фундамента.

А через год в храмовый праздник собора, Преображение Господне, в его поднявшихся над землей на несколько метров стенах совершили первую почти за сто лет после закрытия собора Божественную литургию.

В фундамент собора были положены бетонные блоки с именами жертвователей. Большой вклад в возрождение собора внесли тверские предприниматели, банкиры, архитекторы, служащие, казаки. Сбор пожертвований, строительные работы организовывал Тверской региональный благотворительный фонд «СОБОР».

Особый размах возрождение собора получило в 2018 году — в год 700-летия мученической кончины святого князя Михаила Тверского и 650-летия преставления святой благоверной княгини и инокини Анны Кашинской.

В 2019 году на возрождаемый собор были подняты купола.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.