Нило-Столобенская пустынь — один из особо чтимых в России монастырей — была основана на озере Селигер, на острове Столобном, в 1594 году грамотой первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Своей известностью монастырь обязан преподобному Нилу Столобенскому, одному из самых почитаемых русских святых. В начале ХХ века Нилова пустынь являлась наиболее посещаемой паломниками российской святыней. В 1928 году монастырь был закрыт. В советские годы там размещались детская колония, госпиталь, дом престарелых. В 1991 году обитель возвращена Церкви и с этого времени восстанавливается, в ней совершаются богослужения. Знамением этого возрождения стало возвращение честных мощей преподобного Нила из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь в 1995 году, привлекшее тысячи паломников. Рака с мощами преподобного была установлена в Богоявленском соборе, где она и находилась в дореволюционные годы. Возглавил торжество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
9 июля митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в Богоявленском соборе Нило-Столобенской пустыни Божественную литургию. В этот день празднуется событие перенесения мощей преподобного Нила из Осташкова в Нилову пустынь.
Архиерею сослужили секретарь Тверской епархии, благочинный монастырей и подворий, игумен Николо-Малицкого монастыря архимандрит Борис (Тулупов), наместник Нило-Столобенской пустыни игумен Гавриил (Баглай), наместник Новоторжского Борисоглебского монастыря архимандрит Амфилохий (Желябовский), наместник Старицкого Успенского монастыря игумен Дамаскин (Леонов), благочинный Осташковского округа протоиерей Димитрий Марковский, настоятель церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в д. Кравотынь, настоятель Преображенского храма д. Рогожа, член епархиального совета протоиерей Алексий Соловьев, клирик Санкт-Петербургской епархии священник Сергий Боднарчук, священник Максим Луканов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, иеродиакон Агафангел (Кочетков), иеродиакон Николай (Бурцев) и братия обители в священном сане.
На Литургии молилась настоятельница Ольгинского женского монастыря игумения София (Прощаева).
Песнопения Божественной литургии исполнил мужской хор собора благоверного князя Александра Невского г. Твери под управлением Дмитрия Иванова.
На сугубой ектении были произнесены особые прошения, а затем прочитана молитва о святой Руси.
По запричастном стихе проповедь произнес протоиерей Алексей Соловьев — настоятель церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в д. Кравотынь, настоятель Преображенского храма д. Рогожа, член епархиального совета. Он рассказал об истории возвращения святыни в родную обитель.
По заамвонной молитве был совершен крестный ход вокруг Богоявленского храма. В конце крестного хода митрополит Амвросий прочитал молитву преподобному Нилу Столобенскому перед ракой с его святыми мощами.
По окончании крестного хода глава Тверской митрополии поздравил паломников, прибывших из разных регионов России в монастырь, с днем памяти преподобного Нила Столобенского и поблагодарил их за молитвы, сугубо приветствовал причастников Святых Христовых Тайн, также поблагодарил хор за торжественное праздничное пение и обратился к молящимся со словом:
Люди очень любят монастыри, люди любят прибегать к чудотворным иконам, к мощам преподобных, почитают их, потому что в них видят максиму евангельской жизни, максиму жизни христианской. Конечно, все христиане призваны идти за Христом и идти не сворачивая с пути, но так случается, что мирские заботы и иные какие-то соблазны очень часто погребают под собой новые ростки. И когда семя падает на каменистую почву либо туда, куда прилетают птицы, оно очень часто не дает всходы.
Монастыри являют то пространство, в котором, его насельники, если, конечно, сами ищут спасения, могут действительно безвредно и беспрепятственно, по сравнению с мирским человеком, проходить путь спасения. Потому что весь богослужебный круг, вся жизнь монастыря, если человек по-настоящему, искренне молится и трудится, не оставляет практически ни одной минуты для того, чтобы размышлять о чем-то своем, эгоистичном или уделять внимание не должному. Весь строй монашеской жизни служит во благо тем, кто живет достойно и праведно в святой обители и пытается идти за преподобным устроителем обители, который является светильником в нощи, примером, теплом, согревающим Христовой любовью, и вдохновением, которое приходит по заступничеству преподобного свыше от Отца светов. Таким примером является преподобный и богоносный отец наш Нил Столобенский. Он не оставил после себя никаких письменных наставлений, но уже сам его образ, и сама его пусть и мало нам известная жизнь, и, конечно же, цельбоносные мощи, к которым многие и многие люди прибегают на протяжении столетий, — всё это является маяком для ищущих спасения.
Но, конечно же, мы должны прибегать к святоотеческой мудрости, к святоотеческим творениям, которые оставили нам преподобные отцы, и жившие много-много столетий назад, и жившие совсем недавно, в веке XX. Надобно нам непременно читать их и назидаться от них. Ведь тот, кто заботится о своем телесном здравии, тот соблюдает соответствующие правила, принципы, живет по особому распорядку дня, осуществляет какие-то физические упражнения, заботится о том, чтобы дышать чистым воздухом, есть экологически чистую пищу, пить чистую воду. Тот же, кто заботится о своем духовном устроении, должен также прибегать к чистым источникам, которые дают нам духовную пищу. Прежде всего, конечно, к Священному Писанию и к творениям святых отцов. Ведь именно святые отцы оставили нам в большей степени аскетические советы, без которых невозможно спастись не только в монастыре, но и в миру. Конечно, мера аскезы для монахов в обители и мера аскезы для людей, живущих в миру, в какой-то степени разная. Но без аскезы нет вообще христианской жизни.
И если мы не научимся выполнять в своей мере те аскетические правила, которые через опыт жизни, через падения и восстания составили нам святые отцы, мы тогда будем слепыми, ведущими других, тоже слепых. А если слепой ведет слепого, как говорит Священное Писание, оба упадут в яму.
Я призываю в этот день всех нас почтить память преподобного Нила еще так: вернувшись домой, открыть Священное Писание и прочитать хотя бы одну главу из Евангелия, а затем открыть на любой странице, по желанию, святоотеческое творение либо преподобного Иоанна Лествичника, либо аввы Дорофея, либо святителя Игнатия Брянчанинова, либо кого-то из греческих отцов — у каждого христианина дома должны быть такие творения — и прочитать хотя бы несколько страниц. И вы сами увидите, какую духовную пользу вы получите для себя, а затем сможете ее в какой-то мере передать другим людям. А если еще будет и навык ежедневного чтения Священного Писания и хотя бы одной странички из святоотеческих творений, размышлений над тем, что прочитали, опыт перенесения в свою записную книжку или дневник особенно понравившихся слов и цитат либо из Евангелия, либо из святых отцов, тогда жизнь христианская не будет проходить напрасно. И тогда мы будем не просто целовать мощи святых, что тоже, конечно, важно для нашего спасения. Но прежде всего будем упражняться в навыке в тех добродетелях, которые мы, почитая святых отцов, тоже восхваляем и почитаем.
Братии святой обители я желаю духовного преуспения и трезвения. Трезвение духовное — это то, что необходимо на каждом шагу в монашеской жизни. Нужно всегда проверять не только свои поступки, но и слова, и мысли, приходящие прилоги. Проверять Евангелием, проверять святоотеческим наставлением. И если что-то смущает, если что-то есть в сердце против кого-то, помните, что как только в нашу душу входят смущения, зложелательства, обиды, клевета, в этот самый момент человек начинает беседовать с дьяволом. И в этой беседе чаще всего человек побеждается. Поэтому всякий раз, когда плохое приходит в голову, в мысли, в сердце, в чувства, тут же отгоняйте всё это молитвой и поверяйте духовнику на исповеди. И учитесь сразу отсекать всё то недолжное, недоброе и плохое, что приходит не от кого-либо, а от врага рода человеческого. А когда в сердце мир, а самое главное — благодарность за всё, что случается с нами, и за тревожное, и за радостное, и за испытания, и за утешения, — вот тогда в нашем сердце будет всегда Бог, и Он будет им управлять. Давайте будем учиться всегда, при каждом мгновении, при каждом вздохе, Бога благодарить за то, что у нас есть, и не роптать, если что-то нам не нравится.
В праздничный день митрополит Амвросий вручил патриаршие награды.
Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения игумения София (Прощаева), настоятельница Ольгинского женского монастыря, удостоена ордена Русской Православной Церкви святой равноапостольной княгини Ольги III степени.
Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви, в связи с 35-летием служения в сане пресвитера и 70-летием со дня рождения Патриаршая грамота преподана иеромонаху Варфоломею (Шабаршову), клирику Нило-Столобенской пустыни Тверской епархии.
Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 30-летием служения в сане пресвитера Патриаршая грамота преподана иеромонаху Нилу (Головину), клирику Нило-Столобенской пустыни.
Указом митрополита Тверского и Кашинского Амвросия во внимание к пастырским трудам и в связи с 20-летием служения в священном сане иеромонах Лаврентий (Михалев), клирик Нило-Столобенской пустыни, награжден медалью преподобного Нила Столобенского I степени.
По случаю праздника губернатор Тверской области И.М. Руденя поздравил главу митрополии и всех православных жителей Верхневолжья:
Это знаковое событие для духовной жизни Верхневолжья в XX веке, когда монастырский остров на Селигере вновь обрел свою главную святыню. Пусть небесное заступничество преподобного Нила Столобенского сопровождает трудящихся на благо Верхневолжья и всего нашего Богохранимого Отечества.
Пресс-служба Тверской епархии