10.11.2022 | Епархия

Митрополит Амвросий совершил богослужение в церкви вмц. Параскевы в Старице

10 ноября Церковь молитвенно вспоминает подвиг святой великомученицы Параскевы Пятницы. Па­рас­ке­ва ро­ди­лась в го­ро­де Ико­нии в Ма­лой Азии. Ро­ди­те­ли ее осо­бо чти­ли пят­ни­цу, ко­гда на Кре­сте по­стра­дал Гос­подь Иисус Хри­стос. В честь это­го дня они на­зва­ли свою дочь Пят­ни­цей (по-гре­че­ски — Па­рас­ке­ва). Святая вела подвижнический образ жизни. За исповедание веры святая пострадала в 300 году от императора Дио­кле­ти­а­на. За отказ от жертвоприношения идолам ее жестоко истязали и усекли мечом. Свя­тая Па­рас­ке­ва счи­та­ет­ся це­ли­тель­ни­цей ду­шев­ных и телес­ных неду­гов.

10 ноября, в престольный праздник, в Пятницкой церкви в Старице митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил иерейским чином Божественную литургию. Архиерею сослужили благочинный Старицкого церковного округа протоиерей Владимир Марценюк, настоятель храма священник Николай Колесников, диаконы Михаил Быков и Николай Кувшинов. Богослужебные песнопения исполнял хор Свято-Успенского Старицкого монастыря под руководством Ольги Росу. 

По заамвонной молитве было совершено славление перед иконой великомученицы Параскевы. 

После отпуста митрополит Амвросий поблагодарил всех за молитвы и обратился с архипастырским словом:

Сегодня за Божественной литургией звучали очень пронзительные слова из послания святого апостола Павла. Слова, которые проливают свет на то, как христианин, если он настоящий, а не по названию только, может находиться в условиях одних, а выглядеть совсем другим.  

«Когда человек прибавит в печали, он радуется. Он нищий, но других, обогащает. Он гоним, но всем дает надежду». Эти слова апостола Павла, которые, думаю, нужно вновь и вновь перечитать, вернувшись после Божественной литургии в дом свой, показывают нам, как человек в любых обстоятельствах жизни может быть сильным. Но сильным не из-за особенностей своего характера и вовсе не из-за тех условий, в которых он находится (а они чаще всего бывают по человеческим и по земным меркам скорбными), а сильным силой Духа Святого.  

Когда мученики шли на смерть, у них было только одно — вера в воскресшего и обещавшего всех воскресить Господа. Эта вера была твердой, не декларируемой лишь, но настоящей, живущей в сердце. И подкрепляющейся ежедневно и молитвой, и размышлениями о доверии Богу, и, конечно же, святой Евхаристией. Наверное, в жизни каждого, кто молится, есть опыт того, что время как будто растворяется, прекращается, и человеку настолько очевидно становится событие Воскресения Христова и грядущей вечности, что никаких сомнений уже больше не может быть.

Но мы, смертные люди, пораженные грехом, не можем пребывать постоянно в таком состоянии, хотя святые практически всегда в нем находились. Мы же вновь возвращаемся к состоянию сомнения. Сомнения, которое, конечно же, можно всегда препобедить в себе обращением к Богу, аскетической жизнью, молитвой, участием в Таинстве Святой Евхаристии и конечно же, ежедневным назиданием из Священного Писания.  

Мы не перестаем дышать. Мы ежедневно принимаем пищу и воду. Но как часто бывает так, что мы не только не молимся каждый день, но не вспоминаем даже о Том, Кто дал нам дар жизни. О Том, Кто дал нам эту возможность дышать, видеть, слышать и радоваться солнечному свету и теплу, окружающей нас красивейшей природе, улыбке ребенка и всему тому, что составляет радость нашей жизни. Но если мы будем помнить о Нем и жить с Ним, в каких бы мы ни находились печалях, обстоятельствах, сомнениях, гонениях и иных испытаниях, мы будем радостно твердой поступью идти по дороге этой жизни с упованием на Бога и с благодарностью Ему, чтобы с нами ни случилось. Благодаря Его и за скорбь, и за радость, и за здравие, и за болезнь, и за мирные времена, и за времена тревожные, которые мы сегодня испытываем. 

Святая великомученица Параскева была сильна именно этой силой. Ведь нет у человека никаких иных возможностей противостоять тем жесточайшим гонениям, которым подвергались и древние мученики, и наши новомученики, исповедники Церкви Русской ХХ века. Только силой Божией, только тогда, когда благодать Божия пребывает в сердце человека. А если она оставляет человека, каким бы ни был сильным характер и иные способности, всё это перед лицом смерти, перед страхом мучений уходит, испаряется. И только благодать Божия может всё это победить.  

В советское время особенно от тех, кто занимался тогда атеистической работой (да и сегодня тоже эти мнения существуют), мы слышали о том, что человек, который верит в Бога, слабый. Он сам ничего не может сделать в этой жизни, вот поэтому и доверяет каким-то высшим силам. Но вся история нашей Церкви и прошлого, да и настоящего тоже, свидетельствует о том, что всё то, к чему призывает Христова Церковь — смирение, терпение, благодарность, — это качества отнюдь не слабого. Они непосильны даже самым сильным, с точки зрения мира сего, людям. Которые не могут справиться с собой. Которых разрывает от власти, от гордыни, от материальных возможностей, но которые не могут справиться с этим искушением. И почитающие себя якобы сильными на самом деле являются очень слабыми, зависимыми от так называемых ценностей мира сего людьми.  

Мы, христиане, поистине являемся счастливыми. Потому что Бог нам дает в любых обстоятельствах быть другими. Как бы нам ни было грустно или тяжело, мы всё равно улыбаемся и радуемся. Какие бы нас ни постигали испытания, мы воспринимаем их как возможность роста. Какие бы ни были времена, мы понимаем, что не должны унывать. Потому что Бог может всё! Но только тогда, конечно, когда мы будем чувствовать в Нем нужду. В этом и состоит наша святая слабость, нищета духа. Не состояние, в котором человек опускает крылья, а состояние, в котором он нуждается в Боге, в Источнике жизни, правды, истины и всякой силы.  

Вот такой урок сегодня, в день памяти хрупкой, но сильной силой Христовой великомученицы Параскевы, мы должны получить, придя в этот святой храм. Я сердечно всех вас благодарю за служение, за молитвы, за пение. За то, что вы любите храм Божий, за то, что вы любите великомученицу Параскеву, которая через древнюю икону, находящуюся в этом святом храме, даже уже за последние годы не раз способствовала тому, чтобы в судьбах людей и их семей происходили невероятные чудеса. А самым главным чудом нашей жизни является изменение для Бога, покаяние, возвращение к жизни, которая есть мир и радость.

Я благодарю отца настоятеля, сродников ваших, помощников за те труды, которые вы здесь совершаете. Они видны всем. Прошло совсем немного времени, чуть больше года, но и в этом храме, и в храме святых Бориса и Глеба, и в колокольне с храмом Спаса Нерукотворного очень много уже сделано. Но самое главное — здесь совершается Святая Евхаристия.

Опыт Церкви свидетельствует о том, что в каких бы ни находился священник обстоятельствах, даже когда нет прихожан, нет благодетелей, некому молиться в храме, тогда, когда он начинает служить Божественную литургию, Господь, ведомыми Ему судьбами, привлекает и людей, и возможности. Ровно в той мере, в который это полезно для спасения священнику и необходимо общине.  

Я знаю не один случай того, как священнослужителя отправляли служить на пустое место, на развалины. Где не было крыши, не было куполов, не было крестов, не было прихожан. И вот такие ревностные священники начинали служить Божественную Евхаристию. Подчас в одиночестве… Ну, может быть, с одним помощником или с одной певчей. Если не каждый день, то очень часто. И проходило какое-то время, и, словно магнит, это место начинало привлекать к себе людей.  

И этот магнит не мы, облеченные в святые ризы и священный сан, но такие же грешные, недостойные люди. Этим магнитом является Христос. Христос, Который присутствует всякий раз на Божественной литургии, находясь на святом Престоле Своими Телом и Кровью. И когда священник, даже не имея прихожан, хотя бы сам причащается вместе с немногими своими помощниками, Христос приходит в их жизнь, а через их жизнь приходит и в жизни других людей. 

Всё это требует терпения, смирения, настоящего подвига. Но нет иного пути для спасения, как только этот узкий путь. И этого узкого пути бояться нельзя. Потому что только этот путь приводит в Царство Небесное. Каким бы он ни был узким, тяжелым, впереди у нас, тех, кто решился не сворачивать, идти по этому узкому пути, вечная радостная Пасха с Воскресшим Господом.  

Затем владыка преподал свое благословение всем прихожанам и направился в Успенский Старицкий монастырь. 

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.