2 августа Церковь чествует память славного пророка Божия Илии, жившего за много веков до Рождества Христова. Пророк Илия, укрепляемый благодатью Святого Духа, мужественно и с великой ревностью боролся с идолопоклонством и его последователями. «И восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник» (Сир 48:1). Святой пророк Илия был избранником Божиим, разрушителем нечестия и созидателем праведности, стражем нравственности народной.
Накануне дня памяти пророка Илии глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Ильинский приход села Селихово в Конаковском районе и совершил в нём праздничное бдение.
Каменная церковь была построена по решению архиепископа Тверского и Кашинского Серафима в 1815 году. До этого времени на территории села свыше трехсот лет (по преданию, более 500 лет) существовала деревянная Ильинская церковь. Согласно духовной грамоте 1559 года село Селихово с церковью получило статус вотчины Троице-Сергиева монастыря, Ильинский храм с тех пор стал монастырским подворьем. Поэтому храм никогда не закрывался. В главной, Ильинской части храма расположен большой алтарь, в котором со дня освящения храма и до настоящего времени регулярно проводятся богослужения.
Митрополит Амвросий совершил на приходе всенощное бдение. Владыке сослужили: благочинный Конаковского церковного округа протоиерей Пётр Дубяго, настоятель храма протоиерей Виктор Гуров, клирики Ильинского храма иерей Николай Березин, иеромонах Августин (Пирогов), протоиерей Вадим Подгорный.
На богослужении молились прихожане храма, педагоги и ученики детско-юношеского центра «Новая Корчева», среди почетных гостей прихода — глава Конаковского района О.В. Лобановский, заместитель главы Конаковского района по социальной политике А.А. Бородина, начальник Управления образования администрации Конаковского района М.С. Кожехов, уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Л.А. Мосолыгина.
Архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.
За богослужением пел хор «Глория» детско-юношеского центра «Новая Корчева» под управлением регента Людмилы Антоновой и хор Ильинского храма села Селихово.
По окончании богослужения архипастырь поздравил жителей села, молящихся на праздничной службе, и гостей прихода с наступающим престольным днем:
Святой пророк, как говорили на Руси, — грозный пророк. И тот, кто не чтит его память, рискует быть в какой-то степени отверженным Богом и даже самой жизнью. Поэтому на Руси этот праздник очень чтили. Всякий раз, когда он наступал, особенно в крестьянской среде, люди обязательно в этот день приходили в храм, оставляли все свои суетные дела, зная о том, что святой пророк Илия слышит молитвы и видит с горнего мира поведение людей. В это свято верили наши предки и поэтому очень трепетно относились к памяти святого пророка. Наверное, именно поэтому очень много храмов на Русской земле посвящено этому святому.
Он жил в то время, когда в человечестве шла борьба за веру в Единого Живого Истинного Бога. И поэтому Господь давал ему такие дары, которыми пророк совершал чудеса, можно сказать, беспрецедентные для нашего времени. Эта борьба за веру в Единого Истинного Бога завершилась, и затем Господь послал в мир Единородного Сына Своего, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел бы жизнь вечную. Для Ветхого Завета святой пророк Илия является в какой-то степени таким же, как и святой Иоанн Креститель для Завета Нового, будучи провозвестником, предтечей. Неслучайно Святая Церковь именует пророка Илию «вторым предтечей Пришествия Христова», а предание церковное говорит много о том, что человечество вновь узрит его телесными глазами, когда наступит Второе Пришествие нашего Господа.
Я сердечно поздравляю всех вас с праздником святого пророка — сильного, вдохновенного, громогласного покровителя этого святого храма и этого селения. В этом храме, который не закрывался, в течение многих десятилетий хранилась чтимая чудотворная икона — Казанский образ Пресвятой Богородицы из деревни Крутец Конаковского района, из Троицкого храма, в котором она и была в свое время прославлена. Милостью Божией теперь этот храм возрожден, и хотя немало предстоит еще сделать для внутреннего убранства, тем не менее он восстал из руин и в нём совершается богослужение.
В этом году в праздник Казанской иконы Божией Матери я посетил город Казань, и вместе с сонмом архипастырей — а там собралось 23 архиерея — мы служили на месте явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы в возрожденном властями Татарстана величественном, огромном красивом соборе в честь Казанской иконы Божией Матери — кафедральном соборе Татарстанской митрополии и соборном храме Казанского монастыря. И когда я направлялся для того, чтобы отпраздновать праздник Казанской иконы Божией Матери в Троицком храме деревни Крутец, — а там есть еще и часовня у воды, на месте явления Казанского образа из этой деревни, — то я благословил принести на этот праздник икону отсюда, из Ильинского храма, в Троицкий храм деревни Крутец — в родной храм этой чудотворной чтимой иконы. Но когда я передал этот образ из автомобиля, началась встреча его на улице, люди со слезами на глазах вставали на колени, встречая, как живую, Царицу Небесную; и когда эта икона пришла под своды своего родного храма, я сердцем понял, что Богородица вернулась в Свой дом, и, конечно, уже забирать икону было невозможно. Но в благодарность за то, что этот образ был сохраняем здесь в течение нескольких десятилетий, и в память об этом я решил передать храму святого пророка Божия Илии в Селихове Казанский образ Божией Матери, который привез с собой из Казани. Он был подарен мне владыкой митрополитом Казанским Кириллом и был написан в самой Казани в честь 444-летия явления Казанской иконы Божией Матери. По свидетельству музейных специалистов и историков, этот образ является наиболее точной копией той первой явленной чудотворной иконы Божией Матери, которая, к сожалению, пропала, но список с которой, наиболее достоверный, находится сегодня в музее Казанской иконы Божией Матери в городе Казани. И именно с этого списка делаются остальные списки, и этот список я принес с места явления Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Казани и хочу на память в дар, благословение и благодарность передать эту икону.
Старинное село Селихово расположено в 1 километре от южной границы города Конаково. Историки насчитывают селу свыше 520 лет. С незапамятных времен оно именовалось как Ильинское — по Ильинской церкви. С XVI века село принадлежало князьям Селиховским. Последний из них — Иван Андреевич Селиховский — завещал после своей смерти принадлежавшие ему села и землю Троице-Сергиеву монастырю. И до 1861 года храм оставался подворьем Троице-Сергиевой лавры. На этот счет существует духовная грамота от 1559 года.
Во второй половине XVIII века в Селихове действовала деревянная церковь с двумя престолами — Илии Пророка и Николая Чудотворца. В начале XIX века численность населения стала увеличиваться, и по просьбе прихожан епископ Тверской и Кашинский Серафим благословил построить рядом новую каменную церковь.
Авторы проекта — архитекторы И. Шарлеман и К. Трофимов. Здание храма представляет собой классическую постройку первой половины XIX века. Храм пятикупольный, с алтарной апсидой, приделом и колокольней (1833 год), которая завершается высоким шпилем с крестом.
Большое впечатление производит убранство храма. В его интерьере — семиярусный резной иконостас. В храме много отдельно стоящих икон в красивых, высоких, с резными золочеными колоннами и богато украшенных рельефной резьбой киотах. В середине XIX века был расписан весь храм. К росписи храма привлекались лучшие иконописцы и живописцы Русской Православной Церкви и Академии художеств (по мнению современных специалистов, школы Васнецова).
Фрески основной части храма представляют собой сюжеты из жития пророка Божиего Илии. Далее расположены фрески, раскрывающие смысловое содержание молитвы «Символ веры», а также образы избранных святых и мучеников. В боковых сводах основной части храма написаны изображения четырех евангелистов. На подкупольном своде находятся небесные образы Святой Троицы и Божией Матери в окружении сонма ангелов, также по кругу располагаются чины Ангелов, Архангелов и всех Небесных Сил бесплотных.
С 1903 по 1932 год настоятелем Ильинского храма был священник Арсений Троицкий, с отличием окончивший Тверскую духовную семинарию, который очень много сделал для воцерковления малограмотного населения прихода, первым начал проводить катехизацию среди сельчан. Он много помогал раненым, возвращавшимся с фронтов во время Первой мировой войны. Во время гонения на Православную Церковь отец Арсений отстаивал право исполнять богослужения в традициях Русской Православной Церкви, дал отпор обновленцам. Он трижды арестовывался: с 1926 по 1929 год провел в Соловецком лагере для политзаключенных, в 1932 году был сослан в Казахстан, а в 1937 году, по приговору тройки ОГПУ, расстрелян на полигоне в Бутове. В 2001 году протоиерей Арсений причислен к лику новомучеников Российских.
Также в 1937 году были арестованы священники Ильинской церкви: настоятель Вениамин Голосов и Пётр Титов. Протоиерей Вениамин Голосов был сослан в Казахстан. Священник Пётр Титов в Ильинской церкви прослужил несколько месяцев. Он расстрелян в Твери (в 2001 году причислен к лику новомучеников Российских).
В 1936 году часть церковных ценностей (иконы, оклады, богослужебная утварь) были насильственно изъяты представителями власти и вывезены из храма. В 1937 и в 1941 году были сброшены колокола с колокольни, уничтожена звонница. Ярые богоборцы предлагали закрыть и даже взорвать храм, но Господь уберег его от разрушения. Ильинский храм никогда не закрывался. Его отстояли прихожане, не побоявшись гонений.
К 50-м годам XX века Ильинский храм в значительной степени обветшал, фрески в Ильинском приделе очень сильно пострадали, пострадали также иконы в иконостасе. С 1961 по 1984 год настоятелем Ильинской церкви был священник Михаил Фёдоров. Протоиерей Михаил Фёдоров сделал очень многое для восстановления Ильинского придела в его изначальном великолепии. Реставрационные работы проводила бригада иконописцев из Риги.
После кончины протоиерея Михаила настоятелем храма в 1984 году стал протоиерей Борис Ничипоров. Он продолжил работы по благоустройству церкви, начал работу с детьми и молодежью, создал детско-юношеский центр «Новая Корчева». 8 июля 1995 года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и благословил учащихся и педагогов центра.
Детско-юношеский центр стал известен во всей России и во многих странах мира. После кончины в 2003 году протоиерей Борис был погребен на территории Ильинского храма.
Продолжил начатую им работу в приходе и Детско-юношеском центре священник Виктор Гуров, прослуживший с отцом Борисом к тому времени 10 лет. Продолжились ремонтные, реставрационные и восстановительные работы. 1 августа 2014 года благодаря жертвователям и благотворителям была восстановлена звонница (уничтоженная в 30-е годы ХХ века) и отремонтирована колокольня.
В последние годы на территории Ильинского храма построены новые помещения для обучения учащихся ДЮЦ «Новая Корчева» художественному и прикладным направлениям: иконописи, фаянсовому делу, керамике, ручной и машинной вышивке, росписи по дереву, резьбе по дереву, бисероплетению, мягкой игрушке, ковроткачеству. Стали проводиться выставки и конкурсы детских работ; а также семинары для педагогов и мастеров, на которые приглашаются желающие из района и области.
Продолжает развиваться детская хоровая школа-студия и детский музыкальный театр. Ведущие коллективы центра: хор девушек «Глория», юношеский казачий хор «Станица», ансамбль скрипачей «Элегия» и отдельные исполнители-инструменталисты — неоднократные победители и призеры всероссийских и международных конкурсов, фестивалей и выставок в России и в других странах. Благодаря взаимодействию центра с Ильинским приходом происходит воцерковление детей и педагогов.
Учащиеся и педагоги награждались архиерейскими грамотами и грамотами Святейшего Патриарха.
В Ильинском приходе ведется работа с местным казачеством. Принимается участие в разнообразных мероприятиях социального и патриотического направления. Ведется работа с пожилыми, ветеранами, пенсионерами.
Традиции сами по себе не сохраняются, если им не следуют люди. Господь нас вразумляет жить в любви, помогать друг другу и молиться друг за друга.
Пресс-служба Тверской епархии