09.10.2021 | Епархия

Престольный праздник встретили в Сергиевском храме в Дмитровой Горе

8 октября Церковь молитвенно празднует день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. В этот день митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил архипастырский визит на приход в честь преподобного Сергия Радонежского в Дмитровой Горе Конаковского района. Архиерей совершил в Сергиевской церкви Божественную литургию. Ему сослужили благочинный Конаковского церковного округа протоиерей Пётр Дубяго, настоятель храма священник Антоний Богдюн, благочинный Бологовского церковного округа протоиерей Сергий Желябовский, наместник Свято-Успенского Старицкого мужского монастыря игумен Дамаскин (Леонов), благочинный II церковного округа протоиерей Вадим Желябовский. 

На богослужении молились: заместитель председателя Законодательного собрания В.И. Бабичев, глава администрации Конаковского района О.В. Лобановский, генеральный директор группы компаний «Агрокомплектация» С.А. Новиков, глава Дмитровогорского сельского поселения П.В. Монастыршин, прихожане и гости храма. 

После Евангелия о заповедях блаженства (Лк 6:17–23) митрополит Амвросий произнес проповедь о плодах Святого Духа:

Мы можем нести и дарить любовь, противопоставляя ее недоверию и враждебности мира, неся ее свет в ту тьму, в которую часто погружает себя человек, делая мир неуютным и холодным. Мы можем дарить радость там, где царит горечь и боль. А еще чаще — там, где живет равнодушие и одиночество. Мы можем проповедовать и утверждать мир там, где общество исполнено распрей, раздоров, непонимания и противостояний. Мы можем нести мир хотя бы в своем церковном сообществе, так часто раздираемом неприятием других, осуждающими выкриками, стремлением найти врагов.

Мы можем учиться быть и терпеливыми в противоположность нетерпеливости, отвлечениям, развлечениям современного мира. Можем стараться быть благостными в то время, когда более ценится жестокость, суровость, крепость железной руки и несгибаемой воли. Мы можем быть милосердными, и мы должны быть милосердными в мире, где так мало осталось сопереживания и понимания, где способность сопереживать, умение поплакать с плачущим и порадоваться с переживающим момент счастья расценивается как слабость духа.

Мы можем верить. Точнее, иначе: мы можем быть верными и говорить о вере и верности в обществе, где верность перестала хоть что-то значить, где она уже не идеал жизни, где быть неверным — уже не зазорно, а порой даже и похвально. Мы можем быть кроткими и подавать пример святой кротости среди окружающей бесцеремонности, хамства, эгоизма, которые поставлены на пьедестал как новые добродетели современности, “добродетели”, без которых вроде бы и невозможно стало договариваться, быть деловым человеком, что-то значимое решать и организовывать. Мы можем быть воздержанными в мире потребления, особенно в наш век, когда потреблять больше и качественнее — единственный истинный мотив человеческой жизни, главная цель ее, устремление и драйвер к повседневной работе, а порой даже и главное вдохновение к творчеству». 

На сугубой ектении были помянуты поименно страждущие от различных болезней, произнесены прошения о врачах. Глава Тверской митрополии подписал антиминс для храма в честь преподобного Сергия Радонежского. 

Во время Херувимской песни архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, о ком на сайте епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении, вынув за каждое имя частицу из просфоры.

Настоятель Сергиевской церкви священник Антоний Богдюн поблагодарил владыку за молитвенный визит в престольный день. Митрополит Амвросий поздравил всех с престольным торжеством:

В нашем Отечестве очень многие люди носят имя Сергий, получив его в Таинстве Крещения в честь преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской. Преподобный Сергий действительно является лицом Русской земли; преподобный Сергий воспитал и до разорения, до закрытия святой Лавры, и после ее открытия очень многих людей — тысячи священнослужителей и монашествующих нашей Церкви. Он является нашим отцом; он является нашим воспитателем; он для всех нас родной; он удивительный святой. Мне довелось в Лавре преподобного Сергия провести из всей своей жизни в общей сложности 10 лет: сначала 8 лет, когда учился, потом еще на один год был оставлен после окончания Академии, а затем еще был ректором Московской духовной академии и тоже пребывал в Лавре преподобного Сергия. Но дело даже совсем не в этих сроках, а дело в том, что преподобный Сергий очень многим людям дал некую закваску, и напутствие, и благословение на весь земной путь, особенно это касается священнослужителей. И когда мы вмещаем в себя богатство духа преподобного Сергия, когда мы на протяжении учебы в духовной академии так или иначе становимся родными с ним — это родство никогда не прекращается. 

Я 10 лет был в Петербургской духовной академии. Это совсем другая академия; это совсем другая жизнь; это совсем другой характер, другое лицо, другая культура, другая история, но именно благодаря преподобному Сергию многое, что в эти десять лет было доброго и хорошего в духовной академии, совершилось именно по его молитвам и по тому примеру, который я получил в обители преподобного Сергия от тогда еще живущих старцев; прежде всего, конечно, отца архимандрита Кирилла, который был моим духовником, отца Матфея, у которого я непосредственно нес послушание, который научил нас любить богослужение и который научил нас, не говоря ни слова об этом, собственным примером и жизнью доверять преподобному, чувствовать его слово, чувствовать его голос. И у каждого из людей с преподобным Сергием есть какие-то личные взаимоотношения. И эти отношения можно даже сравнить с какими-то земными человеческими отношениями. Они не всегда бывают гладкими и очень благоговейными. Они бывают иногда даже отношениями с претензиями, с требованиями. Но всякий раз, когда ты обращаешься к преподобному, он тебя слышит. Он действительно какой-то необыкновенный святой, он не вписывается ни в какие стандарты, он вне этих стандартов, он вне этих границ. 

Когда я был назначен в Московскую духовную академию ректором, для меня это был большой стресс и, я бы сказал, даже трагедия, после 10 лет в Петербургской духовной академии, потому что я получил очень непростое, сложное и очень большое, по сравнению с академией в Петербурге, хозяйство, и для меня лично началась жизнь опять с нуля. Всегда очень трудно, когда что-то строишь, строишь, а потом начинаешь с нуля. И вот эта отметка на нуле проходила в течение нескольких месяцев. И это было очень сложно. Мы все люди, мы говорим правильные слова с амвонов, но мы всё равно остаемся людьми. И тогда, когда мы говорим, — это легко, а когда то, о чем мы говорим, постигает тебя самого, — это становится очень трудным. И вот тогда я огромные борения испытывал. Я ходил к преподобному Сергию и говорил: “Зачем ты меня сюда позвал? Я здесь не могу ничего сделать, у меня все связи потеряны, у меня все связи оборваны, они остались в Петербурге. Что я могу здесь сделать? И если ты меня сюда позвал, делай сам за меня”. И обращался так к нему почти каждый день. И говорил, что в Академии нужно сделать то-то и то-то. “Я ничего не могу сделать, у меня здесь нет ни людей, ни возможностей. Сделай сам всё это, раз ты призвал”. И прошел всего год, и буквально в окончании этого года вдруг произошел какой-то взрыв и преподобный Сергий исполнил все мои прошения, абсолютно все, и даже с неким запасом, потому что уже потом делалось то, о чем я его просил и что он до сих пор совершает. Это великий святой. Среди его учеников есть те, которые остаются с ним навсегда в его обители, и те, которые молятся ему, и те, которые продолжают дело его служения. Но когда Священноначалие посылает этих учеников на другие пожити для того, чтобы пахать, сеять, поливать, — это дает свои всходы. Об этом свидетельствует история не только прошлая, великая и славная, но и малая, наша современная история. Я тоже уповаю на его помощь, на его молитву и верю, что он не оставит без помощи и меня на Тверской земле. 

Вчера, совершая в храме преподобного Сергия в Твери, на подворье Екатерининского монастыря, всенощное бдение, через молитвы и пение я как будто физически присутствовал в Лавре преподобного Сергия. Конечно, не физически, но духом находился там, и не было никакого недостатка в том, что нас разделяют расстояния, потому что преподобный сам приходит к тем, кто его призывает. Я желаю, чтобы здесь, в этом приходе преподобного Сергия, всегда царил дух его Лавры, такой уникальный и неповторимый дух Преподобного. Я желаю, чтобы все заветы, которые он, конечно, давал прежде всего монашествующим, но хотя бы в какой-то степени возможные быть усвоенными и в нашей обычной, повседневной, мирской жизни, — мы тоже усвоили. Одними из тех совсем немногих слов — он ничего не писал, он ничего специально не оставлял, — оставшихся от преподобного, являются примерно следующие: “Братия, имейте прежде всего страх Божий, чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную”. Вот это то, что наверняка может каждый из нас в своей мере исполнить, если только будет стараться этому следовать.

Какое-то время назад я служил в Кимрском районе и направлялся из Кимрского района по-своему пути, и так получилось, что по своему пути заехал в Дмитрову Гору, хотя мне можно сделать скидку — я человек новый и еще со многими храмами и церквями нашей епархии не совсем знаком, хотя за год очень много объехал. И даже мои помощники, которые несколько лет находятся в епархии, накануне памяти преподобного Сергия мне называли только тогда еще неосвященный храм преподобного Сергия в Твери, и еще при гимназии в Вышнем Волочке. А этот храм почему-то забывали каждый раз. И вот когда я, увидев купола, решил заехать сюда, здесь шло богослужение, служил отец Антоний, хор пел, было несколько человек в храме, и я удивился и порадовался благолепию этого места, и особенно, конечно, эта радость удвоилась, когда я узнал, что храм посвящен преподобному Сергия — одному из любимых мною святых, родному моему святому. Когда я еще в школе учился, однажды мне подарили старенький акафист преподобному Сергию, и вот тогда, когда я учился в последнем классе школы, уже имея намерение поступать в семинарию и посетив до этого Троице-Сергиеву лавру, я стал каждый вечер читать акафист преподобному Сергию. Это действительно было святое время, и потом преподобный Сергий принял меня в свои объятия в Московскую духовную академию. И посетив этот храм, сразу решил, что в день памяти преподобного Сергия, — аще, конечно, у нас снова не будет возможности сейчас, в период пандемии, служить соборно всем архиреям в Троице-Сергиевой лавре, — посетить храм преподобного и здесь разделить торжество с обителью святого Игумена земли Русской, о чем очень радуюсь. И сердечно приветствую Сергея Анатольевича, который много сделал для того, чтобы этот храм построить, чтобы он здесь был, а самое главное, чтобы вся жизнь зародилась и имела место быть вокруг этого храма, вокруг этого пространства. Храм — это центр, но вокруг этого центра должна быть еще и окружность, и чем больше становится эта окружность, тем лучше. И мне хотелось бы поблагодарить, конечно, тех людей, которые силы свои уделяют для того, чтобы наш народ не просто имел возможность быть причастным к какому-то мертвому прошлому. Церковь — это не музейный экспонат. Церковь — это подлинная жизнь; Церковь — это пространство, где мы становимся настоящими людьми, не искусственными, не приспосабливающимися к каким-то обстоятельствам, а настоящими людьми, созданными по образу и подобию Божию».

После слова митрополит вручил церковные награды. С благодарностью за строительство храма преподобного Сергия Радонежского в селе Дмитрова Гора был награжден медалью преподобного Нила Столобенского I степени С.А. Новиков. С благодарностью за активное участие в жизни прихода преподобного Сергия Радонежского села Дмитрова Гора Архиерейской благословенной грамотой награждены: М.Г. Семёнов, В.А. Фомин, Н.П. Фомина, Н.Н. Погуляй, О.Н. Максименкова, И.Д. Фельдиши.

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Пётр Дубяго, священник Антоний Богдюн, протоиерей Сергий Желябовский, игумен Дамаскин (Леонов), протоиерей Вадим Желябовский, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

За богослужением пел хор Свято Успенского Старицкого мужского монастыря под руководством Сергея Богданова. 

***

В 1885 году из села Фёдоровское в село Дмитровское (Дмитрова Гора) была перевезена деревянная трехпрестольная церковь с колокольней. Церковь установили на сельском погосте. Главный холодный престол посвящен великомученику Димитрию Солунскому, теплые приделы: правый — Казанский, левый — во имя святителя Николая и великомученицы Параскевы Пятницы. В 1930-х церковь была закрыта и сгорела.

В начале 2000-х по инициативе руководителя холдинга «Агропромкомплектация» Сергея Новикова был создан благотворительный фонд, в который вошли общественные деятели села. Президентом фонда стал сам Новиков, ему помогали глава поселения Владимир Боргуль и директор агрофирмы «Дмитрова Гора» Петр Просвиряк. Начинание поддержали и депутаты поселения. Под строительство выделили землю, которую выкупили у местных жителей, сделали проект.

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского в Дмитровой Горе начал строиться осенью 2010 года. Более 80 лет на Дмитровогорской земле не было храма. В 30-х годах XX столетия богоборческой властью здесь была сожжена церковь великомученика Димитрия Солунского. На месте уничтоженного храма сейчас стоит жилой дом.

Новый храм было решено строить в другом месте и с другим посвящением — в честь преподобного Сергия Радонежского, небесного покровителя попечителя церкви. В планах прихода было предусмотрено строительство воскресной школы, дома причта, подсобных помещений. Ровно через год, в 2012 году, в день памяти обретения мощей преподобного Сергия (18 июля) были освящены кресты и колокола для нового храма. На средства жертвователей в городе Каменск-Уральский Свердловской области были изготовлены три надкупольных креста и девять колоколов. Самый большой колокол весит 1 т 140 кг. Каждый колокол имеет своего мецената, имя которого указано на изделии. 19 июля 2012 года были проведены работы по установке крестов на шпиль колокольни, на центральный купол и на купол над алтарем.

В 2013 году был установлен иконостас, состоялась первая Божественная литургия и освящение престола церкви. Проведены работы по благоустройству территории — заасфальтирована дорога, уложена брусчатка на пешеходных дорожках, разбит розарий и газоны, устроен декоративный водоем с альпийской горкой и водопадом. 

В декабре 2015 года была завершена роспись стен. В 2016 году на алтарной апсиде установлена мозаичная икона преподобного Сергия Радонежского, автор — мозаист Е.Н. Ключарёв. В 2016 году помещения воскресной школы были оборудованы учебной мебелью, и с января 2017 года начались занятия с детьми. Открыта библиотека, с фондом более 2 тыс. книг. 

3 апреля 2017 года решением Епархиального совета новым настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского назначен священник Антоний Богдюн.

В храме пребывает святыня — икона с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского. 24 марта 2020 года в храм святого Сергия Радонежского в Дмитровой Горе из Троице-Сергиевой лавры была передана в дар икона с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского.

25 ноября 2017 года при воскресной школе прихода состоялось торжественное открытие музея краеведения «Родимая сторонушка». Это событие стало значимым не только для прихода, но и для всех жителей села Дмитрова Гора и близлежащих поселений. Музей начал создаваться по благословению настоятеля храма в июне 2017 года, инициатором его создания выступил краевед М.Г. Семёнов. В музее представлены четыре экспозиции: «Край родной сквозь времена и годы», «Ваших дней не смолкнет слава (1941–1945 гг.)», «Жизнь и творчество поэта и писателя Якова Шведова», «Русский крестьянский быт кон. XIX — нач. XX вв.».

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.