В день празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Церковь вспоминает тех, кто с начала творения мира пребывают в духовном измерении и являются невидимыми помощниками человека, — ангелов и архангелов. Согласно священным текстам и историческим свидетельствам Небесные Силы защищают и незримо направляют каждого человека, помогая ему в следовании за своим Спасителем.
Сегодня престольный праздник отметил Благовещенский храм Торжка. Южный придел Благовещенской церкви освящен в честь Архистратига Божия Михаила — предводителя Небесного воинства. На Тверской земле часто церкви именуются по приделу, а не центральному престолу, потому общепринятое наименование Благовещенского храма — Михайловский. Здесь, в Михайловском храме, в престольный день, 21 ноября, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в сослужении и.о. наместника Новоторжского мужского монастыря архимандрита Амфилохия (Желябовского), благочинного Торжокского церковного округа протоиерея Николая Алексеева, председателя Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами священника Кирилла Алексеева, духовенства Торжокского благочиния и клириков Михайловской церкви.
На богослужении в день престольных торжеств молились прихожане, жители Торжка и гости прихода.
После чтения Евангелия архипастырь произнес проповедь, в которой призвал в своих прошениях чаще обращаться за помощью к святым Небесным Силам бесплотным, к ангелам и архангелам, чтобы они были предстателями за нас перед Богом:
Главная духовная катастрофа мироздания — раскол в ангельском мире — произошла именно из-за гордости. Мы знаем из истории об отпадении ангела света, о том, что гордость ослепляет и уводит от Бога на невообразимое расстояние. Гордый уязвим, слаб и малодушен, он видит только зло и опасность и не способен замечать Божественного присутствия в мире и красоты сотворенного Богом. Ослепленный гордостью не видит своих ошибок и не способен остановиться во зле. Гордость ведет к смерти духовной. Гордость причиняет вред, страдания, боль и страх не только гордецу, но и другим. И наоборот, смирение, которое может казаться слабостью, на самом деле — величайшая сила. Только смиренный трезво смотрит на себя и на окружающий мир, знает свое в нем место. И от этого понимания смиренный смел, силен, он укрепляем Божественной благодатью. Смирение и трезвое отношение к самому себе, понимание своего места в Божественной иерархии — единственная возможность действовать правильно, согласно воле Божией. Смирение — единственный путь к счастью ощущать себя частью сотворенного Богом мира, а не страдать от постоянного уязвления собственной гордости и бессильной злобы, что является участью отпавшего ангела.
На сугубой ектении были вознесены прошения и молитвы о воинах и их сродниках, об исцелении болящих и раненых, прочитана молитва об избавлении Отечества от бед и несчастий и о мире.
На заупокойной ектении были помянуты покойные тезоименитые, а также новопреставленные священнослужители и миряне.
Во время пения Херувимской песни правящий архиерей помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении. Также были помянуты тезоименитые священнослужители и миряне. Особая молитва была вознесена о прекращении брани и о мире.
По заамвонной молитве митрополит Амвросий в сослужении духовенства совершил славление перед иконой Архистратига Михаила, архипастырь прочитал молитву Архангелу и всем Небесным Силам и окропил молящихся святой водой.
Затем настоятель храма протоиерей Николай Алексеев обратился к правящему архиерею с приветственным словом и поблагодарил за совместное богослужение в престольный праздник, предварив слово размышлениями об ангельском мире:
В Писании мы читаем: «Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный». Библейская история Ветхого и Нового Завета изобилует явлениями Сил ангельских. Ни одна наша молитва не обходится без молитв Небесным Силам бесплотным. Более того, самое кульминационное событие церковной жизни — Божественная литургия тоже сопровождается молитвой Небесным Силам. И ныне пелось: «Иже Херувимы тайнообразующе…», а Великим постом, помним, поется: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат».
В ответном слове митрополит Амвросий поблагодарил отца Николая за труды по сохранению святынь Михайловской церкви и поздравил всех с престольным днем — памятью Собора Архистратига Божия Михаила:
Сегодня мы совершили Божественную литургию в особом храме города Торжка, который наиболее сохранился и в котором есть много и святых икон, и церковной утвари из других храмов, прежде разрушенных и поруганных. И когда мы входим в древний храм, то каждый человек, будь то церковный человек, священнослужитель или иногда даже просто посторонний для Церкви посетитель, — каждый из нас испытывает особое чувство, не сравнимое ни с каким другим, и говорит: «О, этот храм древний, старинный». И не просто в нем иконы радуют глаз или росписи побуждают нас так думать, а всё, что за ними стоит. А за ними, конечно же, духовная жизнь тех людей, которые всё это создавали и наполняли церковной жизнью.
У нас есть такое определение — «храм намоленный» или «икона намоленная». Очень трудно, бывает, верно расшифровать это выражение. Иногда люди неправильно его понимают, и даже с точки зрения, граничащей с оккультизмом, к этому относятся. Но переживание намоленности храма есть неотъемлемый опыт человека молящегося. Ведь никакое слово не остается без последствий, будь оно хорошее или плохое. Плохое слово продолжает жить и разрушать. Вот почему мы всегда выступаем против плохих слов. А хорошее слово, и особенно слово молитвы, обращенное к Богу, тоже продолжает жить и продолжает освящать, созидать, вдохновлять и благословлять. Не раз, переживая такого рода опыт, люди говорили: «Ангел-хранитель не отступает от этого места». И несмотря на то, что люди его забыли, поругали или разрушили, он сохраняет его.
Я хочу поблагодарить Вас, отец Николай, за то, что Вы сохраняете храм максимально в том виде, в котором он был создан. Это очень важно для нас. И может быть, в таких древних храмах не всегда, с нашей точки зрения — земной или искусствоведческой, — особо ценными или искусными являются живописные изображения, но они отображают жизнь, молитву и таланты тех людей, которые жили прежде нас. И вопреки расхожему мнению, что эти люди были не такими умными и грамотными, как мы сегодня, как раз их наследие говорит совсем об обратном. Совсем другие храмы были в Торжке до того, как сюда пришла безумная революционная буря. Они были красивейшими, их можно было сравнить с храмами Московского Кремля по своей красоте, богатству. А ведь это всё являлось следствием веры, щедрости, рачительности и талантов тех людей, которые жили на Торжокской земле.
Почему нам так хорошо бывает, когда мы смотрим на стены с древними росписями, на неповрежденные новоделом храмы, на старинные иконы или киоты, пусть даже с художественной точки зрения уже не такие изящные, как те, что создаются сейчас? Чтобы получить ответ на этот вопрос, можно провести другую аналогию, наверное, более понятную нам. Сейчас в нашей Церкви и в стране немало прекрасных музыкальных коллективов, в том числе хоровых коллективов, церковных и нецерковных, светских тоже. Но когда мы слушаем записи хотя бы середины или конца XX в. тех церковных хоров или музыкальных светских коллективов, которые исполняли церковные песнопения или даже нашу классику, русские песни, — наверное, даже не нужно обладать чутким слухом, чтобы заметить колоссальную разницу между тем, как пели раньше и как поют сейчас. Несмотря на то, что сегодня в этих коллективах люди с высоким музыкальным образованием, с прекрасными голосовыми данными, замечательными плодами вокальных занятий, — этого мало, потому что именно дух творит форму. И то настроение, то самозабвение, с которым люди прежде и в церкви пели, и исполняли песни наши русские вне храмового пространства, и расписывали храмы, и вырезали киоты, — это всё наполнено разным содержанием: «тогда» и «сейчас», потому что мы стали другими, потому что мы внутренней жизнью живем совсем не такой, какой жили предыдущие поколения. И вот так и бывает часто: видим новое, красивое, талантливо сделанное, изящное, а сердце к этому остается холодным. А бывает так, что старое, вроде как немного неказистое, и, может быть, даже и не ценится с точки зрения искусствоведческой, — но сердце откликается молитвой, миром и иными плодами Духа, которые передаются нам от создателей этой земной красоты, возводящей нас к красоте небесной.
И поэтому я Вас благодарю за сохранение старины, а всех остальных призываю при реставрации храмов максимально сохранять то, что осталось от этого храма, пусть это даже маленькая какая-то фреска — ее нужно постараться сохранить, не закрашивать, не сбивать, не думать, что мы создадим что-то лучше или красивее. И не думать, что если мы всё закрасим, то храм будет намного благообразнее выглядеть. То, что осталось по воле Божией, — осталось для нас. Господь благоволил нам это передать, не всё, хотя бы фрагменты в полуразрушенных и ныне восстанавливаемых храмах, и это нужно максимально сохранять, и дальше собирать, и заботиться о том, что нам передано не просто нашими предками, а предками — молитвенниками, жившими подлинной церковной жизнью.
Глава митрополии передал всем благословение и добрые пожелания от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которому он сослужил накануне в Храме Христа Спасителя в Москве. Затем митрополит Амвросий вручил церковные награды. Медаль святителя Симеона II степени вручена протоиерею Александру Лузянину, клирику храма в честь архангела Михаила города Торжка, — в связи с 25-летием служения. Медалью священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, награждены:
Медаль преподобного Нила Столобенского III степени вручена Н.Ю. Данилевской, сотруднице администрации Торжокского района.
После богослужения митрополит Амвросий в сопровождении благочинного протоиерея Николая Алексеева осмотрел Успенскую церковь в Торжке, прежде переданную Церкви. На месте древней деревянной церкви в 1746 г. на средства купца Морозова был построен каменный двухэтажный храм, главный престол которого посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В 1849 г. на средства купца Алексея Тетюхина была обновлена фресковая настенная роспись и установлен новый резной иконостас, вызолоченный червонным золотом. Он же пожертвовал 3 тысячи рублей серебром, положенные в банк с обращением процентов в пользу причта храма.
В 1850 г. на колокольне был установлен медный колокол весом более 300 пудов. Тогда же Успенский храм был обнесен каменной оградой с кованой решеткой, на восточной стороне выстроили часовню.
Закрыта 29 ноября 1929 г. Купола утрачены.
В 1943 г. здание церкви было передано типографии издательства газеты «Знамя ударника».
До недавнего времени в храме располагалась типография и редакция местной газеты.
На Божественной литургии митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: архимандрит Амфилохий (Желябовский), протоиереи Николай Алексеев, Николай Симчук, Александр Хлебников, Георгий Беляков, священники Михаил Рогозин, Александр Данилин, Евгений Демидов, Георгий Макаров, Александр Рабцун, Александр Царев, Сергий Шибалов, Олег Волошин, Роман Иванов, Алексий Глазков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).
На богослужении пел молодежный хор Тверской епархии под руководством Феодоры Фаерман совместно с хором Свято-Успенского Старицкого монастыря.
Михайловский храм
Благовещенская церковь, более известная по названию малого алтаря, устроенного вместо старой деревянной Михаило-Архангельской церкви, расположена на высоком холме, и при величественной архитектуре в русско-византийском стиле храм господствует над окрестностями.
В 1742 г., когда на второй неделе по Пасхе выгорел весь город Торжок, были утрачены и две деревянные церкви в честь Благовещения и архангела Михаила, существовавшие здесь ранее XVII в. В 1758 г. была построена каменная церковь с двумя престолами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоанна Предтечи, с теплым приделом в трапезной во имя святого архангела Михаила. В 1817 г. престол в честь Рождества святого Иоанна Предтечи был уничтожен.
В 1877 г. иконостас Благовещенской церкви весь был вызолочен и живопись обновлена; в 1887 г. перестроена была колокольня, так как прежде бывшая (малая) не соответствовала уже величественному новому храму; в 1892 г. в теплой церкви (в приделах) были устроены новые иконостасы и весь храм был отделан под мрамор. Благовещенский храм был одним из лучших в Торжке по архитектуре и внутреннему своему благолепию.
В ХХ в. Михаило-Архангельская церковь разделила участь большинства российских храмов и обителей. В 1936 г. она была закрыта и превращена в пекарню. Во время войны здесь располагался военно-продовольственный склад.
С 1931 г. до закрытия в храме находились мощи преподобных Ефрема и Аркадия, Новоторжских чудотворцев, которые были перенесены сюда из закрывшегося Борисоглебского монастырского храма. Сама обитель перестала действовать еще в 1926 г. При закрытии Михаило-Архангельской церкви в 1936 г. мощи святых угодников были изъяты властями. До 1930 г. в храме покоились мощи святой Иулиании Вяземской.
Официально приход вновь открывшегося храма был зарегистрирован в канун Благовещения — 6 апреля 1946 г. Но сам храм был открыт раньше, в 1945 г.
После разорения и осквернения, церковное здание требовало объемных восстановительных работ, необходимо было приобретать утварь, облачения, иконы. Всё это по крохам собирали прихожане. До 1995 г. Михаило-Архангельская церковь оставалась единственным действующим храмом в Торжке.
21 июля 2019 г. в ходе визита в Торжок Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ознакомился с достопримечательностями города.
В настоящее время ученики воскресной школы Михаило-Архангельского прихода занимаются в новом отдельно стоящем здании. Школа будет двухклассной, как до революции.
Приход взаимодействует с тремя районными газетами, выходит еженедельная вкладка на двух страницах торжокских изданий. Организуются регулярные выступления на местном телевидении.
Приход осуществляет регулярный уход за престарелыми больными.
Пресс-служба Тверской епархии