06.12.2022 | Епархия

Память благоверного князя Александра Невского почтили в храме святого в микрорайоне Чайка в Твери

Благоверный князь Александр Невский родился в 1221 году, был крещен в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского и провел первые годы жизни на Ярославской земле. Как полководец и как духовный лидер он сыграл значительную роль в судьбе Российского государства. Княжение святого Александра Невского совпало с одним из самых тяжелых периодов в истории Руси. В те годы страна была местом ожесточенной борьбы католиков с православными, но князь сумел отстоять Русское государство и сохранить святую веру. Почитание Александра Невского Церковью началось почти сразу после его кончины. 

6 декабря 1263 года князь Александр Невский был погребен в Богородице-Рождественском монастыре во Владимире. Он был канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

В день памяти благоверного князя Александра Невского Божественную литургию в одноименном храме в микрорайоне Чайка города Твери совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий в сослужении благочинного I церковного округа протоиерея Павла Сорочинского, настоятеля храма протоиерея Олега Кульпина, клирика храма священника Илии Танина.

На богослужении молились прихожане и гости храма.

После чтения Евангелия митрополит Амвросий обратился к предстоящим людям с проповедью:

Мы довольно часто чувствуем себя уставшими. Иногда это благородная и приятная физическая усталость. Часто это более неприятная и тяжелая умственная усталость. Но не о такой усталости говорит Господь, когда обещает нам отдых. И он говорит о более важном и более глубоком отдыхе — об отдыхе души, об успокоении от духовной усталости. Об отдыхе от обид, сожалений, чувства вины и всего того, что отвлекает нас от внимательности к себе, от внимания к тому мгновению жизни, в котором мы находимся, что отвлекает нас от способности удивляться тому, что происходит здесь и сейчас. 

Вспомним, как такая внимательность была возможна в детстве, когда еще было возможно рассматривать подолгу цветок или плывущие по небу облака. Когда мы еще обладали этим бесценным даром — не быть постоянно мучимыми страхами, переживаниями, сомнениями, ответственностью, необходимостью и прочими вещами, которые не позволяют нам удивляться сотворенному Богом миру во взрослом возрасте. Можно даже предположить, что с годами жизни человек, бывший духовно полноценным в детстве, теряет этот великий дар и будто бы ничто уже не может нас снова сделать целыми.

Это может сделать только Бог, Который сегодня обещает нам: приидите ко Мне, и Я успокою вас. Он предлагает взять на себя Его иго, чтобы нам стало легче. Иго — это ярмо, специальное приспособление, которое позволяет объединить двух или нескольких животных в одну упряжку. Сейчас в повседневной жизни мы уже не часто можем увидеть это устройство, поскольку всю работу подобного рода выполняют машины, потому и смысл этого слова ускользает от нас. Ярмо позволяет объединить усилия животных для того, чтобы делать тяжелую работу было легче. То, с чем не может справиться один вол, — с тем два справляются с легкостью. Таким образом, Господь говорит нам не о том, чтобы мы взяли на себя дополнительные трудности вместе с Его игом, но наоборот — речь о том, что Он Сам предлагает нам разделить наш тяжелый путь и сделать его легче. Мы часто берем на себя обязательства, которые нам потом крайне трудно нести. Сама жизнь подталкивает нас ко множеству решений, принимая которые мы усложняем свой путь. Порой нам становится невыносимо тяжело и мы уже не в силах тянуть всё то, что взяли на свои плечи. И Господь говорит нам, что готов разделить с нами этот труд и помочь. 

На сугубой ектении были вознесены особые прошения. Архипастырь прочитал молитву о восстановлении мира и об Отечестве. 

Вынимая частицу из просфоры во время пения Херувимской песни, митрополит Амвросий произнес особую покаянную молитву о мире:

Господи Иисусе Христе Боже наш, приими жертву сию в оставление всех грехов и беззаконий наших, имиже раздражихом Твое человеколюбие и прогневахом Твою благость: и отврати от нас весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и утиши вся крамолы и нестроения, и раздоры ныне сущия, и кровопролития, и междоусобную брань утоли, и подаждь мир и тишину, любовь же и утверждение и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею искупил еси кровию, славы ради имене Твоего, утверждения же и укрепления Церкве Твоея Святыя.

Архипастырь также совершил молитву о болящих, о заключенных и о благодетелях Тверской епархии. По заамвонной молитве глава митрополии вместе с духовенством совершил славление перед мощами князя Александра Невского, а также прочитал молитву святому.

Настоятель храма протоиерей Олег Кульпин поблагодарил правящего архиерея за праздничное богослужение:

Сегодня мы празднуем вместе со всей полнотой Русской Православной Церкви память святого благоверного князя Александра Невского — великого правителя, тонкого дипломата, искусного воина, который промыслом Божиим определил будущий путь России, той, в которой мы с вами живем, России, которая сохранила свою русскую идентичность, как говорит Его Святейшество, «русский код». И  сегодня мы празднуем 10-летний юбилей. Десять лет назад, 6 декабря 2012 года, было совершено первое богослужение в нашем храме.

Митрополит Амвросий поблагодарил духовенство, прихожан и гостей, молившихся в храме, за молитву и обратился к прихожанам с кратким словом: 

Милость Божия, что этот новый район 10 лет назад освятился присутствием здесь храма Божия, посвященного чтимому святому Русской земли — благоверному великому князю Александру Невскому. Так было устроено промыслом Божиим в то время, когда еще прежде бывший в Твери храм не был восстановлен, теперь же две церкви в нашем городе носят имя святого князя Александра. Кроме того, что он был дипломатом, полководцем, искусным воином, замечательным князем, он был прежде всего, конечно, христианином. И именно это его внутреннее устроение как христианина и определило конец его жизненного пути, когда он принял монашеский постриг, схиму с именем Алексий и окончил в схиме свою земную жизнь. Так поступали многие князья, потому что понимали, что жизнь не ограничивается земным бытием, она продолжается дальше. И то, с каким багажом, в каких ризах, в какой одежде, они предстанут перед Богом, будет и означать их шествование по вечному пути пребывания с Богом. Поэтому многие из них верили, что с монашеским постригом Господь упраздняет и стирает из памяти вечности все прежде бывшие в жизни ошибки, грехи и поставляет как бы вновь рожденными перед лицом вечности тех, кто принимает этот постриг. 

Это было не только в жизни князей. Совсем недавно я узнал о том, что в Осташкове до революции было нередко принято во многих семьях уже в преклонном возрасте принимать в Ниловой пустыни монашеский постриг. Не всегда, естественно, те, кто принимал постриг, жили в этой пустыни, потому что его принимали многие жители Осташкова, и мужчины и женщины, именно для того, чтобы жизнь свою завершить в постриге или схиме. Конечно, это было следствием особого благоговения людей к жизни церковной и особого благоговения к монашеству. К сожалению, десятилетия XX века не только из памяти многое стерли, но, что самое страшное, — изгладили из сердец и умов людей. И сейчас очень непросто даже бывает восстанавливать храмы там, где прежде люди пылали своей верой. Кому-то не нравится соседство с храмом, колокольный звон, кому-то не нравится, что на месте завода или какого-то автосервиса вдруг начинает действовать обитель или церковь. Всё это свидетельствует о той страшной деградации веры, ума и сердца, которая произошла в годы безбожия в XX столетии и, к сожалению, последствия которой мы до сих пор испытываем и еще, наверное, будем долго испытывать. Но мы надеемся на милость Божию и помним о том, что́ Господь сказал: «Не бойся, малое стадо, ибо Господь благоволил дать вам Царство». Поэтому, оставаясь в этом малом уделе чад Божиих, мы должны без всякого сомнения проповедовать Евангелие и свидетельствовать о нем, конечно же, прежде всего делами своей жизни. Всем тем многим людям, которые еще находятся за пределами храма и жизни церковной, за пределами ведения Бога, Который привел нас в эту жизнь, создал нас и Который хочет нам только радости, добра, счастья в земной жизни, и, конечно же, спасения в жизни грядущей.

Сегодня, когда я направлялся в этот святой храм и ехал через дворы многих домов, находящихся в округе, я видел, сколько еще людей остается без знания о Боге, без радости общения с Ним. И в этом задача и настоятеля, и прихожан, помощников и всех тех, кто составляет этот приход. Не нужно замыкаться в себе, нужно находить в нашем современном мире способы говорить о Христе. Этот путь всегда непростой, творческий, но благословенный и радостный. Тогда Господь и нам будет давать и успокоение, и мир, о которых мы сегодня слышали из Евангельского чтения.

В завершение архипастырь поблагодарил хор за пение и благословил прихожан и гостей храма. Всем молящимся был роздан антидор. 

Справочная информация

На праздничном богослужении митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: протоиерей Павел Сорочинский, протоиерей Олег Кульпин, священник Илия Танин, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).

На Литургии пел хор храма в честь благоверного князя Александра Невского под управлением регента Л.П. Григорян.

Святой Александр Невский был при жизни одним из основоположников России. Своей жизнью он благословляет путь ее праведного служения. Видения, бывшие у его гроба, совпадают с годами бедствий. В годы испытаний святой князь всегда был предстателем и защитником Руси. И теперь, в годы новых бедствий, он не оставляет России, как не прекращаются и моления к нему о предстательстве и защите.

«Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, яви бо тя Христос, яко некое божественное сокровище Российстей земли, новаго чудотворца, преславна и благоприятна: и днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцеления: Его же моли спасти град сей, и державе сродник твоих богоугодней быти, и сыновом Российским спастися». 

«Охраняй всех нас молитвами твоими, огради ходатайствы твоими град твой и вся люди земли Российския, да тихое и безмолвное житие пожив в нынешнем веце, блаженство вечное наследим и купно с тобою и всеми святыми выну сподобимся воспевати Богу: Аллилуиа».

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.