6 июля Церковь совершает празднество в честь Владимирской иконы Божией Матери в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата. События, что положили в 1480 г. конец игу Орды, известны в исторической литературе под общим названием «стояние на Угре» или «Угорщина». Они представляли собой цепь боев на границе Руси между войсками великого московского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата. Сражение на реке Угре положило конец ордынскому игу. Пресвятая Богородица заступилась за землю Русскую. Прославившись многими чудотворениями, святая Владимирская икона Богоматери стяжала великую славу в России.
Накануне праздника, 5 июля, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил во Владимирском храме г. Твери всенощное бдение. Архипастырю сослужили: наместник Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря архимандрит Амфилохий (Желябовский), благочинный II Тверского церковного округа, настоятель Владимирской церкви протоиерей Вадим Желябовский, председатель епархиального Отдела по тюремному служению протоиерей Михаил Беляев, настоятель храма в честь Архангела Михаила при ОКБ г. Твери протоиерей Алексий Сорочинский, настоятель Архиерейского подворья — Введенского храма бывшего Троицкого Калязинского Макарьева монастыря г. Калязина иеромонах Амвросий (Желябовский), протоиерей Владимир Цымбал, настоятель храма в честь Николая Чудотворца в Красной Слободе г. Твери иерей Иоанн Березюк, клирик храма праведного Иоанна Кронштадтского в Головине г. Москвы иерей Георгий Шабалов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов), клирики Владимирской церкви.
За богослужением пел хор молодежного движения храма Владимирской иконы Божией Матери «Источник» под руководством Марии Цалетовой совместно с хором Свято-Успенского Старицкого монастыря под руководством Сергея Богданова.
За всенощным бдением глава митрополии помянул о здравии и об упокоении тех, за кого через сайт епархии и в епархиальном магазине «Талант» были поданы онлайн-просьбы.
Владыка поздравил с наступающим престольным днем прихожан и гостей храма, призвал неустанно, с упованием и несомненной надеждой на помощь в своих молитвах прибегать к Пречистой Деве Марии и пожелал молитвенного заступничества Пресвятой Богородицы, Утешительницы всех скорбящих и обремененных:
Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с праздником Владимирской иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Несколько раз в году Святая Церковь совершает празднование этой древнейшей святыне нашего Отечества, образу Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, именуемому Владимирским.
История нас относит к тем прецедентам помощи Божией Матери нашему народу, о которых Церковь свидетельствует в песнопениях, молитвенных обращениях и передает которые как исторические примеры веры наших предков. Веры, благодаря которой помощь Пресвятой Богородицы приходила к нашему народу в те судьбоносные моменты, когда, казалось, помощи неоткуда было ожидать. Но помощь эта приходила не автоматически, не магическим каким-то образом, а именно тогда, когда народ являл свою веру. Являл деятельно, являл через покаяние, через изменение своей жизни, когда он собирался и понимал, что что-то в жизни его происходит не так, раз такие испытания приходят на Русь. Значит, та святость, которая как благословение через подвиги многих наших святых освящает нашу землю, умаляется грехами других людей.
Сегодня мы тоже живем в непростое, судьбоносное время. Для каждого поколения время всегда судьбоносное. Если мы посмотрим хотя бы на недавнюю историю ХХ века, то увидим, через какое горнило испытаний, через какую страшную мясорубку прошел наш народ. Гражданская война, революция, коренным образом изменившая судьбу нашего Отечества, война, унесшая десятки миллионов жизней людей, коллективизация, в которой люди, преданные земле, потеряли свое хозяйство, сталинские репрессии. А самое главное разрушительное событие — это десятилетиями навязываемая нашему народу мысль, что Бога нет и что без Него можно построить счастье и царство на земле. Сколько разрушительных событий было в истории нашего Отечества! Через какое горнило испытаний, повторюсь, прошли те, кто был прежде нас! И из-за этого мы потеряли силу. Потому что сила народа являет себя только тогда, когда люди живут по закону Божиему.
А что происходило? Мы стали первым государством, которое узаконило аборты, которое стало проливать кровь ни в чём не повинных детей, еще не рожденных, запятнав себя и погрузив народ наш в море крови, мы стали причастны Иродову греху. И многое другое происходило в жизни нашего народа, что навлекало гнев Божий, а не Его благословение.
Сегодня, в веке уже XXI, несмотря на трудности и тревоги, через которые проходят ныне живущие люди, мы еще не вразумились. Наши храмы не переполнены, как это было сразу после начала Великой Отечественной войны, молитва не захватила наши сердца. Мы еще до сих пор пребываем в спячке и думаем, что та буря, которая сегодня захватывает другие территории, пройдет мимо нас, а мы как-то и так переживем, пересидим где-то. Мы не изменяемся. Мы не каемся. Мы до сих пор не являем по-настоящему верность Тому, Кто призвал нас от небытия к бытию. Все мы, священники, миряне, призываемся сегодня Богом свидетельствовать, как никогда, о своей вере. Хотя бы внешне не стыдиться того, что мы верующие люди. Священникам — нужно ходить в духовной одежде по улицам города, не стесняясь. Мирянам — не стесняясь, молиться тогда и там, где приличествует верующему человеку. Сегодня мы, православные люди, можем учиться этому у инославных, которые не стесняются своей культуры, не стесняются своей одежды и свидетельствуют о том, к какой вере они принадлежат, даже своим внешним видом. Мы же до сих пор боимся, стесняемся, скрываем то драгоценное, что может являться самым большим богатством нашей жизни, скрываем свою веру. Вот до тех пор, пока мы это будем делать, мы не наберем как народ силу.
Власть должна служить народу, а народ должен понимать, что меньшие благословляются большими. И тогда, когда в этой иерархии наступит порядок, установленный Богом, когда люди перестанут быть надменными, властолюбивыми, корыстолюбивыми, обманывать друг друга на любом уровне социальной лестницы, когда те, кто поставлен над людьми, будут подавать личный пример жизни в Боге, — только тогда изменится наша жизнь и только тогда придет к нам помощь Пресвятой Владычицы Богородицы, которая приходила и прежде, но только в ответ на покаяние, на изменение жизни если не всего народа, живущего на Русской земле, то хотя бы большинства людей. Но пока этого большинства нет. И мы должны, хотя бы мы, небольшой остаток, набраться решимости, по-настоящему каяться, молиться и жизнь свою направлять по заповедям Божиим. Вот этого и ожидает от нас Пресвятая Богородица, и в этом сегодня, как никогда, мы нуждаемся сами, и в этом — настоящее почитание Ее святого образа, именуемого Владимирским, через который Божия Матерь не раз подавала помощь нашему грешному, страждущему, но всегда находившему в себе силы и решимость измениться народу. Да будет так и с нами, и впредь.
В 2002 г. Владимирский храм был частично отдан Тверской епархии в плачевном состоянии (без крыши).
Настоятелем храма был назначен протоиерей Анатолий Желябовский, прибывший из Донецкой области. Храм стоял без крыши, стены были разрушены, западная стена вовсе отсутствовала, пол был завален кирпичом, землей и битым стеклом. На стенах и внутри храма росли деревья. Трудами и молитвами отца настоятеля, матушки и первых прихожан началось восстановление храма в 2002 г. Одновременно с восстановительными работами возрождалась духовная жизнь. 12 апреля 2002 г. начались первые богослужения, они проходили в разрушенном неотапливаемом храме. Постепенно были восстановлены стены и крыша. 25 января 2007 г. воздвигнут купол. 15 февраля 2007 г. установлен крест, приобретены первые иконы.
В 2011 г. храм был передан Церкви полностью.
22 июля 2012 г. состоялось Великое освящение церкви.
Сегодня Владимирский храм живет полноценной жизнью. Регулярно совершаются богослужения, в храме много святынь, прихожане с радостью приходят сюда для молитвенного и дружеского общения.
***
Стояние на реке Угре
В 1480 г. при великом князе Иоанне III Васильевиче (1462–1505) хан Золотой Орды Ахмат с громадными полчищами подошел уже к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения.
Целый день войска хана и Московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям, — «стояние на Угре». Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473–1489) и духовник князя архиепископ Ростовский Вассиан молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска. Митрополит писал князю соборное послание, в котором призывал его мужественно стоять против врага, уповая на помощь Матери Божией.
Пресвятая Богородица заступилась за землю Русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.
Прославившись многими чудотворениями, святая Владимирская икона Богоматери стяжала великую славу в России. С ней связано много исторических воспоминаний. Она была переносима из города в город, и эти перенесения отмечают главнейшие периоды в истории России: киевский, владимирский и московский.
Пресс-служба Тверской епархии