На сороковой день после Пасхи Церковь празднует событие, которое упоминается в Евангелии от Марка, — Вознесение Господне, более подробно о нем говорится в Евангелии от Луки и особенно обстоятельно — в книге Деяний апостолов.
12 июня, накануне праздника Вознесения Господня, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Твери в сослужении соборного духовенства.
На богослужении пел соборный хор под руководством Татьяны Дмитришиной.
Во время бдения была совершена праздничная лития, на который были освящены хлебы, пшеница, вино и елей.
На утрене ключарь Спасо-Преображенского собора священник Сергий Будков прочитал шестопсалмие.
Богослужебные тексты праздника сообщают о спасении человеческого естества: Бог нашел, «взыскал», обманутого змеем и оттого погибшего, пропавшего, потерявшегося человека, и облекся в него, человека, и, целиком восприняв на Себя, возшел с ним к Отцу (канон, песнь 3):
Взыскав Христе, прельщеннаго прелестию змиевою Адама, яко в сего оболкийся, возшел еси, и сел еси одесную, яко сопрестолен Отцу, поющим ангелом Тебе.
В катавасии 6-й песни освобождается не просто «душа» и не «от гроба тридневного Христа», но — «весь Адам», весь человек, прежде плененный; вся природа человеческая:
Очищение нам Христе и спасение Владыко, возсиял еси от Девы, да яко пророка от зверя морскаго персей Иону, от тли исхитиши всего Адама всеродна падшаго.
В течение сорока дней после Своего Воскресения Господь являлся апостолам и говорил им о Царстве Божием, а затем привел их на Елеонскую гору и сказал: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8). Затем Иисус, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51). Наконец облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9–11).
Во время чтения канона на утрене архипастырь помазывал молящихся елеем, а затем помянул о здравии и об упокоении всех тех, кто записан в синодики и о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии.
По окончании богослужения архипастырь обратился со словом к молящимся:
В кондаке праздника есть такие слова: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже, наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступно». Христос возносится на небо и, кажется, удаляется, уходит из этого видимого мира. Но Святая Церковь говорит о том, что Он не разлучается с нами и продолжает пребывать с нами неотступно. Это происходит прежде всего в Таинстве Святой Евхаристии, когда мы имеем самое тесное общение с Ним, неотступное общение с нашим Христом. Когда принимаем в себя Его Святые Тайны — Тело и Кровь, тогда мы общаемся с Ним. Вот это соединение со Христом и означает то, что Христос хотя и вознесся и покинул эту землю, однако же Он всё равно с нами. И никак не умалено Его пребывание на земле. Будем учиться у Церкви Христовой, будем слушать Ее святые слова, будем постоянно стремиться к тому, чтобы пребывать с Богом, соединяться с Ним в Таинстве Святого Причащения.
Завтра утром митрополит Амвросий совершит в Спасо-Преображенском кафедральном соборе на Соборной площади Твери Божественную литургию. Начало богослужения в 7:00.
Пресс-служба Тверской епархии