В Неделю первую Великого поста Церковь установила празднество в честь Торжества Православия — победы иконопочитания над иконоборчеством. Этот праздник установлен при иконопочитателях Патриархе Мефодии и царице Феодоре, 11 марта 843 года. Иконоборчество началось в VIII веке. Более 100 лет иконы подвергались гонению. Праздник «Торжество Православия» стал символом окончательной победы иконопочитания, которое являет собой победу Православия в целом.
Накануне первой Недели Великого поста, посвященной Торжеству Православия, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Твери. Архипастырю сослужило соборное духовенство: иерей Сергий Будков, протоиерей Владимир Цымбал, иерей Никита Савин, иерей Максим Луканов, иеромонах Антоний (Шкурметов), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов.
На богослужении пел Архиерейский хор Спасо-Преображенского собора под управлением Татьяны Дмитришиной.
Встретить первую Неделю Великого поста в Спасо-Преображенском кафедральном соборе собрались прихожане, жители города и гости Твери.
Тропари канона на утрене Торжества Православия:
Со времени появления первых икон (II–III века) их связывали с идолопоклонством и богословским искажением. Защитники иконопочитания появились ранее кризиса иконоборчества, к их трудам поэтому и обращались святые апологеты иконопочитателей. Одним из величайших православных апологетов иконопочитателей иконоборческой эпохи был преподобный Иоанна Дамаскин, написавший три «Защитительных слова против порицающих святые иконы» в 730 году после сурового эдикта Льва III. Важнейшим защитительным аргументом он выдвигал воплощение Сына Божия, полностью и невозвратно изменившее взаимоотношения между Богом и сотворенным Им человеком. По словам святого Иоанна, воплотившийся Бог ранее никак не мог быть изображен, поскольку Он бестелесен и бесформен, ныне, по воплощении и жизни среди людей, можно изображать видимую Его сторону. Поэтому в соответствии с Никео-Цареградским Символом — «Бога истинна от Бога истинна» — Боговоплощение делает возможным изображение Бога и исключает тем самым идолопоклонство в отношении Его образа.
Обоснование иконопочитанию святой Иоанн нашел в трудах святителя Василия Великого (329–379 годы): «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется Ипостаси изображенного на ней», что зафиксировано Седьмым Вселенским Собором.
Пресс-служба Тверской епархии