11.09.2021 | Епархия

На Неопалимовском кладбище почтили память Пророка Иоанна Предтечи

11 сентября Православная Церковь вспоминает Усекновение главы честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой Иоанн, Предтеча Господа Иисуса Христа, как рождением пророчествовал о рождении Спасителя, так и смертью предварил искупительную смерть Христа. Иоанн проповедовал на земле о пришествии Господа словами «идет за мною Сильнейший меня» (Мк 1:7). И в аду души праотцев от него узнали Благую Весть о явлении Спасителя. Предтеча Иоанн должен был сообщить, что ожидаемый в мире Мессия явился.

В день мученической кончины Пророка Иоанна митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил тверской приход в честь священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, в Затверечье. Архиерей совершил в церкви Божественную литургию. Ему сослужили благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, настоятель храма священник Роман Иванов.

Храм находится на Неопалимовском кладбище на месте обретения мощей священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. 3 сентября, в день памяти апостола от 70-ти Фаддея, приход отметил день тезоименитства священномученика.

История этого места, которое в дальнейшим будет неразрывно связано с жизнью и подвигами тверских новомучеников, известна со второй половины XVIII века. Страшный пожар 1763 года уничтожил почти всю центральную часть города. По указу императрицы Екатерины II был разработан генеральный план перестройки центра Твери с переносом старых приходских кладбищ за черту города. С этого момента появляются упоминания о кладбище в ближнем Затверечье.

Эпидемия чумы, поразившая город в 1771 году, потребовала выделения специального места для погребения умерших. На новом кладбище была построена часовня. В 1841 году здесь строится храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». С холма посреди кладбища открывался прекрасный вид на Волгу и центральную часть города. Автором проекта был губернский архитектор Иван Львов. Храм имел крещатый объем, над которым возвышались купол четверика и ярус колокольни. По его названию кладбище в дальнейшем становится известно как Неопалимовское.

Неопалимовский храм на одноименном кладбище был особенно знаменит тем, что в нем служили причисленные к лику святых новомучеников и исповедников Российских Николай Маслов, Илья Громогласов, Илья Бенеманский и архиепископ Фаддей (Успенский). Владыка Фаддей особенно любил Неопалимовскую церковь, потому что она, возвышаясь на холме над кладбищем, расположенным в стороне от города, была похожа на скит посреди бушующих волн житейского моря и напоминала владыке родные места на Нижегородчине.

Сегодня на богослужении молились прихожане и представители Тверского станичного казачьего общества во главе с атаманом А.Г. Меньшиковым, председатель Тверского регионального отделения ИППО И.Н. Аксёнова.

Евангельское чтение повествовало о событии мученической кончины великого Пророка. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать всё, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Танцовщица по совету своей матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство Пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык Пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской.

В память Усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

На сугубой ектении поминались о здравии архимандрит Амфилохий (Желябовский) и все болящие и страждущие. В ектению были также включены прошения о страждущих недугами пьянства и наркомании. После ектении архипастырь прочитал молитву об избавлении страждущих от недугов пьянства и наркомании. 

На заупокойной ектении были помянуты положившие за веру и Отечество свою жизнь воины, все скончавшиеся и похороненные на Неопалимовском кладбище, а также новопреставленные игумен Арсений, Евгений и Александр. 

На Херувимской песни архиереем были помянуты о здравии и об упокоении те, о ком на сайте епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

Во время причащения духовенства было оглашено  обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости.

После богослужения настоятель храма священник Роман Иванов поблагодарил митрополита Амвросия за посещение прихода и молитвенное общение.

Митрополит Амвросий поздравил всех с праздничным днем:

Сегодня у нас особый день — день воспоминания трагического по земным меркам события, но славного по мере Царства Небесного, — Усекновения честной главы Святого Иоанна Предтечи, проповедника покаяния. Слово правды, как меч обоюдоострый, всегда вызывает в человеческой среде разделения, потому что одни живут по этой правде, а другие пытаются ее избегать и ей противостоять. Правда человеческая и правда Божия — это два полюса, которые очень часто настолько далеки друг от друга, что диву даешься, насколько человек, обремененный мирскими заботами и ангажированный мирскими страстями, не понимает, что такое правда Божия. Правда Божия — это вовсе не та справедливость человеческая, о которой мы подчас заявляем; она превосходит земные мерки, потому ее очень часто логически объяснить невозможно. Она как аксиома, которую доказывать не нужно, потому что она Божия. А правда человеческая нуждается в доказательствах, но подчас эти доказательства являются очень малыми, ничтожными и смешными, когда они пытаются доказать то, что противоречит истине правды Божией. 

Святой Иоанн Предтеча был проповедником правды Божией, поэтому он и пострадал, а человеческая мнимая честь, которой пытался соответствовать царь Ирод, стала тем орудием казни, которая поразила Предтечу нашего Господа. Власть и деньги не есть сами по себе нечто доброе или злое. Добрыми или злыми их делают люди. Это всего лишь средства, которыми мы пользуемся в этой земной жизни и которые могут быть направлены как на созидание, так и на разрушение. К сожалению, в истории человечества чаще всего власть и деньги употреблялись не на добро, а во зло. Люди настолько увлекались и до сих пор увлекаются теми возможностями, которые они получают, что перестают их считать Божиими, и начинают их считать исключительно своими, и деградируют. И в таком случае власть и деньги изменяют человеческое сознание, а особенно тогда, когда еще есть страсти, способствующие этому изменению. Так распространенные, к сожалению, в жизни нашего общества, хотя в последние годы всё менее фиксируемые официальной статистикой, страсти пьянства и наркомании, усугубляют неразумие человеческое, лишают его разума и толкают на те поступки, которые потом очень трудно и практически невозможно исправить. 

Таким и был поступок Ирода, который в угаре своей страсти, будучи опьяненным и руководимым мнимой мирской честью, пытался выполнить свое слово и в исполнение этого слова совершил страшное в человеческой истории преступление — умертвил позорно святого Иоанна Предтечу. Но Бог Своей благодатью прелагает страшное на радостное: Крестом пришла радость всему миру. И на мученической крови, среди которой и кровь именно святого Иоанна Предтечи, утверждается собор наших мучеников, которые являются славой Церкви и подлинным свидетельством веры.

Мы не пережили тех страшных событий, которые еще несколько десятков лет тому назад пережили наши предки. Мы сейчас живем в то время, когда Господь позволяет нам созидать и не попускает нам обстоятельств разрушать. К сожалению, те, кто были прежде нас, будучи опьянены мнимым земным счастьем и устремлениями, которые были лишены евангельской закваски и направлены на ложное построение царства счастья и радости на земле, — эти наши предки уже ушли в большинстве своем в мир иной. И они не имели этой возможности быть благословенными на созидание. Они очень часто обманывались посылами пропагандистов и участвовали в безумии своем: и в разрушении храмов, и в поругании веры, и таким образом мистически причисляли себя к тем иродам, которые пытались усекнуть главы наших церквей, отрубить и отделить от нашего общества и от человечества Его главу — главу нашего Господа Иисуса Христа.

Мы сегодня живем в другое время, но не должны забывать о том времени, которое дало нам новомучеников и исповедников, в какой-то степени повторивших путь святого Иоанна Предтечи. Но Церковь живет совсем не единообразной жизнью, ведь Церковь — это та жизнь, которая происходит не только на просторах нашей Русской земли. Это и многострадальная Церковь, которая до сих пор гонима и испытывает страдания на земле Украинской. Это и страждущая Церковь в землях Восточных Православных Церквей, таких как Антиохийская, это и Сербская Православная Церковь, из пределов которой я буквально вчера вернулся. И возвращаясь, вновь и вновь я перечитывал книгу приснопамятного митрополита Амфилохия, который в девяностые годы вел дневник и, находясь в Косово, записывал всё, что там происходит: кого убили албанцы, кого они изнасиловали, сколько человек было уничтожено, сколько храмов было поругано, осквернено и разрушено и как так называемые миротворческие войска НАТО якобы совершали свою миротворческую миссию, но нисколько не мешали насильникам, убийцам и осквернителям святынь сербского народа, нисколько не мешали и не противостояли тому, чтобы Косово — эта голгофа Сербской земли и сербского народа — вновь не обагрилось кровью, и оставалось исторически тем, каким было всегда, не пытались хоть как-то удержать народ, которого осталось там сейчас совсем немного. Это абсолютно другая жизнь, это абсолютно другие обстоятельства, нам они даже непонятны, но они есть в нашей современной жизни.

Я был приглашен митрополитом Иоанникием на его интронизацию. Он Черногорский митрополит, а Черногорская земля является каноническим пространством Сербской Православной Церкви, которую кучка националистов-радикалов, причем одновременно и тех людей, которые связаны с криминалом, во главе с нынешним президентом Черногории пытается оспорить и по украинскому сценарию в своей земле основать так называемую “национальную” церковь, хотя сами они люди неверующие и атеисты. Как может человек, который сам не верит в Бога, ратовать за то, чтобы у него была своя национальная церковь? Это не церковь, это сборище преступников против Церкви, маргиналов, которые часто не бесплатно осуществляют политические заказы. 

Древним главным местом в Черногории является Цетинский монастырь и, к сожалению, именно в Цетине люди, живущие вокруг монастыря, достаточно прохладно относятся к жизни Церкви. А современной столицей Черногории является Подгорица, которая собирает здоровые, образованные, умные силы этой благословенной земли. И вот именно в Подгорице собралось несколько десятков тысяч человек накануне интронизации. Мы себе даже представить такого не можем. Десятки тысяч человек заполнили огромное пространство перед собором. Улицы встречали Сербского Патриарха, скандируя: “Достоин!”, с аплодисментами, свойственными эмоциям балканских народов. Это было торжество неба и земли, это было эмоционально потрясающее событие и событие духовное. Дух был искренне переживаем в эмоциях людей, они посвящали свои эмоции Богу, и правде, и Его Святой Церкви. Вечером накануне интронизации мы присутствовали на площади и совершали вечернее богослужение, а затем были приветственные слова и праздник для множества десятков тысяч людей. В это время несколько десятков маргиналов и радикалов, подкупленных президентом Черногории Милошем Джукановичем и его сообщниками, перегородили два проезда в Цетине, для того чтобы на следующий день Святейший Патриарх Сербский и приглашенные архиереи, около 40 гостей из разных Поместных Православных Церквей, не смогли приехать в Цетине — историческую столицу Черногорской митрополии — и чтобы там, в древнем Цетинском монастыре, Патриарх не совершил интронизацию новопоставленного митрополита. Они заблокировали въезды из Подгорицы. Это были очень агрессивные люди, они жгли шины от автомобилей, и вечером они праздновали свою победу, понимая, что через эти узкие перевалы автобусы не проедут.

У нас вечером был ужин, и на ужине Патриарх Сербский вдруг принял  мужественное решение. Он сказал: “Я буду завтра в Цетине”. Патриарх, митрополит и один член Синода Сербской Церкви полетели на следующее утро на вертолете. Но об этом заранее почти никто не знал. Противники интронизации с вечера и всю ночь напролет праздновали свою победу, на самом деле являющуюся ничем иным, как духовным поражением, но мы, несколько человек гостей, о том, что Патриарх будет всё равно в Цетине, знали уже с вечера и все действовали по плану. Всю ночь не спали, переживали, молились, как могли. В 5 утра встали, чтобы в 6 часов выехать. Однако выезд задержался, и мы выехали только в 7 часов из гостиницы. Митрополиты в белых клобуках все вместе вышли из гостиницы, и сторонние наблюдатели подумали, что Патриарх Порфирий поехал вместе со всеми в автобусе. Так ранее и планировалось. В Сербской Церкви только Патриарх носит белый клобук. И поэтому журналисты и оппозиционеры были уверены, что Патриарх вместе с нами поехал на автобусе. Мы сели в автобусы и поехали до того места, где перегородили путь. Священник, который нам рассказывал о том, что будет дальше, сказал: “Дорогие владыки, не переживайте, всё идет по плану”. Когда мы приехали к месту баррикад, мы увидели людей, сдерживаемых полицией. Они выстроили баррикады, пытались прорваться к автобусам, махали кулаками. И наши автобусы вдруг развернулись. В то же время в черногорских СМИ появилась информация о том, что Патриарх развернулся и он не будет в Цетине, и эти люди стали сразу праздновать победу — они своего как бы добились. А в это время Патриарх взлетал на вертолете уже в Цетине. Мы таким образом осуществили отвлекающий маневр. Некоторые, вставшие очень рано, заснули в автобусе, и когда мы вернулись в гостиницу, они, проснувшись, не поняли, почему мы снова оказались в гостинице. Мы немножко подождали и пошли служить в Воскресенский кафедральный собор Подгорицы. И получилось намного лучше, нежели даже организаторы интронизации планировали, потому что в Цетинском монастыре храм меньше, чем наш сегодня с вами храм, и там трудно поместиться 40 архиереям, не говоря уже о сопровождающих. Патриарх совершил интронизацию в Цетинском монастыре. Когда он прилетел на вертолете, там его уже встречали представители спецназа, они защищали его особым пуленепробиваемым экраном — в Цетине нашли три ракетные установки. Кстати, премьером является в Черногории бывший преподаватель Цетинской семинарии, профессор, человек верующий. Он, собственно говоря, и способствовал мирным людям устроить то, что исторически было справедливым.  

Вот в таких условиях на самом деле Церковь живет подлинной жизнью. Никто не сомневался, что митрополит Иоанникий проявит мужество, потому что его и в тюрьму сажали, и нож ему к горлу приставляли, и пистолет к голове за время его архиерейского служения. Он уже не боится ничего. От Патриарха Порфирия сербские архиереи не ожидали такого решения, но он явил его. Он настоял на том, чтобы интронизация всё равно состоялась там, где должно. И когда они уже отслужили, а мы служили чуть позже, у нас в храме вышел архиерей, который произносил проповедь после Евангелия, в это время ему сказали, что интронизация состоялась, и он всему народу в Подгорице в это время объявил, что в Цетине состоялась интронизация. Вы не представляете, какой шквал эмоций эта весть вызвала у многих тысяч молящихся, находившихся в храме. У нас не очень принято, а у них принято, что люди аплодисментами поддерживают и сопровождают слово архиерея. Это были невероятные аплодисменты, не стихающие минут десять, был колокольный звон одновременно, и десятки тысяч человек скандировали: “Достоин!” Вот так люди любят свою Церковь, вот так люди ее защищают. И Церковь живет подлинной жизнью именно в таких условиях. Вот мы сейчас радуемся тому, что у нас всё хорошо, а на самом деле у нас не так всё хорошо, потому что и вера наша умаляется, и мы как бы привыкли, что у нас всё комфортно, мирно, благополучно более-менее. А когда человек оказывается перед угрозой страданий, испытаний, смерти, он мобилизует свои силы, в том числе духовные, у него всё переворачивается в сознании, и он начинает задумываться не о том, что временное, а о том, что вечное. И Церковь благоденствует только тогда, когда она гонима, и поэтому, чтобы ни случалось в жизни каждого из нас, в жизни наших семей, в жизни нашей Церкви и нашего Отечества, мы должны понимать, что это не есть показатель какой-то нашей худости, а очень часто это есть показатель той необходимости нам вновь духовно восстать и воспрянуть, которую показывает нам наш Господь. И понимая это, верить Ему, следовать за Ним и умножать Его Святую Церковь своими молитвами, своим доверием Ему, добрыми делами и всем тем, что Он ожидает от нас. 

Я поздравляю всех вас с днем, который стал торжеством Церкви — с днем Усекновения главы Иоанна Предтечи. Благодарю за служение, за пение и за молитвы. Пусть благословение Божие пребывает с вами, и надеюсь, что через какое-то время мы совершим великое освящение этого небольшого, но очень уютного и замечательного храма, который сегодня украшен такими прекрасными иконами, написанными для иконостаса. И я желаю, чтобы и весь храм ваш был выполнен в таком же едином стиле, чтобы он был таким красивым и правильно устроенным».

После поздравления архипастырь благословил присутствующих в храме и раздал каждому по частице антидора и по иконе Преображения Господня с молитвой о благополучном завершении строительства Спасо-Преображенского собора г. Твери. 

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили протоиерей Вадим Желябовский, священник Роман Иванов, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

За богослужением пел молодежный хор Тверской епархии под руководством Феодоры Фаерман. 

***

В 1889 году к юго-восточной стороне Неопалимовской церкви был пристроен придел в честь преподобного Нила Столобенского, в северо-западной части — придел в честь святого Феодосия, архиепископа Черниговского.

Храм опустел в 1937 году, когда последние его служители были арестованы. Владыка Фаддей принял мученическую кончину 31 декабря 1937 года в здании тюрьмы НКВД, располагавшейся на месте нынешнего следственного изолятора на площади Гагарина. 2 января 1938 года сотрудники НКВД перевезли его тело на санках по льду через Волгу и похоронили на краю Неопалимовского кладбища, вблизи от его последнего места служения.

В 1939 году сюда был определен настоятелем протоиерей Василий Куприянов, который в прошлом отбывал ссылку в Туркестане за противодействие обновленчеству вместе с Алексеем Бенеманским, родственником Ильи Бенеманского. Однако уже через год он также был арестован. Выйдя на свободу во время войны, он к служению в этом храме уже не вернулся.

В советское время кладбище было заброшено и пришло в полное запустение. Храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» был разрушен. Точная дата его утраты неизвестна. Однако до настоящего времени сохранился холм с остатками фундамента здания.

Мощи архиепископа Фаддея были обретены в 1993 году благодаря усилиям архимандрита Дамаскина (Орловского), занимавшегося исследованием жизни и подвига новомучеников с 1970-х годов. Он разыскал и опросил жителей Твери, которые лично знали архиепископа Фаддея. Это расследование поддержал отдел археологии Тверского государственного объединенного музея и благословил митрополит Тверской и Кашинский Виктор. Раскопки начались 24 октября 1993 года. Выяснилось, что работники НКВД похоронили архиепископа без гроба. Но весной 1938 года могилу вскрыли почитатели святого и перезахоронили в наскоро сколоченном гробу в другом месте. Это затруднило поиски места захоронения.

В 2014 году группа добровольцев очистила от мусора холм, на котором стоял храм, и прилегающую территорию. В том же году на этом месте был установлен поклонный крест.

В 2016 году началось строительство деревянного храма в честь священномученика Фаддея (Успенского) на месте, где он был похоронен.

16 апреля 2019 года в храм был назначен настоятелем священник Андрей Фонарев. 28 апреля 2019 года, на Пасху, состоялась первая Божественная литургия.

25 сентября 2020 года настоятелем был назначен священник Роман Иванов. С сентября 2020 года были проведены следующие работы по благоустройству храма: 

  • проведена чистовая отделка и покраска стен внутри и снаружи храма;
  • сделаны черновые и финишные полы с установкой керамической плитки и теплого пола;
  • подготовлена капитальная радиаторная обвязка установлены временные электрорадиаторы;
  • проведен ремонт кровли, сделан навес над главным крыльцом, сделаны отливы;
  • приобретено и смонтировано оборудование для храма, 
  • приобретен и смонтирован иконостас с резьбой из кедра;
  • написаны часть икон в иконостас. Иконы с золотым фоном;
  • написаны и установлены 2 большие  иконы с киотами на алтарной стене храма;
  • приобретены: престол и жертвенник;
  • приобретены аналой для клироса, купель для крещений, чаша для молебнов, литургический комплект, подсвечники;
  • приобретено напрестольное Евангелие и комплект богослужебной литературы.

Приход организует паломничества, православные походы и молодежные слеты. С сентября 2021 года планируется открытие воскресной школы.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.