14.09.2021 | Епархия

Митрополит Амвросий возглавил торжества престольного праздника церкви в честь Черниговской иконы в селе Санино Александровской епархии

14 сентября (1 сентября по старому стилю) Церковь отмечает праздник иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской. Этот день также принято называть началом церковного индикта. С него отсчитываются дни годового круга богослужения. Начало индикта, или новолетие, приходится на 1 сентября юлианского календаря и отмечается в богослужебных текстах особыми молитвословиями.

14 сентября престольный праздник молитвенно  встретили в церкви в честь Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери в селе Санино Александровской епархии. Накануне вечером по приглашению правящего архиерея Александровской епархии епископа Александровского и Юрьев-Польского Иннокентия всенощное бдение в Черниговской церкви совершил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. 

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе. Там в XI веке некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16–24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное». В конце он писал: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить».

На всенощном бдении были прочитаны паремии Богородичного праздника. На утрене праздничного бдения молился епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий. По окончании всенощного бдения митрополит Амвросий поблагодарил епископа Иннокентия за возможность послужить в храме в престольный праздник и поздравил всех с торжеством. В ответном слове  епископ Иннокентий тепло приветствовал митрополита Амвросия, поблагодарил за приезд и поздравил с праздником. 

В сам день праздника митрополит Амвросий совершил Божественную литургию. Епископ Иннокентий, в связи с непредвиденными обстоятельствами: кончиной близкого человека, не смог принять участие в празднике в Санино. 

На Литургии по окончании Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь:

Марфа и Мария — две стороны единого служения христиан: деятельная и созерцательная. Оба служения благословенны и прекрасны. И оба подвергаются порой нападкам. В деятельном служении видят опасность бездуховности, в созерцательном — презрения к людским нуждам и страданиям. Пресвятая Богородица, несомненно, придерживалась обоих служений, и избрание такой благой части освящает и возвышает их оба.

Каждый из нас имеет свое призвание. Кто-то отличается способностью учить других, кто-то — работать руками, кто-то — заниматься созерцанием. Никто не осуждается и не уничижается, но всякий призван к тому, чтобы свое призвание исполнить в совершенстве и с любовью, каким бы оно ни было. Всякое служение может быть служением Богу и людям, всякое служение может освящать человека и жизнь вокруг него».

За Литургией митрополит Амвросий прочитал молитвы об избавлении от губительного поветрия, о болящих и о помощи Божией в продолжении воссоздания Спасо-Преображенского собора Твери. 

По заамвонной молитве духовенство, прихожане и паломники совершили крестный ход вокруг храма. Во время хода молящиеся остановились перед памятником святому царственному страстотерпцу Николаю II, который был установлен в ночь перед праздником в центре храмовой площади. Хор пропел тропарь и кондак царственному страстотерпцу, после чего митрополит Амвросий прочитал молитву святому и окропил троекратно святой водой посвященный ему памятник.

Шествие крестного хода завершилось молитвой и пением величания перед Черниговско-Гефсиманским  образом Богоматери. 

После этого митрополит Амвросий поздравил молящихся с престольным праздником:

Литургия — это средоточие нашей жизни. Только в Литургии мы становимся едиными со Христом и во Христе, вместе; только Литургия сподвигает христиан к единству. Там, где нет Литургии, там нет Церкви; там, где нет Литургии, там нет единства, и поэтому всякий раз, переступая порог храма и направляясь на Божественную литургию, мы должны иметь целью соединение со Христом и во Христе друг с другом в любви, вере, единомыслии, добрых делах, во взаимопонимании. Я желаю, чтобы эти добродетели всегда присутствовали в нашей жизни по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, перед чтимой иконой Которой мы сегодня все молились. Пусть Пресвятая Богородица сохраняет всех вас и покрывает от всякого зла».

Каждому пришедшему в этот день в храм было преподано архипастырское благословение. 

По окончании богослужения, в канун дня кончины главного уставщика и регента Троице-Сергиевой лавры архимандрита Матфея (Мормыля), митрополит Амвросий совершил о упокоении его души заупокойную литию и через прибывших на праздник из Сергиева Посада передал цветы к месту упокоения отца Матфея.  

Справочная информация:

За Литургией митрополиту Амвросию сослужили: секретарь Александровского епархиального управления иеромонах Даниил (Колесников), благочинный Петушинского округа Александровской епархии протоиерей Сергий Березкин, ключарь Спасо-Преображенского кафедрального собора Твери иерей Сергий Будков, настоятель Черниговского храма протоиерей Александр Кузин, клирики и гости епархии в священном сане.

За богослужениями пел мужской хор под управлением Ильи Карпеллянца.

***

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII веке и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. (К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного из монахов Троице-Сергиевой лавры.) По совету наместника Лавры архимандрита Антония (†1 мая 1877) икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом (†19 ноября 1867), принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии (†1337; заупокойная литургия по ним с чтением специальной молитвы совершается 28 сентября и в четверток седмицы мытаря и фарисея), и подвижников XIX века. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного новолетия — 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в Лавре до празднования преставления преподобного Сергия (25 сентября), Фекла совершенно выздоровела. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (1797–1879; память 23 сентября и 31 марта), узнал о чуде от своей дочери, казначеи Борисовской пустыни монахини Поликсении. На празднике преподобного Сергия он сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления. 26 сентября 1869 года святитель Иннокентий прибыл в Гефсиманский скит и благословил совершить молебное пение пред прославившейся иконой и сам молился со слезами. До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления и целый ряд чудес в ноябре того же года.

Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу XX века было засвидетельствовано более 100 чудес. Большим почитанием пользовалась икона у подвижников Гефсиманского скита: у схимонаха Филиппа (†18 мая 1868), основавшего пещеры, у его трех сыновей — иеросхимонахов Игнатия (†1900), Порфирия (†1905?) и Василия (†1 апреля 1915). Сохранились сведения о той глубокой любви, которую проявлял к Черниговской-Гефсиманской иконе старец иеромонах Исидор (†3 февраля 1908). Первоначально празднование иконе было установлено 16 апреля, в тот же день, что и празднование Черниговской-Ильинской иконе, а затем перенесено на день прославления — 1 сентября. Ныне в Троице-Сергиевой лавре известны чтимые списки с Черниговской-Гефсиманской иконы в храме в честь преподобного Сергия, в монастырской трапезной и в притворе Троицкого собора, писанные старцами Гефсиманского скита и Зосимовой пустыни.

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.