6 июня митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил приход храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Никола Рожке Осташковского благочиния, совершил Великое освящение храма и его южного придела в честь святителя Николая.
Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с южным приделом в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, был построен в 1763–1768 годах. После реконструкции в XIX столетии к храму на Никола Рожке пристроен второй придел — преподобного Нила Столобенского. В таком виде храмовый комплекс Никола Рожка сохранился по сей день. Архитектурный ансамбль храма включает надвратную колокольню и ограду с башнями.
Архипастырь совершил освящение центрального, Успенского престола и южного, Никольского придела храма. После чина освящения было возглашено уставное многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Священноначалию, прихожанам, благотворителям и всем, кто содействовал возрождению прихода.
На освященном центральном престоле митрополит Амвросий совершил Божественную литургию.
Во время пения Херувимской песни правящий архиерей прочитал особое прошение с выниманием частицы из просфоры:
Господи Иисусе Христе Боже наш, приими жертву сию в оставление всех грехов и беззаконий наших, имиже раздражихом Твое человеколюбие и прогневахом Твою благость: и отврати от нас весь гнев Свой, праведно движимый на ны, и ути́ши вся крамолы и нестроения, и раздоры ныне сущия, и кровопролития, и междоусобную брань утоли, и подаждь мир и тишину, любовь же и утверждение и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею искупил еси кровию, славы ради имене Твоего, утверждения же и укрепления Церкве Твоея Святыя.
По окончании богослужения митрополит Амвросий поблагодарил духовенство и прихожан за совместные молитвы, а также поздравил настоятеля и всех, кто содействовал восстановлению прихода, со знаменательным для прихода событием — освящением храма:
Благодарение Богу за то, что мы сподобились стать участниками освящения одного из значимых храмов нашей епархии. Его возрождение происходило в течение нескольких десятилетий трудами, молитвами прихожан и благодетелей этого места. Место это древнее и освящено молитвами и подвигами прежде бывших здесь — духовника преподобного Нила Столобенского преподобного Сергия, преподобного Германа, который стал строителем Нило-Столобенской пустыни, и конечно же, тех настоятелей храма и прихожан, которые здесь служили и трудились. Но разрыв поколений и времени произошел именно в XX веке, и храм не избежал участи многих храмов и обителей нашей земли. Но сегодня, хотя он и не предстает еще в прежнем благолепии, здесь совершается самое главное — Божественная литургия и молитва. И сегодня вновь полноценно забилось сердце этого храма, потому что совершено Великое освящение его главного престола в честь Успения Пресвятой Богородицы и южного придела в честь святителя и чудотворца Николая.
Сегодня во время Божественной литургии мне на память пришел очень пронзительный отрывок из святого Евангелия о том, как Христос выгонял продающих в Храме и опрокидывал столы меновщиков — людей, которые сделали храм площадкой своего личного благополучия и своих корыстных личных интересов. Мы, и особенно люди русские, очень часто слишком буквально относимся к Священному Писанию и начинаем цепляться за слова, а нам нужно видеть суть, ведь многое зависит от исторического контекста, от контекста культурного. И Христос, изгоняющий людей из Храма, говорит нам о том, что в храме не место мирскому, не место всему тому, что не относится к взаимоотношениям Бога и человека. И это необязательно торговая площадка, как это было в Иерусалимском храме, и вовсе не какая-то видимая продажа, ведь нынешние храмы тоже существуют на пожертвования, и в нем люди записки подают, свечи и просфоры приобретают. Но всё это служит для спасения человека, для его духовного укрепления и для его духовной жизни. А вот всё то, что вне этого смысла, в храме совершаться не должно. Храм не место для политики, идеологии. Амвон — это не возвышение для каких-то мирских призывов. Это место молитвы и воодушевления людей к христианской, евангельской жизни. Я желаю, чтобы под сводами этого храма звучали молитва, Священное Писание и проповедь исключительно ради пользы духовной и спасения человека, а не какие-то политические, идеологические и иные темы современной жизни, которые пусть звучат в парламентах и на других площадках, не относящихся к пространству Царства Небесного на земле. Я желаю, чтобы так и было дальше в истории этого храма.
Архипастырь вручил Архиерейские грамоты и благодарности благодетелям и прихожанам во внимание к усердным трудам на благо Успенской церкви в с. Никола Рожок.
Митрополит Амвросий поздравил руководителя административного секретариата священника Сергия Будкова с днем рождения и подарил ему икону его небесного покровителя — преподобного Сергия Радонежского и святую просфору.
Затем священнослужители и прихожане храма встретили прибывший в Никола Рожок Волжский крестный ход.
После трапезы архипастырь с духовенством совершили молебен с молитвой преподобному Ефрему Новоторжскому. Прихожане приложились к его святым мощам. По окончании молебна митрополит Амвросий и духовенство с мощами прошли крестным ходом до пристани и на корабле отправились в Нило-Столобенскую пустынь.
Во время Божественной литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Алексей Костин, протоиерей Владимир Цымбал, священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Даниил Грудинский.
На богослужении пел хор храма Кирилла и Мефодия при МГУ г. Москвы под руководством Анастасии Хариковой.
***
Комплекс храма Успения Пресвятой Богородицы в Никола Рожке расположен на месте древнего Рожковского городища и Николо-Рожковского монастыря. Городище существовало в XI–XV веках и являлось ключевым в цепи «городов-сторожей» селигерского торгового пути. Городищу был присвоен статус археологического памятника всесоюзного (ныне федерального) значения. Большинство найденных артефактов хранятся в Осташковском краеведческом музее.
На месте сожженного Рожковского городища в XIV веке основан Николо-Рожковский монастырь. Эта иноческая обитель стала одной из первых на Селигере и Верхней Волге.
В монастыре был построен деревянный храм святителя Николая Чудотворца, что и дало этому месту нынешнее его название — Никола Рожок. Игумена Сергия, руководящего этой обителью, избрал своим духовником исихаст-пустынник преподобный Нил, когда в 1527–1528 годах пришел на остров Столобный, устроил часовню, келью, фактически положив начало Нило-Столобенской пустыни. Игумен Николо-Рожковского монастыря Сергий перед кончиной исповедовал преподобного и причастил Христовых Таин.
В житии преподобного Нила содержится пророчество относительно Николо-Рожковского монастыря. Как и было сказано в пророчестве, через 40 лет на острове возникла Нило-Столобенская пустынь, а ее устроителем стал игумен Николо-Рожковского монастыря Герман, почитаемый ныне как преподобный Герман Столобенский.
В XVIII веке Николо-Рожковская обитель вышла из-под ведения Симонова монастыря и вошла в ведение Тверской епархии.
В послереволюционное лихолетье храм был закрыт. До Великой Отечественной войны храм пустовал и потихоньку подвергался разграблению. Кресты и колокола были сняты. В храме частично сохранилась роспись, выполненная в 1851 году ржевским живописцем П.Т. Зуевым.
После войны в храме была школа. Семья учительницы жила здесь же — в Никольском приделе. Позже в храме устроили склад зерна. С 1950 года храм пустовал. Многочисленные туристы могли свободно зайти в него, разжечь костер и оставить на стенах свои автографы.
Подобный вандализм вызвал возмущение у жителей Селигерского края и после ряда публикаций в местной прессе с 1979 по 1982 год силами Осташковского реставрационного участка были проведены ремонтные работы: восстановлена кровля, укреплены фасады, вставлены окна.
Возрождение приходской жизни в храме Успения Пресвятой Богородицы на Никола Рожке началось в 2001 году. Община храма зарегистрирована 6 февраля 2001 года.
Трудами общины в храме осуществлен посильный ремонт, достаточный для возрождения литургической жизни прихода.
Приход ведет миссионерскую работу. Прихожане храма объединились, создав приходской чат. В чате в ежедневном режиме происходит публикация информации из месяцеслова. Регулярно проводятся онлайн-викторины на знание Священного Писания и богослужебного устава. Публикуются подборки из святоотеческого наследия с последующим обсуждением прочитанного. Обсуждаются текущие вопросы, касающиеся духовной и хозяйственной жизни прихода. Здесь же публикуются поздравления именинникам. Трудами прихожан издается приходская стенгазета.
Приходом храма организованы регулярные факультативные занятия по изучению Закона Божиего в МБОУ «Свапущенская основная общеобразовательная школа».
Организован пункт приема от прихожан и выдачи нуждающимся и малоимущим прихожанам и гражданам одежды, обуви и предметов первой необходимости, а также лекарств.
Пресс-служба Тверской епархии