03.04.2022 | Епархия

Митрополит Амвросий призвал верующих перед посещением храма выполнять «домашнее задание»

3 апреля — Неделя четвертая Великого поста, по­свя­ще­нная пре­по­доб­но­му Иоан­ну Ле­ствич­ни­ку. Дол­гая жизнь это­го древ­не­го по­движ­ни­ка, про­ве­ден­ная у под­но­жия свя­щен­ной го­ры Си­най, бы­ла бед­на внеш­ни­ми со­бы­ти­я­ми, но бо­га­та внут­рен­ни­ми, и это обес­пе­чи­ло ему ис­то­ри­че­ское бес­смер­тие. Угодник Божий, преподобный Иоанн жил в VI веке, по своему сочинению он назван Лествичником, или автором особой книги «Лествицы», содержащей ступени спасительных добродетелей.

Накануне Недели преподобного Иоанна Лествичника, 2 апреля, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение в храме святого благоверного князя Александра Невского в микрорайоне Чайка г. Твери. 

Во время чтения кафизмы архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, о ком были поданы записки на сайте Тверской епархии. 

После бдения митрополит Амвросий обратился к молящимся со словом:

Кажется, совсем недавно начался Великий пост, но позади уже остались четыре седмицы. В жизни всё бывает очень быстро. Мы строим какие-то планы, но время неумолимо приближает нас к вечности. И кажется, что у нас впереди еще много времени, однако же, когда мы оглядываемся назад, мы понимаем, что очень многое в своей жизни мы не успели сделать. И среди этого не сделанного подчас оказывается самое главное — это то, что касается нашей души, нашего спасения и грядущей вечности. 

Преподобный Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской, память которого мы совершаем в завтрашнее воскресенье Великого поста и которого мы сегодня воспевали в стихирах, оставил после себя замечательное аскетическое произведение, которое на Руси во многом, конечно же, узнали благодаря оптинским старцам, — «Лествицу».

Так уж случилось в истории нашей Церкви, что большинство святоотеческих творений и аскетических трудов написаны монахами для монахов, потому что тогда, когда из уст в уста, от человека к человеку передавалось предание, и образ жизни, и образ мысли, и опыт молитвы, и опыт созерцания, и опыт борьбы со страстями, то подчас этого не хватало в монашеской среде. И ученики, обращаясь к своему геронде — старцу, просили его записать те советы и правила духовной жизни, которыми пользовался он, а подчас и сами записывали те слова, которые он произносил. Так рождались аскетические труды, творения святых отцов. И конечно же, поскольку они создавались в монашеской среде, то прежде всего они создавались для монахов. Но христианство без аскетики теряет смысл, соль и свою силу. Христианства нет без аскетики. Конечно же, для монахов степень аскетических трудов несколько другая, нежели для мирян, живущих в миру и тоже совершающих свой аскетический подвиг, но подвиг совсем иного рода. Не случайно, когда опытных монахов и старцев спрашивали о том, как спастись в миру обычно мирскому человеку, нередко звучал такой ответ: человек женатый и семейный спасается воспитанием своих чад, спасается тем, что он трудится ради своей семьи, ради малой Церкви. И конечно, он не может совершать множества многочасовых молитв и аскетических трудов, касающихся тела, но может совершать подвиг, который не меньше подвига пустыни. Просто у каждого свой склад характера, и каждый берет на себя то, что ему в какой-то степени легче и ближе. Но труды как монаха, так и мирянина, воспитывающего в преподобии и правде своих детей, — оба благословенны. Безусловно, те монашеские советы, которые давали преподобные и богоносные отцы своим ученикам, в какой-то степени касаются в том числе и мирян, ведь миряне тоже призваны к борьбе со страстями. И святоотеческие творения являются правилом веры и правилом жизни. Но подобно тому, как лекарство от страстей и как лекарство от разных болезней подбираются опытным врачом индивидуально, так и аскетические опыты и советы тоже приложимы к человеку исходя из многих особенностей его жизни, исходя из его характера, воспитания физических сил, может быть, даже той работы, которой он занимается, — всё это опытный духовник обязательно учтет и даст от этих трудов ровно столько и то, что никак не помешает, не будет тяжестью, но будет необходимой мерой подвига и одновременно принесет пользу. Но главное, что весь наш христианский путь — это восхождение по лестнице добродетелей; по лестнице, которая помогает нам отсекать всё наносное, и ненужное, и страстное, все те ненужные привязанности, которые увлекают нас и уводят от Бога, и позволяет нам почувствовать сладость и поста, и молитвы, и освобождения от страстей, порабощающих человеческое сердце.

Да, когда мы поднимаемся по этой лестнице, часто нам очень трудно восходить по ней. Мы останавливаемся в середине пути, а может быть, даже в начале, иногда возвращаемся назад, но главное — не уходить совсем с этой лестницы восхождения к Богу, ведь в какой-то момент Господь не только подаст нам силы, но и ведомыми Ему путями возьмет, и восхитит нас, и вознесет на более высокую ступень, видя наше усердие, даже даже если мы срываемся с этой лестницы и падаем с нее. Вот именно об этом прежде всего Святая Церковь и хочет сказать каждому из нас в день памяти преподобного Иоанна Лествичника — о том, что мы должны желать восходить по этой лестнице и, конечно же, читать святоотеческие творения, для того чтобы понимать, чтó эта лестница из себя представляет. Посему домашним заданием для каждого из нас, празднующих память преподобного Иоанна в этот Великий пост, является необходимость в предстоящую седмицу обязательно познакомиться хотя бы с частью трудов преподобного Иоанна, хотя бы несколько его мыслей прочитать, полистать хотя бы «Лествицу». Если нет этой книги дома, ее всегда можно найти в пространстве интернета. Сейчас, в век информации, очень легко это сделать, главное, из этого информационного мира брать добрую и полезную информацию, а не разрушающую и вредную. И поэтому это первое домашнее задание, которое дает нам Церковь. В предстоящие дни обязательно откройте эту книгу либо в бумажном, либо в электронном виде, прочитайте хотя бы несколько страниц из нее, для того чтобы понять то, что из себя представляет путь восхождения и путь христианских добродетелей.

Сегодня мы еще слышали Евангелие, которое читались на утрене. Это было Евангелие о том, как Мария Магдалина пришла ко гробу Господа и увидела, что он открыт. Она заглянул туда и увидела двух ангелов. Один был у того места, где была голова Иисуса, а второй там, где Его ноги, но самого тела не было. И когда она оглянулась, она увидела Человека и приняла Его за садовника. А потом, когда у них произошел диалог и она спросила, не знает ли Этот Человек, куда унесли тело Господа ее, Он окликнул ее и обратился к ней по имени — Мария, тогда пелена с ее глаз и ее сердца спала и она узнала Христа. 

Мы в своей жизни очень часто не видим Господа, Который посещает нас и находится буквально рядом с нами через людей, через обстоятельства, через тех, кто требует нашей помощи. Господь Сам простирает к нам Свои руки и беседует с нами, а мы этого не замечаем, потому что сердце бывает каменным и душа черствой. И вот Мария пережила примерно то же самое, но святые отцы дают очень разные толкования этого «невидения» Марией Господа, Который находился прямо перед ней. А дальше еще одно интересное место в этом чтении: она хотела в порыве чувства прикоснуться к Господу, но Он сказал ей: «Не прикасайся, потому что Я еще не взошел к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему». Почему Христос не разрешил Марии прикоснуться к Нему и сказал ей эти непонятные для нас слова? Ответ на этот вопрос пусть тоже будет вашим домашним заданием. И мне хотелось бы, чтобы вы были не просто пассивными слушателями и наблюдателями того, что происходит в храме, а вникали в то, что читается, и то, что поется. И перед тем как идти на богослужение, находили тот отрывок Священного Писания, который будет читаться на службе. Это очень легко сейчас найти, потому что календарь, в котором есть эти указания, есть у каждого, кто захочет его иметь. И перед воскресной утреней, и перед Литургией, когда читаются Апостольское и Евангельское чтения. Всегда заранее и священнослужитель, и мирянин обязаны  прочитать этот отрывок, поразмышлять над ним, а еще лучше — обратиться к святоотеческому толкованию. И если нет хорошей библиотеки, снова обратиться к интернету и узнать толкование именно этого отрывка, прочитать, и тогда совсем по-другому мы будем слушать Евангельский отрывок, находясь в храме. Мы будем понимать, о чем идет речь. Он не будет для нас чем-то, что мимо нас проходит. Он станет для нас родным, своим, таким, какой мы способны вместить в свое сердце и зажечь в нем огонек любви и веры.

Справочная информация:

За богослужением митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Павел Сорочинский, протоиерей Олег Кульпин, священник Сергий Будков, священник Илия Танин, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов. 

***

В 2006 году по просьбе местных жителей было получено благословение Священноначалия на строительство храма в микрорайоне Чайка г. Твери, руководство которым было поручено протоиерею Олегу Кульпину (настоятелю Александро-Невской церкви п. Калашниково Лихославльского округа Тверской и Кашинской епархии, ныне Бежецкая и Весьегонская епархия Тверской митрополии).

Выбор святого, в честь которого планировалось возведение новой церкви, был обоснован отсутствием в городе на тот период времени храма в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, а также тезоименитством его главного благотворителя.

Приход открылся в 2008 году и получил участок в безвозмездное пользование. Был создан проект храма, архитектором которого стал В.Б. Микрюков. Поскольку территория предполагаемой постройки входила в городскую зону ландшафта, официального разрешения на строительство не было. 8 декабря 2011 года Тверская городская Дума приняла решение о внесении изменений во временные правила землепользования и строительства, в связи с чем получение разрешения стало возможным. 

Строительство храма началось с его закладки 18 июля 2010 года.

За год был построен каркас, возведены купола с крестами, устроена отдельно стоящая газовая котельная. Храм состоит из двух уровней: цокольного этажа и богослужебного помещения. Храм однопрестольный, пятикупольный. Расположен в живописном месте на фоне хвойного лесного массива Бобачёвской рощи.

В 2012 году проведены благоустройство и планировка прихрамовой территории, внутренняя отделка храма.

Благотворитель храма — генеральный директор ООО «Русский свет» Александр Владиславович Страшнов. Восемь колоколов для новой церкви были отлиты в г. Тутаеве (Ярославская область) его попечением. Самый большой из колоколов «Благовест» весит 450 кг. Колокола были установлены в одной из четырех боковых глав церкви, где и предполагалось быть колокольне.

6 декабря 2012 года в новом храме в честь благоверного великого князя Александра Невского микрорайона Чайка г. Твери состоялся престольный праздник и первое богослужение.

В период с 2013 по 2015 год был создан иконостас, киоты, расписан храм.

11 октября 2015 года состоялось освящение престола.

С 2016 по 2018 год при содействии компании «ДСК» г. Твери (генеральный директор Сергей Александрович Тарасов) построено здание воскресной школы.

В храме благоверного князя Александра Невского богослужения совершаются по воскресным дням, двунадесятым и великим праздникам, а также накануне праздничных дней. Работает воскресная школа, открыт  гуманитарный склад одежды с пунктом выдачи в часы работы храма.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.