11.11.2021 | Епархия

Митрополит Амвросий пообщался с заключенными по видеосвязи

11 ноября митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области (УФСИН). Встреча прошла в рамках заключенного Соглашения о сотрудничестве между Тверской епархией и УФСИН России по Тверской области на базе УФСИН г. Твери.

Владыка провел видеоконференцию, в которой приняли участие все тринадцать подразделений с присутствием осужденных к лишению свободы. По видеосвязи митрополит Амвросий пообщался на духовные темы с собравшимися на встречу.

Участие во встрече приняли начальник УФСИН по Тверской области генерал-майор внутренней службы А.Н. Кузьмин, заместитель начальника по воспитательной работе полковник внутренней службы Р. Садов, а также помощник начальника по организации работы с верующими, председатель Отдела по тюремному служению Тверской епархии протоиерей Михаил Беляев.

Митрополит Амвросий обратился со вступительным словом:

Как изменить настоящее так, чтобы посвятить его Богу и тем самым такими маленькими шажками посвятить Ему и всю жизнь свою? Во-первых, это, конечно, молитва, разговор с Богом. В молитве Богу мы соприкасаемся с Его Божественной сущностью, Его Бесконечностью и Его любовью. Молитва — это разговор, а в разговоре всегда более одного участника. Разговор это совместное действие, со-действие. И когда этот разговор происходит с Богом, то второй участник этого общения — Творец мира, Который всегда слышит нас, хотя и не всегда дает прямой ответ или исполнение просимого. И находясь в совместном действии с Творцом, мы становимся причастными и Его бесконечности, и Его свободе в самом высшем смысле этого слова, и Его любви. Поэтому старайтесь всякое время — время отдыха ли, время работы, время обязательных мероприятий — обогащать своим воздыханием к Богу, тогда вы увидите, как много переменится в вашем настоящем.

Еще одно немаловажное дело — соблюдение Его заповедей, и прежде всего — заповеди любви. Да, нам немощным, любить всех, а особенно любить тех, кто делает нам плохо, — чрезвычайно трудно. Но даже если не получается любить — то стоит стараться поступать с другими так, как будто их любишь. Здесь нужно пояснить, о какой  любви идет речь! Если мы разберем слова, употребляемые в Священном Писании в отношении любви, то поймем, что речь идет о том, чтобы не воздавать злом за зло, не быть злопамятными, не делать плохого человеку. Не более того. Из этой заповеди любви, по слову Христа, происходят все прочие заповеди. И это действительно так, ведь если мы поступаем по отношению к другим по любви — то не станем сами их обижать, обманывать, делать им каким-либо иным образом больно.

Заключенные задали несколько вопросов, в частности, следующие:

Не так давно было решение Московского Патриархата, была создана Ереванская епархия и назначен епископ. Планируется ли какая-нибудь миссионерская деятельность для перехода членов Армянской Церкви в лоно Православной Церкви?

Что касается создания армянской епархии, то она была создана не на пустом месте, поскольку в Армении есть уже несколько наших православных храмов, которые уже окормлялись бывшим архиепископом Аланским и Владикавказским Леонидом, теперь он является архиепископом Ереванским. Вы, наверное, знаете, что есть епархии Армянской церкви у нас в России, центр этой епархии находится в городе Москве, там есть целый комплекс и возглавляет ее архиепископ Езрас. И эта епархия нацелена не на то, чтобы заниматься миссионерской деятельностью на Российской территории, а прежде всего заботиться о духовной жизни армянской диаспоры. Есть несколько десятков храмов по всей России, которые входят в состав Нахичеванской епархии. Святейший Патриарх Кирилл встречался не так давно  с католикосом всех армян Гарегином II и шейхом Азербайджана Аллахшукюром Пашазаде. В ответ на присутствие армянской епархии в России была  создана и епархия Русской Православной Церкви в Армении. Она создана, конечно, исключительно для того, чтобы окормлять наше русское население, русских людей, православных людей, которые есть и среди русских, и немного среди армян, но создание ее было не ради того, чтобы заниматься прозелитизмом среди армянских христиан, поскольку Армянская Церковь древняя. Что касается возвращения нехалкидонитов, к которым относится Армянская Церковь, то это вопрос намного более сложный, и он таким образом решиться точно не может, потому что это вопрос, который уже увяз в веках, и решать его должна не одна Церковь, а соборный разум всех Поместных Православных Церквей, которые в силу известных причин сегодня, к сожалению, в своем единстве терпят многие проблемы.

В сентябре клирики Александрийской Церкви обратились в Русскую Православную Церковь с просьбой о принятии их под омофор Московского Патриархата. Я знаю, что там должен был состояться Синод, какое приняли в итоге решение и будет ли прекращение общения с Патриархом Александрийским?

Если вы так хорошо информированы, то должны наверное знать, что всё пока находится именно в том состоянии, о котором вы только что сказали. Владыка Леонид, которого я уже упомянул в контексте образования Ереванской епархии, и занимается изучением вопроса о принятии клириков из африканских стран, принадлежащих Александрийской Православной Церкви. Действительно, многие клирики, после того как Патриарх Феодор резко перестал быть другом Русской Православной Церкви, принял антиканоническое решение  и был вынужден пойти на уступки Константинопольскому Патриарху и украинским раскольникам, — эти честные и добросовестные священники перестали поминать Александрийского Патриарха и сразу обратились в Русскую Церковь, но до тех пор, пока не было каких-то дальнейших действий Патриарха, всё это было в подвешенном состоянии. Но после того, как уже теперь Патриарх Феодор явно еще раз продемонстрировал свою приверженность ошибочному курсу, — теперь уже стало ясно, что мы можем принять этих клириков, ведь они не желают быть вместе с не раскольниками. 

Вопрос находится в стадии изучения, Священный Синод по этому поводу еще не собирался, и этот вопрос еще не рассматривался. Я думаю, что это дело времени. Так быстро изучить этот вопрос не представляется возможным и в силу удаленности, и в силу того, что африканские страны тоже очень разные и там совершенно разные ситуации. Я когда-то имел возможность пообщаться с одним из африканских епископов, у них очень большие затруднения с коммуникацией, мы себе даже не представляем, какова там жизнь: там зачастую нет средств связи, у них нет возможности друг другу позвонить, у них нет практически транспорта, они очень разделены. Даже бывает так, что если какой-то священнослужитель умирает, даже архиерей, возглавляющий епархию, умирает, то некоторые священники, находясь на удалении, в каких-то удаленных населенных пунктах, через два-три года только узнают о том, что архиерея уже нет в живых, продолжая молиться о его здравии. Поэтому для того, чтобы решить вопрос с Африкой, нужно время. 

Я слушаю проповеди и интересуюсь духовной жизнью, и я слышала, что молитва — это наше обращение к Богу, а интуиция — это ответ Бога нам. Скажите, пожалуйста, это так?

Нет. Интуиция и ответ Бога — это совершенно разные вещи. Бывает, что ответ Господь посылает нам абсолютно в конкретных вещах. Мы просим Его о чем-то, но сразу не получаем, а получаем спустя какое-то время, и лишь потом мы понимаем, что это был ответ. В молитве всегда нужно проявлять терпение, не нужно искать каких-то чувств, не нужно искать тем более слышание каких-то голосов, не нужно рассчитывать на свою интуицию, потому что так можно очень далеко зайти, даже психически повредиться. Есть правила духовной жизни, которые особенно хорошо зафиксированы святителем Игнатием (Брянчаниновым), о том, как молитва должна совершаться. Наше дело — говорить, а вот когда Господь нам скажет ответ, тогда мы его услышим. Главное — с доверием относиться к Нему. 

Я вам приведу простой пример. Когда я был назначен ректором Московской духовной академии после 10 лет в Петербургской духовной академии, я пришел в другое учебное заведение, оно было намного больше, чем Петербургская академия. Я столкнулся с множеством проблем, которые на тот момент для меня были просто неразрешимыми и неподъемными. Я вообще не понимал, как решить эти проблемы. Они касались очень многих аспектов жизни Академии, в том числе материальных. И тогда я стал просто ходить каждый день к преподобному Сергию и просить его о том, что если он меня сюда позвал, то тогда — за меня это сделай, исполни, помоги, и пошли мне людей, и вразуми, как всё это сделать. И вот несколько месяцев я находился без ответов, а потом как-то всё пошло, и я даже не замечал, что это ответ преподобного Сергия. А вот когда через год опять Священноначалие приняло решение меня перевести уже из Троице-Сергиевой лавры в Москву, тогда вдруг мои глаза открылись и я увидел, сколько за этот год было сделано, конечно, в ответ на молитву преподобному Сергию сделано им самим. И это для меня было совершенно очевидным. Вопреки всякой логике, это было сделано, можно было просто удивиться самому. Это и был ответ. 

Но этот ответ прозвучал в то время, когда это нужно было, может быть, даже для меня, чтобы Господь меня подкрепил, давая  уверенность — не бойся идти дальше, Я тебя веду по жизни, ты вот хотел это, посмотри, ты получил, всё у тебя получилось и дальше получится, не бойся, иди дальше. Вот такой ответ может быть. Конечно есть люди, которые особенно очищают свое сердце, особенно лишены страстного влияния мира сего и собственных пристрастий. Таких людей немного, хотя такими призваны быть все христиане. Из Евангелия мы знаем: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». У кого сердце чистое, тот видит Бога очами своего сердца и практически сразу или совсем скоро получает этот ответ. Поскольку мы не можем претендовать на то, что мы все чистые сердцем, мы должны терпеливо ожидать от Бога ответа, даже тогда, когда кажется, что Он не отвечает. Но мы должны понимать следующее: мы живем во времени, а Бог вне времени и вне этого пространства, и мы оперируем понятиями временными, а Бог не включен в рамки времени, и поэтому Он и на нас, и на наши молитвы отвечает из пространства вечности, которое лишено этого времени и этих наших ритмов, и отвечает тогда, когда будет Его воля. Но, повторюсь, нельзя интуицию принимать за волю Божию. Не нужно психическое или психосоматическое путать с вещами духовными.

Бывают разные ситуации в жизни. Мы, например, приходим к Богу в Церковь, и нам говорят: прочитайте молитву вот такую или другую. Есть ли более сильные молитвы, или это зависит от веры человека?

Когда мы уповаем лишь на какую-то формулу, мы поступаем неверно. Молитва — это не магия. Молитва, которая зафиксирована в молитвослове — это пример того, как мы должны молиться, о чем мы должны просить Бога, как правильно Его просить, потому что иногда и молитва может быть безумной. Например, как это изображено на иконе «Нечаянная радость», когда один человек, который вел неправедный образ жизни, был вором, и всякий раз, когда он шел для того, чтобы что-то украсть, он обращался к Божией Матери и просил помощи, чтобы что-то украсть, чтобы его воровство было удачным, то есть просил о том, чтобы Она помогла ему в грехе. И Божия Матерь Сама не выдержала этого безумца и Сама обратилась к нему с таким увещанием, что он потом покаялся. Поэтому нам нужны, конечно, примеры таких молитв, примеры того, как мы должны просить Бога, чтобы нам не сделать ошибок в этой молитве. Не навредить самим себе и не вызвать некую, если можно оперировать человеческими словами, гневную реакцию Бога по отношению к нам. 

Но молитва измеряется не количеством слов, не формулами и не тем, как она читается и кому ее совершить, а тем, с каким сердцем человек ее совершает. Христос говорит: «Сын, дай мне твое сердце». Если мы свое сердце отдадим Богу и будем пусть своим детским лепетом просить, своими словами: «Господи, ты знаешь, в каком состоянии находится моя дочь, например, Господи помоги ей справиться, услышь мою молитву, я не достойна того, чтобы просить у тебя, потому что сама погрязла во множестве грехов своих, но, пожалуйста, услышь меня и помоги». Мы можем, конечно, совершать и молебные пения, и они, безусловно, не бесполезны, мы можем совершать и молитвы друг за друга и просить друг друга о том, чтобы помолиться, но вот когда мы оказываемся сами в тяжелых обстоятельствах или когда самый родной и дорогой человек оказывается в них, тогда молитва совсем по-другому идет, она просто вырывается из кричащего сердца, тут и слезы льются. Если кто-то, или родители, или ребенок оказываются на операционном столе, и мы не знаем, вернется он с этого стола или нет, и в это время мы молимся, то тут уже не нужны нам какие-то рекомендации, какую молитву почитать. Здесь само сердце источает те слова нужные, которые Богом слышатся. Конечно, мы можем следовать советам, исходя из опыта Церкви, из Предания Церкви, к какому святому обратиться, потому что Церковь имеет опыт этой помощи святого в тех или иных обстоятельствах, но если у нас даже этой информации нет, мы ни в чем не обделены. Мы можем и должны призывать Господа Иисуса Христа и Божию Матерь своими словами и просто попросить тех святых, которых мы знаем, укрепить наши молитвы и тоже помолиться о том, чтобы случилось то, о чем мы просим, или не случилось, наоборот, то, о чем мы просим.

Человек является примером в обществе, поступает добросовестно, делает добрые дела, любит ближних своих, является верующим, но не ходит в Церковь. Что Вы можете посоветовать таким людям, и наследуют ли они вечную жизнь, то есть будет ли они спасены по делам своим?

Мы живем в Церкви не потому, что мы так решили, или потому, что мы так придумали, а потому, что Церковь нашу создал Христос. А если мы верим во Христа, мы должны верить каждому Его слову, всему тому, что Он сказал нам о спасении. Христос сказал: если вы не будете есть от Плоти Моей и пить от Крови Моей, то есть если вы не будете причащаться Святых Христовых Тайн, — то не будете иметь жизни вечной. Тот, кто вкушает Мои Тело и Кровь, в том Я, и тот во Мне, кто не вкушает, в том Меня нет. Вот и весь ответ. А где еще возможна Евхаристия? Вне Церкви она невозможна, и Церковь Христос создавал не для того, чтобы она просто институционально присутствовала и радовала глаз золотыми куполами или слух колокольным звоном и в нее приходили только, как некоторые говорят, фанатично настроенные верующие, — она для всех верующих. 

Если человек верит во Христа, но не приходит в Церковь, считает, точнее, что верит во Христа, но не приходит в Церковь, — он не верит во Христа, потому что жизнь во Христе — это намного больше, чем просто делать добрые дела и быть порядочным человеком. Быть порядочным, конечно, очень хорошо и замечательно и для человека, и для нашего общества, но духовная жизнь — это намного более глубокое, сложное и красивое состояние человека. И в этом смысле нет никакого оправдания тому, кто думает иначе, потому что об этом говорю не я, а говорит Христос. А если об этом сказал Христос, веря каждому Его слову, нужно выполнять то и идти по тому пути, по которому Он зовет нас идти. Вот и всё. 

Глава митрополии пообщался с руководящим составом, обсуждались планы о дальнейшем сотрудничестве УФСИН и епархии. 

В организации встречи принял участие Епархиальный отдел по тюремному служению.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.