25.02.2024 | Епархия

Митрополит Амвросий обратился к тверским христианам с призывом не оставлять себя без духовной пищи подготовительных к Великому посту недель

Воскресеньем о мытаре и фарисее начинаются подготовительные к Великому посту недели. Первый урок начавшегося великопостного периода — о гордости и смирении. 

25 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери. Митрополиту Амвросию сослужили клирики собора: священник Сергий Будков, протоиерей Владимир Цымбал, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Михаил Быков, диакон Николай Кувшинов.

За богослужением пел хор собора под руководством Татьяны Дмитришиной. 

В нынешнее воскресенье в храмах читалась евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк 18:10–14). 

После чтения Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь:

Господь приглашает каждого из нас отказаться от ложной самоуверенности и научиться видеть себя такими, каковы мы есть в Его глазах, — грешниками, нуждающимися в Его любви и милости. Эта притча — призыв к глубокому духовному прозрению. Она учит нас, что путь к Богу лежит через осознание собственной недостаточности. В ней заложена глубокая истина о том, что наше духовное величие не в том, насколько мы выше других, а в том, насколько мы способны смириться и признать, что действительно ничего не стоим. Не просто как декларацию перед кем-то, а как признание собственной немощи перед самим собой и перед Богом.

На сугубой ектении были вознесены прошения об Отечестве и о мире. После ектении была прочитана молитва о мире.

На заупокойной ектении поминались Святейший Патриарх Алексий и архиепископ Алексий (Фролов), которые в нынешний день памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, в своей земной жизни отмечали тезоименитство. 

После заамвонной молитвы было совершено славление перед Иверской иконой Божией Матери.

Митрополит Амвросий поздравил всех с началом подготовительного к спасительному посту периода и обратился к молящимся в храме со словом:

В нынешний день мы молились об упокоении души усопшего приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II. 23 февраля исполнилось 95 лет со дня его рождения, а в сегодняшний день в своем земном бытии он обычно, как архипастырь, как Предстоятель нашей Церкви, отмечал день тезоименитства, поскольку был в монашестве наречен в честь святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. 

Мы так Богом устроены и так наша человеческая природа прошита, что без памяти о тех, кто нам близок и дорог, без молитвенной памяти о своих родных, мы становимся людьми как будто бы неполноценными. И всякий раз я говорю о том, что мы должны помнить всех тех, кто был прежде нас, усопших родителей наших, бабушек, дедушек — всех тех, с кем мы встретились на жизненном пути и кто уже ушел в мир иной. 

Как архиерей, я вспоминаю, конечно, всех своих предшественников, тех архипастырей, которые трудились в благовестии Христова Евангелия здесь, на Тверской земле. Многие из них были погребены на этом месте. Каждый из нас имеет таких людей. Не будем забывать о них. Мы живем в какой-то сумасшедший, суетный век, в котором человек зациклен на самом себе. Он пытается брать от жизни всё, что можно, и забывает не только о живых, но и тем более об умерших. Об умерших мы должны помнить, потому что наша настоящая жизнь во многом с ними связана. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Все у Бога живы. И в зависимости от того, насколько мы будем помнить о наших почивших сродниках, молиться о них, приносить приношения, ставить свечи, просить молиться в Церкви о них, — мы будем тоже ощущать наполнение нашего сердца и самой нашей жизни, без которого она становится пустой, унылой и наполненной депрессиями, тревогами и всем тем, что, к сожалению, сбивает с ног современного человека. Во многом залог нашего счастья и нашей радости — в благодарной молитвенной памяти о всех тех, кто нас родил, воспитал, кто был прежде нас, о всех тех усопших людях, которых мы знали и о которых Господь благословляет нам молиться. Не забывайте о них. Вы будете опытно познавать, как будете получать вдохновение идти дальше по жизненному пути, и жизнь заиграет совсем другими красками. Если мы будем, повторюсь, в благодарности Богу за эти прежде бывшие встречи молиться о наших усопших. Каждую родительскую субботу обязательно приходите в храм. Вообще, каждая суббота у нас в Церкви посвящена поминовению усопших, и мы совершаем каждую субботу панихиду, а накануне обычно парастас, заупокойное богослужение. 

Вчера вечером Святая Церковь начала пение Постной триоди. Сегодняшнее воскресенье, Неделя о мытаре и фарисее, первый воскресный день, который Православная Церковь называет подготовительной Неделей к Великому посту. В мирском сообществе принято готовиться совсем по-другому к Великому посту, и особенно в Прощеное воскресенье. Как будто бы нужно успеть вместить всё веселье, пищу, как следует наесться и так далее. Но Церковь по-другому настраивает верующих людей. Она говорит о том, что приближаться к великопостному подвигу нужно постепенно, как бы сбрасывая с себя налет прежде бывшего окаменения от грехов и ошибок, потому что человеку невозможно в одно мгновение освободиться от большого груза грехов. 

Мы вчера начали пение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Эти удивительные песнопения поются за вечерними богослужениями в субботу, под воскресный день. Не оставляйте себя, как верующих людей, без этой пищи. В следующий субботний вечер будет еще одно песнопение добавлено к нашей вечерней службе, к всенощному воскресному бдению. Кроме того, что мы будем вновь слышать пение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», мы начнем пение 136-го псалма «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом». Эти песнопения поются всего лишь несколько раз в году. И всякий раз, когда мы собираемся вместе слушать эти песнопения, мы проникаемся особым молитвенным настроением, ведь они созданы святыми людьми — царем и пророком Давидом и теми песнописцами, которые обожились еще на земном своем пути и сегодня как бы передают через слова свое собственное внутреннее состояние нам, людям, живущим в XXI веке. 

Напомню, что 7 марта в 17 часов мы будем встречать великую святыню — мощи святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Многие из вас помнят принесение этих мощей в Россию из города Бари, когда ковчег с большой частью мощей святого Николая объехал многие города и регионы нашего Отечества. Сегодня международная обстановка изменилась, и такое принесение, мы должны понимать, стало практически уже невозможно. Но у нас есть возможность прикоснуться, приложиться к части мощей святителя Николая, которая прибыла в Россию уже после этого большого принесения и осталась в Петербурге. Из Петербурга этот большой ковчег с частью мощей святителя, частью гроба, в котором его из Мир Ликийских перенесли в Бари, и частью святого мира, ежегодно доставляемого из его гробницы в городе Бари в Италии, прибудет к нам в Тверь. Это поистине великое событие. Мы приготовим для вас также небольшие сосуды с миром, но, конечно, разбавленным святой водой, потому что мира этого на самом деле достают ежегодно очень немного, может быть литра полтора, два, в зависимости от года. Однажды мне часть этого мира, достаточно большую, передали из города Бари. Мы его разведем в святой воде, освященной, и будем предлагать каждому желающему это миро забрать к себе домой как великую святыню в память о великом событии, в котором каждый из нас наверняка будет участвовать.

Наступившая седмица называется Церковью сплошной: поста в среду и пятницу нет. 

***

Неделя о мытаре и фарисее

Четыре воскресенья («недели») перед Великим постом имеют особые названия, а строй их богослужения сближается со службами воскресений великопостного периода: место песнопений календарной памяти из Минеи занимают песнопения Постной триоди; после 50-го псалма на утрене поются особые припевы «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…».

В период Великого поста в древнем Иерусалиме распределение чтений было следующим: в 1-е воскресенье поста читали притчи о заблудившейся овце и о потерянной драхме, в 2-е — притчу о блудном сыне, в 3-е — притчу о мытаре и фарисее, в 4-е — притчу о милосердном самарянине, в 5-е — притчу о богатом и Лазаре. 

Все эти притчи взяты из Евангелия от Луки и очень хорошо подходят к центральным темам Великого поста: покаянию, обращению к Богу, милосердию; 4-я еще и намекает на предстоящую Страстную седмицу (путь в Иерусалим), а 5-я — на грядущую Лазареву субботу. Со временем службы пяти воскресений Великого поста были украшены песнопениями, раскрывающими смысл этих притч.

Но со сменой системы библейских чтений Евангелие от Луки было в целом перенесено на период между Воздвижением Креста Господня и Великим постом (по этой новой системе в период Пятидесятницы читается Иоанн, после Пятидесятницы и до Воздвижения — Матфей, затем — Лука, для отрывков из Марка остается лишь период Великого поста и будние дни в конце циклов Матфея и Луки). В результате вышло так, что перечисленные выше отрывки перестали быть великопостными. 1-й, 4-й и 5-й из них теперь входят в число воскресных чтений, не привязанных к посту, а вот 2-й и 3-й отрывки такую связь всё же сохранили: они-то и предваряют собой пост. 

Самое же интересное заключается в том, что еще некоторая часть песнопений, относящихся к древнему иерусалимскому циклу воскресных великопостных Евангелий, так и осталась на своих прежних местах. Поэтому во второе воскресенье Великого поста мы еще услышим канон о блудном сыне, а в четвертое — о милосердном самарянине. Более того, каждый день Великого поста поются две самогласных стихиры (по одной на вечерне и на утрене), и почти все эти самогласны также развивают тему притчей из Евангелия от Луки, в соответствии со старым иерусалимским циклом. Так что, поразмыслив над образами мытаря и фарисея, мы вновь ежедневно будем вспоминать их всю Крестопоклонную седмицу. 

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.