27.02.2023 | Епархия

Митрополит Амвросий начал чтение канона прп. Андрея Критского в Воскресенском соборе Твери

Первая седмица Великого поста посвящена началу пути покаяния человеческой души. По вечерам в понедельник, вторник, среду и четверг прочитывается по частям Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний», — размышляет преподобный Андрей и начинает с грехопадения Адама — первого падения в роде человеческом, с которым в жизнь людей вошли грех, тление и смерть. Перед нами проходит вереница лиц и событий — великих грешников и великих праведников, имена которых стали нарицательными. Разворачиваются события ветхозаветной истории, вспоминаются новозаветные примеры. Задача одна: показать злосмрадие греха и бесконечное милосердие Божие к кающемуся грешнику, призвать душу человека к покаянию.

В понедельник первой седмицы Великого поста, 27 февраля, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий прочитал первую часть Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Воскресенском соборе Твери, что на улице Баррикадной. Великое повечерие совершил руководитель административного секретариата Тверской епархии, ключарь восстанавливаемого Спасо-Преображенского исторического кафедрального собора священник Сергий Будков. За богослужением песнопения исполнил хор Воскресенского собора под управлением Татьяны Дмитришиной и хор духовенства — выпускников МДА и клириков епархии под руководством диакона Иоанна Зорина. После чтения канона митрополит Амвросий молился на Великом повечерии в центре храма, на кафедре.

Великий канон не просто перечисляет примеры греховных поступков, но соотносит их с душой кающегося, который в себе самом обнаруживает родство в греховном устроении с известными лицами ветхозаветной истории и при внимательном рассмотрении убеждается в том, что в своем ежедневном падении превосходит этих грешников.

Катавасию канона пел хор священнослужителей. После 6-й песни канона хор духовенства пропел кондак «Душе моя». Ирмосы канона исполнил хор собора. Далее все песнопения Великого повечерия пропел хор священнослужителей. 

По окончании Великого повечерия  митрополит Амвросий прошел с кафедры на амвон и обратился к верующим с проповедью:

Мы слышали слова, рассказывающие о событиях Священной истории. Истории жизней тех людей святой Андрей рассказывает нам, как историю своей жизни. В текстах канона мы видим грешников, которые падают перед Богом во время земного пути. Но святой Андрей не осуждает их, наоборот, он говорит, что не находит ни единого грешника, жившего на земле, на которого он сам не был бы похож. Сравнение себя с людьми, ошибавшимися и падавшими на протяжении библейской истории, — хорошее духовное упражнение и для каждого из нас. Знание и памятование о падениях и восстаниях древних людей помогают и нам не отчаиваться в своих падениях, но знать, что милостивый Отец наш Небесный ждет нас с распростертыми объятиями и примет нас, когда мы вернемся, как принимал людей на протяжении тысячелетий человеческой истории.

Великий покаянный канон прочитывается за вечерним богослужением в первые четыре дня Великого поста по частям и полностью будет прочитан в четверг пятой седмицы. 

Справочная информация:

Автор канона — архиепископ Критский Андрей, византийский ритор и гимнограф, «покаяния учитель и преподобных слава», «вселенныя молитвенник» и «отеческая похвала». Родился творец канона в семье благочестивых родителей в середине VII века, четырнадцатилетним отроком ушел в монастырь преподобного Саввы Освященного в Палестине, где многие годы подвизался, проводя строгую подвижническую жизнь. Преподобный Андрей был участником VI Вселенского Собора, вложив изрядный вклад в дело борьбы с ересью монофелитства. К концу жизни монах-подвижник был призван к епископскому служению на острове Крит. Церковь именует его «преизряднейшим таинником покаяния». Действительно, творение преподобного Андрея являет нам такие глубины покаянного духа, которые свидетельствуют о несомненном личном опыте и духовном подвиге самого автора.

Канон этот назван великим не только по объему (в нём 250 тропарей) и грандиозности разворачивающейся перед нами панорамы, охватывающей множество событий и лиц ветхозаветной и новозаветной истории. Великим канон назван по глубине воздействия на душу человека и по силе покаянного чувства, которое внимательное чтение или слышание слов святого пастыря воскрешает в сокрушенной душе кающегося.

Пресс-служба Тверской епархии

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.