Христе мой, образ покаяния подай
Поющим в этот день Тебе канон Великий.
В четверг 5-й седмицы на утрене (в среду вечером) по древнему обычаю поется полное последование Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также читается житие преподобной Марии Египетской.
Согласно Типикону (26 марта, 7-я Маркова глава), пение Великого канона преподобного Андрея Критского в этом году совершается на утрене вторника 5-й седмицы Великого поста в связи с совпадением праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с четвергом 5-й седмицы Великого поста.
Вечером 4 апреля митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской в Христорождественском женском монастыре г. Твери.
Перед чтением Великого покаянного канона и по третьей песни диакон Иоанн Зорин прочитал житие преподобной Марии Египетской, духовный опыт которой предлагается Церковью в назидание верующим в дни Святой Четыредесятницы. Ирмосы на каноне и песнопение «Душе моя» исполнил хор духовенства.
В народе богослужение утрени носит название «Мариино стояние», как продолжительное по времени богослужение, которое совершается в память о великом подвиге преподобной.
По окончании службы митрополит Амвросий поблагодарил всех за молитву и обратился с напутственным словом:
В этом году в связи с тем, что праздник Благовещения пришелся на дни, когда мы обычно совершаем «Мариино стояние», мы несколько раньше помолились все вместе словами преподобного Андрея Критского и прочитали в последний раз в этом году полностью Великий покаянный канон.
Нередко приходится слышать о том, что для того, чтобы понимать канон, необходимо упростить его смысл или вообще перевести его на русский язык, но это ничего не даст. Ведь для того, чтобы понять канон преподобного Андрея Критского, необходимо знать Священное Писание. Неслучайно преподобный Андрей в своем покаянном плаче приводит много образов, прежде всего образов из Ветхого Завета, и сам же просит Господа помочь ему добрых примеров держаться, а от злых удаляться. Канон помогает нам понять, каким образом мы должны читать Священное Писание.
Приходится иногда слышать от людей малоцерковных о том, что при чтении Священного Писания они впадают в недоумение и соблазн от того, что в нем нередко встречаются такие ситуации, которые, с точки зрения современного человека, являются чудовищными, и одновременно Церковь приводит такого рода примеры в назидание своим чадам. А некоторых из представителей тех ситуаций, о которых я сейчас только что сказал, Церковь даже прославила в лике святых. Но для того, чтобы понять, каким взором мы должны смотреть на страницы Священного Писания, наверное, стоит вновь обратить свое внимание на те слова преподобного Андрея Критского, которыми мы каемся.
Мы действительно должны избегать грехов и пороков и держаться праведных дел, но одновременно мы должны видеть и можем видеть, что милость Божия превосходит любые человеческие прегрешения и взор Бога на нас совсем не такой, каким мы смотрим друг на друга — осуждающе, уничижающе и определяя окончательный суд о человеке уже здесь на земле. Бог не такой. Он желает всем спастись и в познание истины прийти. И ради этого Он пришел на землю.
Для того чтобы нам лучше понимать слова покаянного канона преподобного Андрея в следующем году, если Господь благословит нам жить и дальше на этой земле и мы продолжим свое земное бытие, нам необходимо подготовиться чтением Священного Писания. Евангелие и Апостольские послания мы еще как-то читаем, по благословению духовника или в качестве монашеского правила. А вот, наверное, Священное Писание Ветхого Завета и всю Библию вряд ли кто-то полностью прочел в своей жизни, а если и прочел, то, может быть, только один раз. И вот для того, чтобы нам понимать, о чем говорит преподобный Андрей, необходимо знать Священное Писание, знать те события, о которых упоминает прп. Андрей, не говоря, конечно, уже о толковании, что представляет еще более тщательную работу для нас.
Желаю, дорогие братья и сестры, чтобы мы имели непременным правилом своей жизни чтение Священного Писания. У нас есть потрясающая возможность сегодня иметь эту бесценную книгу у себя дома. Мы имеем то благословение, которое было отнято у людей, живших в XX веке, которые с огромным трудом, за очень большие деньги, фактически превышающие среднюю зарплату в Советском Союзе, могли приобрести Библию. И мало кто имел Священное Писание у себя дома. А вот те, кто его имели, его читали с особенным трепетом.
Будучи ребенком, я видел, как Библию, одну на всю деревню, женщина, которая ее хранила, читала. Зимой, потому что летом много было дел, много трудов, а зимой обычно эти труды умалялись, и вечерами или днем она читала Священное Писание. А потом она рассказывала истории об Иосифе Прекрасном, о сотворении мира односельчанам, которые в простом крестьянском переложении узнавали об этих событиях. Вспоминая это явление, я удивляюсь, насколько эта женщина, которая окончила всего три класса школы, хорошо ориентировалась в Священном Писании. Она хорошо знала Библейскую историю, хорошо знала имена ветхозаветных праведников, царей, тех, кто глубоко грешил, и тех, кто глубоко каялся. И она очень хорошо, с точностью, рассказывала об этих событиях тем людям, которые не имели Священного Писания.
У нас, повторюсь, есть такая удивительная возможность. Но мы, что имеем, к сожалению, не храним и не ценим. А начинаем ценить лишь тогда, когда от нас эта возможность отнимается. Дай Бог, чтобы эта возможность была всегда с нами, а мы ею всегда пользовались и жили чтением Священного Писания, потому что оно дает не только знание о том, что было раньше. Это не столько история человечества, это история нашего спасения, история спасения человека: и каждого из нас, и человечества в целом. Это возможность понять, как нужно молиться и как нужно поступать для того, чтобы не свернуть с правильного пути. Я желаю всем нам к следующему году лучше знать Священное Писание Ветхого Завета. Тогда мы лучше будем понимать те образы, которые приводит преподобный Андрей Критский в своем покаянном каноне. Всех вас благодарю за нынешние молитвы. Желаю с помощью Божией дойти до окончания Великого поста, пройти достойно Страстную седмицу, участвовать по возможности во всех богослужениях, особенно начиная с Великого Четверга. И, конечно же, подготовившись Великим постом, в радости, в надежде на всеобщее воскресение встретить Воскресение Христово.
За богослужением пел хор Оршина Вознесенского женского монастыря и хор духовенства и иподиаконов под управлением диакона Иоанна Зорина.
***
«Мариино стояние» — так называется утреня четверга пятой седмицы Великого поста. Это богослужение посвящено подвигу преподобной Марии Египетской — удивительной святой, которая после греховной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяния. Память святой Марии чтится в воскресенье и четверг 5-й седмицы Великого поста.
Читать канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской в четверг пятой седмицы установлено со времени VI Вселенского Собора.
«Мариино стояние» — это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.
Пресс-служба Тверской епархии