28 октября, в день Димитриевской родительской субботы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь — один из древнейших в России. Обитель основана раньше Киево-Печерской лавры на тринадцать лет. Ее основал преподобный Ефрем около 1038 года.
На территории обители 4 церкви. Борисоглебский собор недействующий. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы освящена 26 декабря 2020 года, северный придел (Введенской церкви) святых Иоакима и Анны освящен 6 августа 2023 года митрополитом Тверским и Кашинским Амвросием. Однопрестольный надвратный храм в честь Спаса Нерукотворного недействующий. Входо-Иерусалимский однопрестольный храм действующий, готовится к реставрации (стадия проектной документации).
Во Введенском храме монастыря митрополит Амвросий совершил Божественную литургию. Ему сослужили: благочинный монастырей и подворий, секретарь Тверской епархии архимандрит Борис (Тулупов), настоятель Борисоглебского мужского монастыря г. Торжка архимандрит Амфилохий (Желябовский), председатель Епархиального суда, благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, клирики Борисоглебского монастыря игумен Силуан (Шальнев), иеромонах Гавриил (Хальченя), руководитель административного секретариата священник Сергий Будков, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Николай Кувшинов, иеродиакон Антоний (Шкурметов).
За богослужением молился сенатор Российской Федерации от Красноярского края А.А. Клишас, прихожане и паломники обители.
На Литургии пел хор студентов МДА под управлением Ивана Бернацкого.
На антифонах митрополит Амвросий совершил постриг во чтеца Владимира Алексеева.
На сугубой ектении были вознесены прошения об Отечестве.
На заупокойной ектении были вознесены прошения о всех усопших православных христианах.
На Херувимской песни архиерей помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.
На запричастном стихе к молящимся с проповедью обратился священник Сергий Будков.
По заамвонной молитве архипастырь обратился к молящимся со словом о святителе Афанасии Ковровском и о значимости поминовения усопших в родительские субботы:
День родительской Димитриевской субботы пришелся на память одного из наших удивительных русских святых — святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, который из 33 лет своего архиерейского служения около 30 лет провел в лагерях и ссылках и только примерно 3 года был на свободе. Это был удивительный гимнограф и знаток устава нашей Русской Православной Церкви. Находясь в заключении, он дописал и исправил службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. И в 1922 году эта служба впервые была совершена во владимирской тюрьме теми архиереями, которые там находились. Среди них был и наш святитель, священномученик Фаддей, архиепископ Тверской, с которым святитель Афанасий Ковровский советовался по поводу этой службы. Но у святителя Афанасия был еще один труд — «О поминовении усопших».
Сегодня, когда мы пишем разного рода диссертации, бакалаврские, магистерские и другие работы, мы пользуемся многими источниками, приходим в библиотеки, заказываем книги либо ищем какую-то информацию в интернете. Вот удивительно, что этот труд «О поминовении усопших» святитель Афанасий написал в заключении, там, где не было ни библиотек, ни, конечно же, интернета и вообще никаких источников. Он написал его по памяти. Он настолько хорошо знал устав Церкви, а самое главное, настолько был пламенным, горящим в любви к Богу человеком, что способен был даже в этих тяжелейших обстоятельствах своей жизни написать такой свой труд, который впоследствии был издан.
Сейчас, когда мы будем совершать поминовение наших усопших, давайте поразмышляем во время молитвы о той любви, которую мы не додали людям, кои ушли уже в мир иной. Чем старше становится человек, тем больше таких друзей, знакомых, близких, родных по крови и по духу находится за границей времени и вечности. И тем более трепетно сердце по отношению к этим людям. Мы можем вспоминать их не только перечисляя как-то автоматически их имена, а может быть даже вспоминая какое-то общение с ними или то, что мы хотели для них сделать в земной жизни, но не успели. И сегодня в благодарность за то, что они для нас сделали, воздаем для них, сами находясь в жизни временной, но отправляя как бы им записочки свои со словами любви в вечность, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Свеча, которая находится на канунном столике — как будто общей могиле всех прежде почивших, наших отцов, братьев и сестер, — а также те приношения, которые обычно приносились на Руси, — это есть некая милостыня, но не наша, а та, которую через наши руки приносят Богу и людям наши усопшие сродники. Помолимся об их упокоении, совершим по мере возможности добрые дела в память их и возрадуемся о том, что Господь нам дал такую возможность, потому что никакое слово, а тем более дело не остается без плодов. И, если мы уйдем в мир иной и некому будет за нас молиться, та молитва, которую мы совершим сегодня за наших усопших сродников, родных и знакомых, будет свидетельствовать за нас и будет залогом и какой-то частью нашего с вами спасения.
После Литургии глава митрополии совершил панихиду. В Димитриевскую родительскую субботу вспоминают, прежде всего, погибших воинов, а также всех почивших православных христиан. Считается, что Димитриевскую субботу стали отмечать после битвы на Куликовом поле.
После панихиды архипастырь поблагодарил всех за молитвы:
Сама панихида, дорогие братья и сестры, является очень ярким и красноречивым свидетельством того, как Христова Церковь любит всех без остатка и без всяких условий. И только человек способен или не способен воспринять эту любовь. Она любит и праведника и грешника, свидетельствуя о том, что нет человека, который жил бы и не согрешил, потому что только Христос един без греха и Его правда во веки. И поэтому, каким бы заядлым ни был грешник, Церковь молится о нем и надеется, что любовь — если в этом грешнике была хотя бы частица ответной любви, — любовь Божия, растворит в себе все немощи, недостатки, беззакония, грехи и преступления и молитвой сотворит то, что человекам невозможно, а Богу возможно. Именно с этой верой мы и приступаем ко Христу, когда молимся об упокоении почивших сродников наших, и учимся у Церкви тому, как мы должны относиться друг к другу — с любовью, с пониманием, без осуждения и без вынесения предварительного, прежде суда Божия, приговора.
После богослужения во внимание к усердным трудам по восстановлению Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря г. Торжка митрополит Тверской и Кашинский Амвросий наградил медалью преподобного Нила Столобенского I степени сенатора Российской Федерации А.А. Клишаса.
После богослужения в стенах обители прошла педагогическая конференция. Митрополит Амвросий встретился с директорами общеобразовательных учреждений г. Твери.
Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь — один из древнейших русских православных монастырей. Основан преподобным Ефремом около 1038 года.
Устроитель обители преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей Бориса и Глеба, после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями. Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место — иноческие подвиги и устроение обители еще ближе к Торжку на берегу реки Тверцы, на горе, где и возник Борисоглебский монастырь.
Святыни обители: мощевики с частицами мощей благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских. Церкви монастыря: Борисоглебский собор, построен в 1796 году, с двумя приделами — преподобных Ефрема Новоторжского и Аркадия. Над Святыми вратами — Нерукотворного Образа Спасителя, построена в 1811 году, над церковью устроена колокольня. Введенская церковь построена в 1833 году, при церкви устроен придел в 1879 году в честь святых праведных Иоакима и Анны, под церковью находится трапезная, при церкви — колокольня старой архитектуры. При настоятельских кельях — Входоиерусалимская церковь.
За время своего существования монастырь перенес множество тяжких бедствий. Вместе с Отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах: в 1167, 1181 и 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз — во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз — в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и мирянами. Замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповрежденной.
Восстановление Введенской церкви произошло в 1620 году. Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные Наркомата юстиции вскрыли гробницу и обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема еще одну голову, о чем был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем в обители разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы перед открытием — Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации изрядно изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановлены были только Свечная башня и участок крепостной стены, окружающей монастырь.
В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и Православной Церковью. По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря стал игумен Вассиан (Кураев).
Но только в 1995 году пять монахов поселились на территории монастыря в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключенных. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни.
Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года.
В декабре 1997 года было передано первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря — Введенский зимний храм. Сразу же начались работы по его восстановлению. 24 июня 1998 года в храме была совершена первая Божественная литургия. Силами и трудами братии приводится в порядок и благоустраивается территория монастыря, реставрируются здания. При поддержке федеральной программы «Культура России» отреставрирован корпус братских келий, в котором открыта гостиница для паломников и гостей, произведена реставрация и внешняя отделка настоятельского корпуса. Силами монастыря отреставрирована лестница на смотровую площадку и кровля надвратной колокольни, установлен крест, отреставрирована Торговая лавка XIX века, в которой открыта монастырская трапезная. Помимо внешнего восстановления монастыря, идет возрождение и духовной жизни, прежде всего молитвенной. Ежедневно совершаются богослужения в единственном действующем Введенском храме, который открыт для посещения с утра до вечера.
В 2019 году обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который привез в дар обители ковчег с частью мощей преподобного Аркадия Новоторжского.
Пресс-служба Тверской епархии