01.04.2022 | Епархия

Литургия Преждеосвященных Даров и исповедь духовенства Конаковского благочиния прошли в Успенской церкви в Завидове

1 апреля, в пятницу четвертой седмицы Великого поста, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Успенскую церковь храмового комплекса в селе Завидово. Архипастырь совершил вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров в сослужении духовенства Конаковского благочиния. Священнослужители исповедовались в этот день у духовника епархии протоиерея Николая Дикого. По традиции Великим постом духовенство епархии собирается на архиерейских богослужениях на совместную исповедь.

После сугубой ектении архипастырь прочитал молитвы о скорейшем восстановлении мира, о воссоздании Спасо-Преображенского собора г. Твери. 

Перед Причастием священник Антоний Сенченко произнес проповедь. 

По окончании Литургии митрополит Амвросий обратился к священству и прихожанам с проповедью: 

Мы подошли к окончанию четвертой седмицы Великого поста. Каждую Литургию Преждеосвященных Даров и вечернее богослужение мы начинаем с чтения 103-го псалма, который рассказывает нам о творении мира, о красоте Богом зданной природы, о том, что является частью жизни человека и самой жизнью человека. В Псалтири есть удивительные слова, которые относятся не только к вечности, но и к нашей временной жизни и одновременно, конечно же, простираются в вечность, потому что вечность начинается уже здесь, во времени, а не только за пределами земного бытия. И вот пронзительные слова, которые не должны оставлять никогда равнодушными верующих людей: «человек яко трава, дни его яко цвет сельный, тако оцветет и яко дух пройде в нем и не будет и не познает ктому места своего» (Пс 102:15–16). Нам Господь постоянно напоминает о том, что мы на этой земле временны, но это время необходимо пройти так, чтобы в вечности стать наследниками Его крестоношения, а значит, и совоскрешения с Ним. 

Святой апостол Иаков тоже замечательные слова написал. Он сказал о жизни как о паре, который появляется на малое время, а потом исчезает. И вот верующие люди всегда понимали, что они странники и пришельцы на этой земле; что здесь мы все в гостях, а настоящий и подлинный дом у всех нас на Небесах. И мы все идем в этот дом — дом своего Небесного Отца, а наше земное является ничем иным как дорогой в этот дом; дорогой, которую указывает Церковь, Евангелие; дорогой, по которой мы можем идти по собственной свободной воле или свернуть с нее тоже по собственной воле и уйти совсем в другую сторону, и не достичь этого дома, и прийти совсем в другую точку, нежели та, которая предназначена Богом и уготована Им для всякого человека, прежде жившего, ныны живущего и грядущего жить, — для всякого человека, рождающегося на земле. И поэтому всё: круг нашего богослужения, Священное Писание, вся наша жизнь, все наше призвание — свидетельствует именно об этой цели. И если к этой цели идти честно и праведно, то, конечно же, с помощью Божией мы можем достичь этого своего предназначения. А если мы будем лукавить в жизни своей и пытаться надевать шоры на глаза свои, как будто если мы сами пытаемся закрыть глаза на свои праведные и неправедные поступки, то и другие, а самое главное и Господь, их не увидят, — мы глубоко будем заблуждаться.

Святая Четыредесятница — пространство времени, которое дано нам Церковью, — позволяет нам увидеть самих себя такими, какие мы есть. Но само время, скорее всего, ничего не сможет сделать в нашей жизни, произвести изменения в нашем уме, сердце, мыслях и поступках. Только от нас самих зависит то, как мы проведем это время, как мы пройдем этот путь, и если мы действительно честно его попытаемся пройти, то мы увидим себя такими, какие мы есть на самом деле. А познание самих себя и есть начало спасения, ведь без этого познания себя такими, какие мы есть, а не такими, какими мы пытаемся представить себя перед другими, казаться хорошими, — это есть начало спасения, это и есть залог нашего спасения. Мы не можем постоянно держать себя подобно натянутой струне, потому что, если ее постоянно держать натянутой, тем более постоянно натягивать и перетянуть, она лопнет. Но Господь нам дает такие временные периоды, когда мы обязаны натянуть эту струну, отложить и отсечь от себя всё то, что является наносным, как мы потом даже сами убеждаемся, совсем не нужным в нашей жизни, и предстать перед Богом и перед самими собой такими, какие мы есть на самом деле. И увидев подчас ужас своего положения и трагедию своей внутренней духовной жизни, конечно же, исправить ее. Путь святого Великого поста нам дается именно для этого — для того, чтобы мы увидели в себе все те ошибки, которые подчас так непросто увидеть, а увидев их, по крайней мере стремились их больше не повторять и старались быть честными по отношению к Богу, к самим себе, к ближним своим и к Святой Церкви. 

Желаю, чтобы эта Святая Четыредесятница для всех нас стала именно таким, может быть, трудным, жестким, но необходимым всем нам уроком возрастания во Христе.

После богослужения на храмовым кладбище была совершена лития об упокоении усопшего митрополита Алексия (Коноплёва), который похоронен за алтарем, в ограде храма, и протоиерея Валерия Ильина, бывшего настоятеля храма.

Митрополит Амвросий подписал антиминсы для нескольких храмов Конаковского благочиния. 

На богослужении молились: генеральный директор компании «Завидово Девелопмент» К.Н Забродин, благотворитель А.В. Старостин, прихожане и гости храма.

После богослужения прошла братская трапеза, а затем митрополит Амвросий провёл встречу на предмет возможной реставрации одного из разрушающихся храмов благочиния. 

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиереи Пётр Дубяго, Алексий Злобин, Николай Дикий, Григорий Припутников, Вадим Махновский, Виктор Гуров, Олег Шерышев, Андрей Преображенский, Валерий Поляков, Вадим Подгорный,  Антоний Сенченко, Андрей Андронов, Игорь Герман, священники Владимир Романов, Александр Сопига, Антоний Богдюн, Сергий Гонцов, Николай Березин, Виктор Никитенко, иеромонах Августин (Пирогов).

За богослужением пел хор храма под руководством Елизаветы Пилюгаевой. 

В службе активно участвовали дети из воскресной школы храмового комплекса: девочки пели на клиросе, мальчики прислуживали в алтаре. Также на богослужении молились дети (1–2 классы) из общеобразовательной школы села Завидово. 

***

Впервые церковь упомянута в Писцовой книге Клинского уезда, составленной в 1623–1624 годах: «Село Завидово на речке Дойбице, а в селе церковь во имя Успения Пречистыя Богородица каменна — делана на два престола — престол Архангела Михаила, да престол Николы Чудотворца, а в церкви каменной образы и свечи и ризы и книги и колокола строение мирское — приходских людей …».

По мнению А.М. Салимова, храм был построен между 1610 годом и началом 1620-х годов. В это время каменные сельские храмы были большой редкостью. Храм уникален еще и тем, что построен в первые годы после окончания Смутного времени. Как известно, в Завидове бывал патриарх Никон. Во время путешествия на Валдай он приезжал в Жёлтиков монастырь. В 1656 году. патриарх шесть недель проживал в Твери. На краткий отдых в 1767 году в завидовском путевом дворце останавливалась Екатерина II.

А.Н. Радищев посвятил селу целую главу своей книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

В 1826 году через Завидово проследовала траурная процессия с останками скончавшегося в Таганроге императора Александра I. Об этом событии напоминает исторический артефакт, хранящийся в Успенской церкви, — резная вызолоченная сень.

Как свидетельствуют антиминсы 1893 года, с завидовскими храмами связаны имена знаменитых иерархов, среди них святитель Филарет (Дроздов), который лично участвовал в реконструкции Завидовского храма.

Уже в советское время в Завидове побывал другой иерарх — новомученик Серафим (Звездинский), совершая объезд храмов в 1919–1920 годах.

Во время капитальной реконструкции, начавшейся в 1853 году, трапезная и колокольня были разобраны, а на их месте выстроена более обширная трапезная с двумя приделами — во имя Архистратига Михаила и пророка Илии. Стены были расписаны живописью в настоящей церкви в 1871 году, а в трапезной — в 1886 году. Кирпичная колокольня (поставленная отдельно, в восемнадцати саженях от церкви) в три яруса появилась в 1865 году. По окончании реконструкции, 21 марта 1873 года, храм Успения Божией Матери в Завидове был освящен. Известно имя его строителя, руководителя артели, — Фёдор Тихонов. Об этом сообщает хранящийся и сейчас в храме памятный знак.

В 1915 году в Успенском храме в селе Завидово работали над академическим восстановлением интерьера петербургские художники.

С 1951 по 1955 год богослужения в церкви не осуществлялись. «В связи с отсутствием служб» в конце 1950 — начале 1951 годов церковь была снята с регистрации, но официального постановления о закрытии не было, поэтому церковное убранство сохранялось и ключи от церкви находились в распоряжении верующих. Но верующие не сдавались: они всеми силами сопротивлялись закрытию, активно собирали подписи под многочисленными письмами в разные организации и даже в Кремль, в результате им удалось отстоять храм. Решением Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР от 25 апреля 1955 года деятельность Успенской церкви была возобновлена.

В 1957–1958 годах в храме было устроено водяное отопление и электрическое освещение. В 1962 году были отремонтированы купола, изготовлены решетчатые двери. В 1966 году были промыты и отреставрированы росписи сводов четверика. Были заменены деревянные двери и частично пол. Капитальный ремонт храма был закончен в 1968 году, и 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, храм был освящен.

В 1980 году была отремонтирована кровля, установлена водосточная система, оштукатурены стены, отреставрирован цоколь и проведены другие восстановительные работы. В 1991 году обновили алтарь в Успенском приделе, а во всём храме провели косметический ремонт.

В начале XXI века решено было полностью воссоздать (на поступающие добровольные пожертвования) прежний облик всего храмового комплекса.

Бесстолпный двухсветный четверик Успенской церкви (в плане он представляет собой квадрат со стороной 12,8 метров) завершен пятиглавием. Южный вход в храм отмечен небольшим крыльцом. С востока к четверику примыкает полуциркульная алтарная апсида, а с запада — почти квадратная, со скошенными углами трапезная, ширина которой вдвое превышает ширину четверика. Четырехскатная кровля трапезной завершается главой на квадратном постаменте.

Внутри стены храма покрыты росписями, посвященными событиям из жизни Богородицы. В церкви находится большой пятиярусный иконостас. Его Царские врата, колонны и рамы икон сплошь покрыты изящной резьбой и сусальным золотом. Этому иконостасу, так же как и иконостасам приделов, более двухсот лет.

За алтарем, в ограде храма, находится могила митрополита Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва).

Музеи храмового комплекса

В начале возрождения храмового комплекса в селе Завидово первым делом были собраны архивные документы. При содействии ученых, супругов Алексея и Марины Салимовых, не только в Москве, Твери, Санкт-Петербурге, но и у местных жителей были собраны свидетельства истории, немало интересных документов было обнаружено и в архивах наших храмов.

Восстановительные работы в комплексе проходили в 2002–2003 годах. По завершении этих работ, в 2004 году, старинное село Завидово и возрожденный храмовый комплекс посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексей II. Знаменательными, пророческими для нас стали его слова после осмотра храмов и молебна у Тихвинской иконы Божией Матери: «Быть здесь духовно-просветительскому центру».

2 июня 2006 года в возрожденном здании бывшего иконохранилища был открыт  первый музей «История села Завидово и его храмов». Здесь представлены архивные документы, фотографии, церковная утварь и богослужебные принадлежности, книги на церковнославянском языке, старинные облачения, есть и особо редкие, эксклюзивные экспонаты. В музее есть большой и малый зал, в них раскрывается подробная история села Завидово от первого упоминания в Писцовой книге 1560 года и до наших дней. Также в музее размещен кинозал для просмотров фильмов и проведения конференций.

Второе подобное здание было построено на месте бывшей сторожки, в которой раньше проходили спевки хоров храма, также там могли отдохнуть прихожане из дальних деревень. Сейчас здесь размещен музей «Народные промыслы России», ориентированный на детей и взрослых, он помогает представить занятия наших предков в восьми направлениях развития, характерных для жителей Тверской и Московских губерний.

Дополнением двух музеев стало гастрономическое помещение «Ямская изба», расположенное в необычном месте — в первом ярусе пятиярусной колокольни, которая была построена на месте разрушенной четырехъярусной колокольни в начале двадцатого столетия. В русских традициях, за большим столом, тут можно отведать чай из самовара со свежей выпечкой и многое другое. Конечно же, не обходится без подъема на третий ярус колокольни, где размещается звонница и где можно познакомиться с колокольными традициями и осмотреть окрестности. А полюбоваться есть чем — округа поражает красотой вод и лесов.

Существенным развитием музейной темы при храмовом комплексе стало открытие в 2017 году музея «Государева дорога». На основе изученных архивных документов, фотографий односельчан, общения со старожилами села в интерьерном виде создана и показана история развития дорог начиная с 1560 года до наших дней. И конечно,  дополнением музея стала экспозиция, состоящая из предметов быта, одежды, костюмов и реквизита, подаренных на открытие музея С.С. Дружининой и А.М. Мукасеем,  старинной Кузнецовской посуды, мебели, музыкальных предметов и многого другого. К великим праздникам и смене сезонов экспозиции дополняются из солидных запасников новыми экспонатами, что привлекает посетителей вновь посетить музей.

С каждым годом возрастает популярность творческого потенциала коллективов храмового комплекса, где регулярно проходят музейные занятия, интерактивные программы, праздники, викторины, театральные постановки, мастер-классы и календарные обрядовые праздники.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.