19.01.2024 | Епархия

Главное богослужение праздника Крещения Господня и освящение воды в Твери прошло в Спасо-Преображенском кафедральном соборе на Соборной площади

19 января православный мир празднует событие Крещения Господня, Богоявления, — один из древнейших христианских праздников. Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец говорил с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тьме и сени смертней (Мф 4:16) и спасти по благодати падший человеческий род.

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил богослужения праздника в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Твери. В день праздничного торжества владыка совершил в соборе Божественную литургию в сослужении соборного духовенства. Исповедь совершал иеромонах Антоний (Шкурметов).

После торжественной встречи архипастырь приложился к центральной украшенной цветами иконе и возжег перед ней свечу.

За Литургией были вознесены прошения о восстановлении мира, об Отечестве. Были прочитаны молитвы о завершении строительства Спасо-Преображенского собора и о единстве Святой Руси.

По запричастном стихе ключарь Спасо-Преображенского собора священник Сергий Будков произнес проповедь на тему праздника.

По заамвонной молитве митрополит Амвросий совершил чин Великого освящения воды.

Затем Высокопреосвященнейший владыка окропил освященной водой храм и молящихся. Архипастырь и духовенство совершили славление перед праздничной иконой.  

Глава Тверской митрополии поздравил всех пришедших на службу с двунадесятым праздником:

«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас». Христос, придя на Иордан, положил начало Своему общественному, земному служению. Это было Его явление перед народом, перед всем миром, перед людьми. Небесный Отец засвидетельствовал о Его Сыновстве гласом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» — и видением голубя — символа Духа Святого, Который ныне освящает жизнь Христовой Церкви. 

«И Свет Твой, Господи, знаменася на нас». Недавно совсем, когда мы праздновали Рождество Христово, мы называли Христа Солнцем Правды. Мы даем Ему разные имена, которые лишь отчасти, в нашем земном измерении, могут нам говорить о Нем, — «Солнце», «Свет». Но частицы этого Солнца и этого Света мы получаем в Таинстве Святого Крещения, и сами становимся елеем, благодаря которому горят лампады жизни на земле. Если в лампаде есть елей, то она будет светить. Если елей заканчивается, то свет прекращает светить, потому что огонек угасает. Я желаю, чтобы мы непременно всегда были елеем нашей Церкви, в которой мы получили Таинство Святого Крещения и которая ведет нас к жизни вечной со Христом Иисусом Господом нашим. 

Но для того, чтобы быть елеем и чтобы Христос через нас, христиан, мог светить в этом мире, нужно, чтобы храмы наши нами наполнялись, чтобы мы жили как христиане, чтобы не забывали о Боге, чтобы каждый воскресный и праздничный день приходили в церковь и участвовали в Таинствах Церкви. Обязательно причащались Святых Христовых Таин, горели бы сами светом Христовым и другим бы тоже передавали этот свет. И пока мы, люди, как елей Христовой Церкви будем наполнять ее, она будет светить этому миру. Но если мы забудем дорогу к храму, то мы уподобимся тем немудрым девам, которые не взяли с собой светильники и для которых были затворены двери Царства. Двери Царства открыты для каждого человека, который свободно решает идти за Христом. Но, однажды решив это совершить, нельзя оборачиваться назад, нельзя сворачивать с этой дороги. И даже если мы когда-то в силу немощи человеческой и каких-то иных жизненных обстоятельств сходим с этой дистанции, нужно возвращаться на нее и обязательно приводить на эту спасительную дорогу и других людей, своих близких, знакомых, светить тем светом, который ныне знаменася на нас явлением у Иордана Господа нашего Иисуса Христа.

Пусть Господь через великую агиасму, святую воду, дарует вам и всем тем, кому вы принесете в дома святую воду, здравие душевное и телесное, освобождение от страстей, а главное, вдохновение и намерение жить по-настоящему христианской жизнью, без которой жизнь на земле прекратится.

После богослужения митрополит Амвросий пообщался в соборе со студентами из Индии, которые учатся в Тверском медицинском университете, а затем окропил крещенской освященной водой помещения Тверского епархиального управления и залы епархиального магазина «Талант».

Священноархимандрит Богоявленской Нило-Столобенской пустыни митрополит Тверской и Кашинский Амвросий направил поздравление с престольным праздником наместнику, братии и паломникам обители. 

***

Крещение Господа нашего Иисуса Христа — один из великих двунадесятых праздников, который празднуется не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой Святками, составляют единое торжество — праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три Лица Пресвятой Троицы.

Святая Церковь с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедав в своих постановлениях так: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество».

Праздничное освящение воды в этот день ведет свое начало от традиции Иерусалимской Церкви, где в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан, вспоминалось Крещение Спасителя и освящалась вода. В Русской Церкви Великое освящение воды совершается в дни навечерия и Богоявления. Христиане стремятся в эти дни запастись крещенской водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, и окропляют свои дома.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.