12.02.2022 | Епархия

Церковь начала пение Постной Триоди

12 февраля, в канун Недели о мытаре и фарисее, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери всенощное бдение. За богослужением было начато в этом году пение Постной Триоди. 

Стихиры Недели о мытаре и фарисее знаменным распевом и в изложении архимандрита Матфея (Мормыля), а также «Сподоби, Господи», «Богородице Дево, радуйся», тропарь воскресный по Великом славословии были пропеты хором духовенства под управлением митрополита Амвросия.

На кафизмах архиерей помянул о здравии и об упокоении тех, за кого через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

После помазания молящихся освященным елеем, во время чтения канона на утрене, митрополит Амвросий совершил хиротесии во чтеца и иподиакона Василия Бащука.

Справочная информация:

На всенощном бдении митрополиту Амвросию сослужили: архимандрит Сергий (Швырков), протоиерей Димитрий Курдюков, протоиерей Михаил Королёв, иерей Сергий Будков, иерей Сергий Дроздов, протодиакон Роман Соколов, диаконы Иоанн Зорин и Даниил Грудинский.

За богослужением пел хор духовенства под управлением митрополита Амвросия и смешанный хор собора под управлением игумена Иова (Тараканова).

***

Неделя о мытаре и фарисее

Четыре воскресенья («недели») перед Великим постом имеют особые названия, а строй их богослужения сближается со службами воскресений великопостного периода: место песнопений календарной памяти из Минеи занимают песнопения Постной Триоди; после 50-го псалма утрени поются особые припевы «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» *.

Служба первого из этих четырех «подготовительных» воскресений начинается уже сегодня вечером. А завтра за Божественной литургией будет прочитана притча о мытаре и фарисее из Евангелия от Луки.

Почему эта притча предваряет собой Великий пост, вопреки тому, что тщательное соблюдение поста, как мы узнаем из притчи, оправдало фарисея менее, чем оправдала мытаря безыскусная, но произнесенная с полным сокрушением сердца молитва?

Можно придумать разные объяснения этому, но исторически завтрашняя память возникла вот по каким причинам.

Православное богослужение сложилось не сразу. В нем слились воедино традиции нескольких древних церковных центров — прежде всего, Константинополя и Иерусалима. Система богослужебных чтений из Священного Писания также менялась, в своем современном виде она сформировалась где-то к концу эпохи второго иконоборчества. В более раннюю эпоху отрывки из Евангелия могли распределяться по дням года иначе. 

В частности, в период Великого поста в древнем Иерусалиме распределение чтений было следующим: в 1-е воскресенье поста читали притчи о заблудившейся овце и о потерянной драхме, во 2-е — притчу о блудном сыне, в 3-е — притчу о мытаре и фарисее, в 4-е — притчу о милосердном самарянине, в 5-е — притчу о богатом и Лазаре. 

Все эти притчи взяты из Евангелия от Луки и очень хорошо подходят к центральным темам Великого поста: покаяние, обращение к Богу, милосердие; 4-я еще и намекает на предстоящую Страстную седмицу (путь в Иерусалим), а 5-я — на грядущую Лазареву субботу. Со временем службы пяти воскресений Великого поста были украшены песнопениями, раскрывающими смысл этих притч.

Но со сменой системы библейских чтений Евангелие от Луки было в целом перенесено на период между Воздвижением Креста Господня и Великим постом (по этой новой системе в период Пятидесятницы читается Иоанн, после Пятидесятницы и до Воздвижения — Матфей, затем — Лука, для отрывков из Марка остается лишь период Великого поста и будние дни в конце циклов Матфея и Луки). В результате вышло так, что перечисленные выше отрывки перестали быть великопостными. 1-й, 4-й и 5-й из них теперь входят в число воскресных чтений, не привязанных к посту, а вот 2-й и 3-й отрывки такую связь всё же сохранили: они-то и предваряют собой пост. Более того, они притянули за собой и многие песнопения, из которых будут составлены сегодняшняя служба и служба через неделю.

Самое же интересное заключается в том, что еще некоторая часть песнопений, относящихся к древнему иерусалимскому циклу воскресных великопостных Евангелий, так и осталась на своих прежних местах! Поэтому во второе воскресенье Великого поста мы еще услышим канон о блудном сыне, а в четвертое — о милосердном самарянине. Более того, каждый (!) день Великого поста поются две самогласных стихиры (по одной на вечерне и на утрене), и почти все эти самогласны также развивают тему притчей из Евангелия от Луки, в соответствии со старым иерусалимским циклом Так что, поразмыслив над образами мытаря и фарисея сегодня и завтра, мы вновь ежедневно будем вспоминать их всю Крестопоклонную седмицу!

Примечание:

* Здесь нужно отметить, что данная практика является упрощением. По древним редакциям Иерусалимского устава (а у старообрядцев — даже и до сих пор) песнопение «Покаяния отверзи ми двери…» впервые исполняли в Сыропустную неделю, то есть буквально в самóм преддверии Великого поста. Сегодня же должны были звучать обычные припевы, «Молитвами апостолов…», но с заменой стихиры «Воскрес Иисус…» на «Множества содеянных…».

Телеграмм-канал «Индиктион»

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.