В Неделю первую Великого поста Православная Церковь совершает празднество в честь Торжества Православия — победы иконопочитания над иконоборчеством. Этот праздник установлен при иконопочитателях Патриархе Мефодии и царице Феодоре, 11 марта 843 года. Иконоборчество началось в VIII веке. Более 100 лет иконы подвергались гонению. Праздник «Торжество Православия» стал символом окончательной победы иконопочитания, которое являет собой победу Православия в целом.
13 марта, в Неделю первую Великого поста, Торжество Православия, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Литургию святителя Василия Великого в Воскресенском кафедральном соборе Твери в сослужении соборного духовенства. Накануне вечером глава Тверской митрополии совершил в соборе всенощное бдение.
На кафизмах архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.
Перед первым часом митрополит Амвросий прочитал молитву о мире.
За Литургией в этот воскресный день читался Евангельский текст о встрече Иисуса Христа с апостолом Варфоломеем. Это повествование о Всемогущем и Всеведущем Сыне Божием и человеке без лукавства, открытом к принятию Слова истины. После Евангелия митрополит Амвросий обратился к прихожанам с проповедью:
Торжество подразумевает триумф, победу. Но о какой победе мы, поверженные и побежденные самими собой, своими страстями, можем говорить, а тем более — хвалиться? Только победой Бога над нами самими. Если внимательно всмотреться в сегодняшний диалог Христа с Нафанаилом, то мы увидим, что говорит Христос: «Вот подлинный сын Израиля — в нем нет ничего притворного!» (Ин 1:47) — и в конце добавляет: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1:51). Израиль — это имя праотца Иакова, того самого, который видел таинственную лествицу в Небо, по которой ангелы Божии восходили и нисходили, того самого Иакова, который боролся с Богом в Пенуэле и через эту борьбу увидел Бога лицом к Лицу.
Торжество Православия — это не наша победа. Это победа Бога над нами. Победа, которая рождается через борьбу с нами. Победа, которая всегда происходит через наше поражение. Чтобы Бог победил — мы должны позволить Ему одержать эту победу. Победу над нашими страхами, над нашим добровольным рабством страстям, над нашей горделивой самонадеянностью, над нашим ощущением собственной правоты, над нашей черствостью и насмешливым неверием. Победа Христова — это дарование нам свободы, освобождения от рабства, в котором мы добровольно себя держим, не зная лучшей участи.
На сугубой ектении были произнесены прошения из молебного пения об умножении любви и искоренении всякой ненависти. Архипастырь прочитал молитву о скорейшем восстановлении мира.
После Литургии было совершено Последование Недели Православия. Во время чина Торжества Православия посередине храма на аналое лежали украшенные живыми цветами иконы Спасителя и Богоматери. Священнослужители совершили молебное пение перед иконами, испросив у Бога утверждения в вере православных христиан и обращения на путь истины всех отступивших от Церкви. Диаконы возгласили исповедание веры, были пропеты «Вечная память» всем скончавшимся защитникам православной веры и «Многая лета» живущим.
Многолетия были провозглашены Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, а также Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Святейшим и Блаженнейшим Патриархам: Антиохийскому Иоанну, Иерусалимскому Феофилу, Грузинскому Илии, Сербскому Порфирию, Румынскому Даниилу и Болгарскому Неофиту; Блаженнейшим архиепископу Албанскому Анастасию, митрополитам Польскому Савве, Чешских земель и Словакии Ростиславу, Американскому и Канадскому Тихону.
Чин завершился хвалебной песнью святителя Амвросия Медиоланского об исповедании Бога-Троицы, о прославлении Его ангельским миром «Тебе, Бога, хвалим».
В завершение богослужения митрополит Амвросий поздравил прихожан собора с первым воскресеньем Великого поста и обратился с архипастырским словом:
Желаю, чтобы Господь торжествовал в нашей жизни, торжествовал в наших сердцах и через нас приносил в этот мир благость, милосердие, веру и другие плоды Святого Духа. Сегодня во время чина Торжества Православия мы вспоминали всего лишь нескольких из множества тех людей, которые отстаивали святую веру и передали ее нам. Направляясь сегодня на богослужение, я начал читать книгу, которая называется «Страстная седмица». Это жизнеописание одного из почивших пастырей XX–XXI веков — схимитрополита Ювенальная (Тарасова), бывшего Курского и Рыльского. Я знал хорошо этого архипастыря еще с молодых лет, но не знал ничего о его жизни, не знал ничего о той жизни, которую можно вписать тоже в историю Торжества Православия.
С самых ранних лет он испытывал те трудности, которые сегодняшнему поколению даже и не снились. Он очень быстро потерял отца, которого оклеветали, забрали органы НКВД, расстреляли, а затем через какое-то время его оправдали, но человека уже вернуть было невозможно. Он жил со своей мамой в очень тяжелых условиях, и при этом он стал ходить в церковь, будучи еще мальчишкой, и настолько поверил в Бога, что затем никто и ничто не смогли свернуть его с выбранного пути. Он стал ходить в храм и получил пример в лице того священника, который служил даже не в храме, а в молитвенном доме. А затем и сам решил стать священнослужителем. Поначалу Спиридон Тарасов очень хотел быть монахом, но, получив от Патриарха Алексия I благословение на монашество и быть в каком-то из монастырей Церкви, он, понимая, что должен ухаживать за своей матерью до окончания дней жизни ее и потом уже осуществить какое-то решение, изменил свое решение, женился, у него было двое детей, он стал священнослужителем. Он был честным и порядочным священником. Тогда, когда даже представители партии или советской власти просили его тайно покрестить кого-то или отпеть, он это делал, и никто никогда не мог узнать об этой тайне. И за это его стали уважать и к нему стали тянуться. Он был искренним и истовым служителем. Он очень много заботился о своей семье. Когда, будучи молодым священником, ездил на сессии в Московскую духовную академию, он привозил из Москвы для детей самые лучшие по тому времени вещи, которые мог только найти. И его дети всегда были очень опрятными и ходили в очень достойной одежде. Но наступило время, когда в почтовый ящик стали бросать письма с угрозами: «Если ты, поп, не оставишь свое священнослужение, мы сожжем твой дом». Были не только словесные угрозы, но и сами действия, как, например, поджог гаража. Это всё стало знаками того, что этого священника, хорошего, молодого, ревностного, хотят выжить. А затем стали ему предлагать, как было модно в хрущевские времена, в газете персонально и публично отречься от своего служения, посмеяться над «опиумом для народа» в обмен на обещание лучшей жизни. Но священник не пошел на это. И тогда его стали ежедневно в течение многих, многих дней и недель приглашать уже искушенные в партийной и идеологической работе люди, и проводить с ним как бы по-доброму беседы, и спрашивать о вере по много часов. Три часа один человек, три часа другой, три часа третий, и так много дней, каждый день его приглашали на такие беседы. Один собеседник сменял другого, а будущий архиерей с утра до вечера отвечал на все вопросы, лукавые и жестокие, и приходил домой совершенно изможденным и опустошенным, но с ним ничего не смогли сделать, как только лишить его регистрации.
Враг рода человеческого стал действовать через жену, которой тоже стали предлагать лучшую жизнь, и она искусилась на эту жизнь. И в один день жена и мать собрала свои вещи и ушла из дома, оставив своего мужа и на его попечении своих двух детей. Тогда суд обычно оставляла при разводе детей матери, а здесь, удивительно, он согласился оставить отцу, потому что отец поговорил со своей супругой и сказал: «Хорошо я отпускаю тебя, но дети останутся со мной», и она согласилась: «Да, ты, действительно, сможешь дать им лучшее, нежели я». И он лишился регистрации как священник и остался без средств к существованию. Но всё равно не сломался. Люди не бросили своего пастыря. Хороший пастырь никогда не останется брошенным, ему всегда люди принесут и средства, и продукты, и он не умрет никогда с голода. Так случилось и с будущим владыкой. Одна монахиня, еще когда только он стал священником, однажды на паперти сказала ему: «Ты будешь архиереем». Он только начинал семейную жизнь, у него еще не было детей. О каком архиерействе тогда могла речь вестись? Он даже не обратил на это внимания. Но так случилось, что потом он действительно стал архипастырем, выдающимся и ярчайшими архипастырем Русской земли XX века.
Я, как уроженец Курской области, могу засвидетельствовать, сколько сил владыка лично положил для того, чтобы привести в порядок жемчужину Курской земли — Сергиево-Казанский кафедральный собор, который строили родители преподобного Серафима Саровского. Он сам лично собирал средства не для себя, но для того, чтобы возродить Знаменский собор Знаменского монастыря, который в советское время был превращен в кинотеатр, обезображен до неузнаваемости, а сейчас является великолепным, огромным красивейшим кафедральным собором Курской земли. Сколько он лично положил трудов для того, чтобы возродить из небытия, с нуля полностью уничтоженную и разрушенную Курскую Коренную пустынь и хотя бы на время возвращать туда чудотворную икона Богородицы Курскую-Коренную. А затем уже, перед тем как уйти на покой, построил в Золотухино еще один монастырь, и, находясь на покое, он неустанно трудился. Будучи инвалидом, ездил на коляске, но руководил работами хозяйственными, сельскохозяйственными. А как он замечательно сам готовил, доил коров — он всё умел в своей жизни. И это один из наших недавних современников, который является тем, о ком можно сказать: вот лик Торжества Православия. Несмотря ни на какие условия, он не поступался ни временем, ни здоровьем своим, ни жизнью своей. Он был настоящим архиереем, он был настоящим христианином. И вот именно в таких людях запечатлелся свет Христов, и именно такие люди являются иконами Торжества Святого Православия. Я поздравляю вас с этим днем и желаю, чтобы Господь провел и нас через горнило нашей жизни и чтобы мы не поблекли, не потухли и не погасли, а только еще больше закалялась и возгорались в горниле испытаний.
Архипастырь призвал всех помочь в ремонте алтаря Воскресенского собора:
В алтаре нашего Воскресенского собора буквально с завтрашнего дня начнутся работы. И в течение поста, мы надеемся, приведем его в порядок. Там очень много грибка, много разных подтеков, почернели стены. К Вербному воскресению мы должны его полностью побелить и привести алтарь в порядок. Но для этого понадобятся средства. Поэтому, если у кого есть возможность, или вы знаете людей, у которых есть такие возможности, я прошу вас посильно принять в этом участие.
После Божественной литургии архиерей вручил епархиальные награды. За активное участие в строительстве храма священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, г. Твери и благоустройстве территории прихода награждены:
Глава митрополии наградил благодетелей медалями священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, III степени.
На богослужении митрополиту Амвросию сослужили: игумен Борис (Тулупов), протоиерей Павел Сорочинский, архимандрит Амфилохий (Желябовский), архимандрит Сергий (Швырков), иеромонах Агапит (Евдокимов), протоиерей Виктор Савин, протоиерей Вадим Желябовский, протоиерей Димитрий Курдюков, протоиерей Димитрий Марковский, священник Антоний Пласичук, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов.
Богослужебные песнопения исполнял смешанный хор Воскресенского кафедрального собора под управлением игумена Иова (Тараканова).
***
Со времени появления первых икон (II–III века) их связывали с идолопоклонством и богословским искажением. Защитники иконопочитания появились ранее кризиса иконоборчества, к их трудам поэтому и обращались святые апологеты иконопочитателей. Одним из величайших православных апологетов иконопочитателей иконоборческой эпохи был преподобный Иоанна Дамаскин, написавший три «Защитительных слова против порицающих святые иконы» в 730 году после сурового эдикта Льва III. Важнейшим защитительным аргументом он выдвигал воплощение Сына Божия, полностью и невозвратно изменившее взаимоотношения между Богом и сотворенным Им человеком. По словам святого Иоанна, воплотившийся Бог ранее никак не мог быть изображен, поскольку Он бестелесен и бесформен, ныне, по воплощении и жизни среди людей, можно изображать видимую Его сторону. Поэтому в соответствии с Никео-Цареградским Символом — «Бога истинна от Бога истинна» — Боговоплощение делает возможным изображение Бога и исключает тем самым идолопоклонство в отношении Его образа.
Обоснование иконопочитанию святой Иоанн нашел в трудах святителя Василия Великого (329–379 годы): «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется Ипостаси изображенного на ней», что зафиксировано Седьмым Вселенским Собором.
Пресс-служба Тверской епархии