02.04.2022 | Епархия

Архиерейское богослужение третьей родительской субботы совершено в Христорождественском храме в Рыбаках в Твери

2 апреля, в последний в этом Великом посту день родительской субботы, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в тверской церкви Рождества Христова, что в Рыбаках. Правящему архиерею сослужили благочинный I Тверского церковного округа протоиерей Павел Сорочинский, благочинный Конаковского церковного округа, первый настоятель храма после его возрождения протоиерей Пётр Дубяго, и.о. настоятеля священник Василий Бащук, руководитель административного секретариата священник Сергий Будков. 

На Литургии молились прихожане и гости прихода. На службе молились родители с детьми, многие из них причастились Святых Христовых Таин. В алтаре помогали дети-алтарники. Ребята помогали и в иподиаконстве: выносили рипиды.

В Христорождественской церкви, что в Рыбаках, особой святыней являются мощи святителя Митрофана Воронежского. Ковчег с частицей мощей святителя Митрофана хранится в приделе его имени, святыня всегда доступна для поклонения верующих. 

На сугубой ектении были вознесены прошения о больных и страждущих, о мире. Митрополит Амвросий прочитал молитвы о восстановлении Преображенского кафедрального собора Твери и о скором восстановлении мира.  На заупокойной ектении были помянуты усопшие.  

На Херувимской песни архипастырь помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы онлайн-просьбы о поминовении.

В конце Литургии архипастырь в сослужении духовенства совершил панихиду. На панихиде поминались об упокоении те, за кого накануне через сайт епархии были поданы просьбы о поминовении. После панихиды митрополит Амвросий освятил коливо.

Архипастырь обратился ко всем молящимся со словом о последней в Великом посту родительской субботе и поминовении усопших:

Вновь Господь сподобил нас явить любовь к тем людям, которые жили прежде нас. Среди них есть, конечно, те, которых мы знаем, и они было очень дорогими в нашей жизни. И всякий раз, вспоминая свои детство, юность и более зрелые годы, мы, конечно же, вспоминаем о встрече с этими людьми, которые занимали разное место в нашем сердце, но многие из них оставили неизгладимый след. И чем более яркие, добрые, милостивые и участливые в нашей жизни были эти люди, тем горячее молитва теплится об упокоении их бессмертных душ.

Сегодня мы вновь осуществили заповедь Божию — заповедь о любви, ведь Господь сказал о том, что, если мы будем иметь любовь между собой, мы и будем узнаваться как Его ученики. Но эта любовь не ограничивается рамками земного бытия, она безгранична, она простирается и за пределы нашей земной обыденной жизни. И эту любовь мы способны возносить туда, куда и нам надлежит в свое время уйти. И эта любовь уходит и производит там такое действо, о котором мы здесь, в рамках трехмерного пространства, не можем говорить, потому что мы не способны сформулировать до конца всё то, что в молчании и созерцании переживает верующее христианское человеческое сердце. Однако же этот опыт созерцания и молитвы, а главное — предание Церкви позволяет нам быть абсолютно уверенными, что молитвы наши не бесплодны и не бесполезны не только для тех, кто находится за пределами времени, но и для нас, живущих еще в этом пространстве и времени, потому что «слово не престает». Слово, произнесенное ныне, не только о них — оно и о нас. И тогда, когда мы окажемся за границей, разделяющей нынешнюю нашу земную жизнь и ту вечную жизнь, к которой мы все стремимся, мы поймем, что эти слова были не бесполезными и что мы обязательно получим ослабу от своих прежних согрешений, потому что эти слова будут свидетельствовать за нас, а не против нас, как многие наши падения и согрешения.

В Православной Церкви есть традиция поминовения. Традиции подчас не имеют какого-то очень четкого логического объяснения, но они складывались благодаря опыту Церкви. Например, когда мы помазываем елеем или ставим печать дара Духа Святого святым миром во время Крещения, мы, наверное, даже не задумываемся о том, почему именно на этих частях тела, именно на этих точках на теле младенца или взрослого человека, принимающего Крещение и Миропомазание, священник ставит крест или печать дара Духа Святого, освященным елеем или благословенным освященным миром. А ведь в этом есть свой смысл. И не только смысл, в этом есть опыт Церкви, который тоже имеет свои объяснения, но мы повторяем его в доверии прежде нас бывшим хранителям предания Святой Церкви. Но бывает так, что традиция прерывается. Она отправляется в забвение, и особенно это происходит тогда, когда Церковь обмирщается, когда прежнее поколение уходит, не успев передать опыт следующему поколению.

Я хорошо помню из своего детства, и многие, наверное, люди более зрелого возраста, находящиеся здесь, могут подтвердить, как прежде совершалось поминовение усопших. Даже тогда, когда храмы были закрыты и невозможно было добраться до далеко находящейся церкви, люди собирались в деревенских домах, у кого-то из верующих в семье или у отдельно живущих верующих христиан, чаще всего бабушек-христианок, и совершали по памяти своей или по каким-то оставшимся церковным записям поминовение усопших. И я очень хорошо помню, как люди приносили записку с именами своих родственников, обязательно приносили какую-то материальную жертву от трудов своих и полагали вместе с этой запиской, обязательно приносили свечу, некоторые сами делали восковые свечи, некоторые их покупали у тех, кто их делал, и обязательно приносили либо пирог, который сами испекли, либо какие-то иные снеди: что-то из того, что составляет необходимую пищу человека, и полагали их на канунный столик. И вот это всё вместе было непременным приношением для поминовения усопших сродников.

Если мы обратимся к опыту других Православных Поместных Церквей, у которых не было глубочайшего многодесятилетнего разрыва и потери традиции, которые была у нас, мы увидим, что панихида, отпевание и любое другое поминовение никогда не обходится без каравая, без хлеба, без свечи, без приношений. А в некоторых Поместных Церквах, как, например, в Сербской Церкви, обязательно на поминовение приносится испеченный свежий хлеб и вино, потому что там есть особая традиция вином поливать этот хлеб, и в память об усопших хлеб преломляется и раздается всем, кто участвует в молитве.

Я бы хотел, чтобы на нашей земле, как я вижу, потерявшей отчасти традицию, эта традиция тоже возобновилась. Дух творит себе форму, а форма сохраняет дух. И дай Бог, чтобы мы не были служителями просто формы без духа, но обязательно наполняли духом эти формы, не забывали о них и с помощью них в том числе сохраняли дух.

Да упокоит Господь души усопших рабов Своих, всех почивших наших сродников, всех новопреставленных ныне православных воинов и мирных жителей, всех, кого мы сегодня поминали в надежде, что и по нашим скудным приношениями и малой, но посильной молитве Господь и нас тоже в свое время разрешит от уз наших согрешений, простит нам всякий вольный и невольный грех и сотворит и нам Царствие Небесное, о котором мы молимся, поминая своих сродников.

Приветствую настоятеля храма отца Василия. Желаю, чтобы Господь помогал Вам в осуществлении своего пастырского призвания, в продолжении дела дедушки своего и тех родных, которые жизнь свою посвящали и посвящают Христовой Церкви, и желаю, чтобы те дела, которые здесь начаты были, и очень многое здесь было сделано отцом Петром, Вы бы продолжили и эту традицию дальше развивали.

Затем митрополит Амвросий всем молящимся преподал святой крест. Каждому также же были розданы антидор и освящённое коливо. 

После богослужения  архипастырь в сопровождении первого настоятеля храма протоиерея Петра Дубяго и нынешнего настоятеля священника Василия Бащука осмотрел храм и прилегающую к нему территорию. 

Справочная информация:

На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: протоиерей Павел Сорочинский, протоиерей Пётр Дубяго, священник Сергий Будков, священник Василий Бащук, диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, диакон Даниил Грудинский.

За богослужением пел хор храма под управлением Натальи Аникиной. 

***

Храм Рождества Христова (в Рыбаках) находится почти в самом центре Твери, по улице Вольного Новгорода (бывшей Косой-Новгородской, одной из улиц знаменитого трехлучья середины XVIII века), рядом с набережной реки Волги. В старину здесь находилась Рыбная слобода. Отсюда и прибавка к названию храма Рождества Христова — «что в Рыбаках». Церковь и сохранившийся рядом дом церковного причта составляют единый архитектурный комплекс.

Первое упоминание о храме Рождества Христова, что в Рыбаках, относится к 1626 году. Тогда храм и шатровая колокольня при нем были деревянные «в клетку рубленые». Храм имел один престол, а в 1709 году упоминается и придел во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Подробности об этом неизвестны.

В XVIII столетии храм Рождества Христова часто подвергался пожарам. При архиепископе Феофилакте был заложен новый, каменный храм Рождества Христова с приделом в честь апостолов Петра и Павла.

В день страшного пожара в Твери, 12 мая 1763 года, в храме во время богослужения сгорело более 30 человек, в их числе диакон и священник. Вся утварь и иконы сгорели, осталась только одна — в честь Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Оборотная сторона иконы сильно обуглилась. Эта местночтимая икона находилась в приделе святого Митрофана в особо устроенном киоте.

Храм был возобновлен и освящен в 1771 году. Через шесть лет был вызолочен иконостас в северном приделе, а на средства Екатерины II выстроен каменный двухэтажный дом причта. В 1838 году на средства купца П.Г. Кобелева построен и 17 октября освящен придел в честь святого Митрофана Воронежского. Также стараниями Кобелева храм был расширен, отремонтирован, стены украшены живописью.

Ежегодно в праздник святых апостолов Петра и Павла в Христорождественскую церковь совершался крестный ход из Спасо­-Преображенского собора.

Храм был закрыт в 1918 году. В советское время утрачены завершения церкви, верхние ярусы шатровой колокольни, полностью перестроен интерьер: помещение храма разделено перекрытиями на три этажа, свод в трапезной подшит деревянным потолком. Уничтожены росписи — стены заново оштукатурены и побелены, местами окрашены масляной краской. От всего прежнего внутреннего убранства храма сохранился небольшой фрагмент поздней масляной живописи. Здание использовалось отделением ДОСААФ и другими организациями, территория, примыкающая к храму, была плотно застроена.

После долгого перерыва богослужения возобновились в 2001 году. В 2010–2012 годы была проведена масштабная реставрация. В 2010 году выстроена колокольня. Воспроизведены утраченные в советское время белокаменные наличники восьмерика и апсиды. В 2013 году на колокольню подняли колокола.

На приходе организован Гуманитарный склад одежды и обуви с пунктами выдачи, налажена скоординированная работа по обеспечению малоимущих граждан необходимыми вещами; пункты приема от прихожан и выдачи нуждающимся и малоимущим прихожанам и гражданам одежды, обуви и предметов первой необходимости; работает воскресная школа, организуются краеведческие и церковные выставки.

Пресс-служба Тверской епархии

Фотогалерея

Смотреть все фото
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.