14 января, накануне празднования дня памяти преставления преподобного Серафима Саровского, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий посетил Крестознаменский приход в г. Кашине.
Владыка совершил в храме всенощное бдение. Ему сослужили благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков, настоятель храма протоиерей Димитрий Кунченко, протодиакон Роман Соколов, диаконы Иоанн Зорин и Игорь Наумчик.
На богослужении молились прихожане храма, глава Кашинского городского округа Г.Г. Баландин, первый заместитель главы администрации Кашинского городского округа В.Ю. Карюгин.
Митрополит Амвросий помазал молящихся освященным елеем и обратился к пришедшим на богослужение:
Однажды наши русские монахи направились в древний египетский монастырь; в тот монастырь, откуда начиналось общежительное монашество. Они посетили пустыни, где подвизались преподобный Антоний Великий, Макарий Великий и другие египетские отцы. Они оказались в атмосфере, в которой фактически после того, как подвизались эти подвижники, не прерывалась монашеская жизнь. К сожалению, в истории нашего русского монашества много было всплесков. Монашество в царское время часто зависело от воли императоров и императриц — одни сокращали монастыри, другие благоволили к ним, некоторые монастыри закрывались, переходили из одного разряда в другой; очень сильное влияние имела мирская жизнь, и одновременно не хватало, конечно же, той традиции, которая всегда продолжалась в древних монастырях. XX век очень много нанес ущерба монашеской жизни. Но она возродилась вновь благодаря гонениям и Великой Отечественной войне, ведь многие, кто пришли в наши монастыри и стали потом известными старцами, сначала воевали, защищали свою землю, а потом, обретя нередко веру именно в годы войны, оставляли мир и приходили в монастыри, становились монахами.
Но вот когда наши современные монахи прибыли к тем, которые являются носителями древней традиции, они стали спрашивать у них о разных аспектах монашеской жизни, задавать разные вопросы о духовной жизни. И среди этих вопросов был обычный не только для монашества, но и для нашей нынешней современной христианской среды вопрос — «а как вы боретесь с унынием?» И когда переводили этот вопрос, то египетские монахи не могли понять, о чем вообще идет речь. После того как переводчик сделал несколько попыток и довел смысл слова вопрошающих, игумен одного из монастырей рассмеялся. Вокруг этого игумена была братия, и когда он им сказал, о чем спрашивают наши монахи монахов египетских, вся братия стала улыбаться. Для них совершенно непонятным был этот вопрос, потому что они не знают, что такое уныние, что такое депрессия и что такое, как сейчас часто говорят, выгорание. Они рассмеялись и сказали: «Мы не знаем, что это такое, потому что с нами Христос, а мы со Христом. Разве, находясь возле Христа, можно унывать?»
Причем этот ответ исходил от людей, которые ежедневно находятся в некой опасности от тамошнего окружения и могут быть подвержены в том числе физическому уничтожению. И время от времени такого рода трагические случаи происходят в храмах и монастырях древних коптских христиан. Но у них нет и тени уныния. Потому что они знают, что вера во Христа — это вера радости; это вера, свидетельствующая о Воскресении Христовом и грядущем воскресении каждого из живших, живущих и грядущих жить на земле людей. И через призму этой веры любые невзгоды и тяготы жизни разбиваются. Если ты Христов, если ты христианин, нет никаких причин для уныния, для ненужной печали, для депрессии и сомнений, потому что Христос победил ад и смерть. А что еще нужно верующему человеку?
Если мы с вами вспомним представителей более старшего поколения, мы ведь тоже поймем, что подавляющее большинство из этих людей — несмотря на горе, печаль, потери, голод, войну, которую они пережили, — практически не знали, что такое уныние. Это слово я никогда в детстве не слышал от людей более старшего поколения. Его просто не было в обиходе. Им просто некогда было унывать. Они работали, выращивали хлеб, работали в колхозах, растили и воспитывали своих детей, они трудились, молились, жили и радовались жизни. Вот такой пасхальной верой и пасхальной радостью был напитан преподобный Серафим Саровский. Он буквально светился светом этой радости, давая всем приходящим к нему людям понять, что верующий человек должен жить радостью. На наших лицах очень часто этой радости не видно. Но на самом деле, если мы по-настоящему Богу доверяем, что бы ни происходило с нами и что бы ни происходило вокруг нас — никто и ничто не может этой радости у нас отнять. Поэтому праздник преподобного Серафима Саровского — это праздник, который преподносит нам урок радости. Я желаю, чтобы радость сопровождала каждого из нас на пути нашей жизни и чтобы никакие сомнения, печали, уныния, депрессии и выгорания нас никогда не одолевали, потому что с нами Христос, и эта пасхальная радость побеждает всё.
Архипастырь вручил награды благодетелям и труженикам храма. Медалью святителя Симеона, первого епископа Тверского, II степени награжден В.Ю. Карюгин, первый заместитель главы администрации Кашинского городского округа, — «За многолетнюю помощь Кашинскому благочинию Тверской епархии». Архиерейская благословенная грамота вручена: Е.В. Наумчик, казначею Крестознаменского храма г. Кашина, — «За усердные труды и в связи с 60-летием со дня рождения»; Е.С. Габуевой, регенту Крестознаменского храма г. Кашина, — «За усердные труды на благо Крестознаменского храма г. Кашина».
На всенощном бдении митрополиту Амвросию сослужили благочинный Кашинского церковного округа протоиерей Александр Рычков, настоятель храма протоиерей Димитрий Кунченко, игумен Дамаскин (Леонов), протодиакон Роман Соколов, диаконы Иоанн Зорин и Игорь Наумчик.
За богослужением пело трио под управлением Е.С. Габуевой.
***
Полное именование храма — в честь Явления Знамения Креста Господня над Иерусалимом. Деревянная Крестознаменская церковь впервые упоминается в 1621 г. В 1782–1784 гг. на правом берегу Кашинки была возведена небольшая и скромная каменная Крестознаменская церков, подобная большинству кашинских храмов второй половины ХVIII в. В 1869–1872 гг. Крестознаменский храм был расширен по проекту гражданского инженера А.С. Федотова. К трапезной заново пристроили ее западную половину и притвор с лестницей, устроенный наподобие паперти Входоиерусалимской церкви, но оформленный аналогично старой части здания; вплотную к нему воздвигли колокольню со шпилем, значительно превышающую сам храм. Своим легким и стройным силуэтом она во многом походила на колокольни Богоявленской и Ильинско-Преображенской церквей. Основу композиционного строя составляют ордерные элементы и другие мотивы классицизма. Ныне это сооружение играет роль ведущей доминанты западной части города.
В 1929 г. сняты колокола и разобран иконостас. В 1936 г. снесены шпиль и кресты, восстановлены в 1970 г. при реставрации. С 1946 г. в здании церкви располагался Кашинский райгорархив.
В 1993 г. здание было передано церкви как приписное к Вознесенскому собору и начались богослужения и реставрационные работы.
С сентября 2020 г. Крестознаменская церковь является самостоятельным приходским храмом.
15 октября 2020 г. митрополит Амвросий посетил храм, а 15 октября 2021 г. подписал для него антиминс.
Пресс-служба Тверской епархии